Васильевская церковь. Церковь в честь Святого Василия Великого (Трёхсвятительская). Утраченные храмы Киева. Свято-Васильевский женский монастырь

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. В его экспозиции - только шедевры. Их можно пересчитать по пальцам - эти жемчужины искусства Святой Руси. И в этом «Святая Святых» выставлены две иконы из сельского храма, о котором пойдет речь: церкви Святителя Василия Великого (с. Васильевское, Старицкий р-н Тверской области). «Одна - с Богоматерью Одигитрией и святителем Николаем Мирликийским на обороте, - читаем мы в путеводителе по Музею Андрея Рублева (Москва, 2012), - вторая - с фрагментарно сохранившимся «Рождеством Богоматери» и полностью переписанной в позднее время оборотной стороной». Авторы путеводителя характеризуют их как «лучшие памятники тверской иконописи в собрании музея». «Значение и художественный уровень [икон], - пишет в замечательном исследовании «Село Васильевское и деревня Рамейково. Церковь Свт. Василия Великого. Этнографический очерк» (Старица, 2013) этнограф Марина Анатольевна Зенина (родители которой, раскулаченные в начале 30-х гг., родом из д. Рамейково), - показывает включение их в самые крупные публикации музея: «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств ХIV - ХVI вв.» 1970 г., «Живопись Древней Твери» 1974 г., а также во все значительные издания, посвященные самому музею (1972 г., 1989 г., 2007 г. и др.)».

Что же это за храм, сохранивший для потомков столь удивительные сокровища? Приведем важнейшие сведения о нем, взятые, главным образом, из упомянутого исследования М.А. Зениной.

История церкви теряется во глубине веков. Из опубликованных в 1877 г. под редакцией Н.В. Колачева «Писцовых книг ХVII века» точно известно, что церковь Василия Великого в 1594 г. уже существовала. В документе указано: «в церкви образы, и книги, и свечи, и все церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова, да на колокольнице колокола». Служили в ней - поп, проскурница, пономарь: «а дворов в селе: дв[ор] попов, дв[ор] проскурницын, дв[ор] понамарев, да 8 келей, а в них живут нищие, питаютца о церкви Божии». Судя по этим сведениям, приход был состоятельным и храм не бедствовал. Ведь при нем окормлялись три представителя духовенства, вероятнее всего с семьями, да еще призирались как минимум 8 человек нищих.

Но 1594 г. - это первое упоминание о храме в источниках. Наверняка он существовал и раньше. Ведь в 1594 г. церковь выглядит уже оснащенной всем необходимым: в ней есть и колокольня с колоколами, и образа, и книги. Да и клир с призреваемыми нищими вполне обустроен. В этой связи любопытно отметить, что в документе 1594 г. храм характеризуется как «церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова». А в более раннем документе, 1470-80-х гг., упоминается некий Василий Поликарпов (Полукарпов). Не он ли и возвел приблизительно в то же время, то есть в 1470-80-х гг., храм? В пользу этой версии говорит совпадение имени Поликарпова - Василий и названия храма - Василия Великого! Известно, что на Руси среди состоятельных людей было принято строить церкви в честь своих небесных покровителей.

Но вполне возможно, что храм еще более древний. Ведь упомянутые в начале очерка иконы датируются исследователями первой четвертью (первая) и первой половиной (вторая) ХV века. Конечно, иконы могли быть написаны и не для этого храма, и быть переданы туда позже. И все же!.. А Василий Поликарпов во второй половине ХV века мог возвести новое здание церкви, разобрав прежнее за ветхостью. Как это сделали его далекие потомки в начале ХIХ века.

Достоверно, по документам, известно, что существующая в настоящее время церковь во имя свт. Василия Великого была построена в 1807, 1875 гг. на месте более старой. В 1807 г. возведен из старицкого белого известкового камня на средства прихожан главный храм. А в 1875 г. к его западной стороне пристроены выполненные из кирпича трапезная и трехъярусная колокольня. Причем, трапезная завершалась двумя приделами.

Итак, по окончании строительства в церкви имелось три престола: главный (белокаменный) - во имя свт. Василия Великого, правый (кирпичный) - во имя Святой Троицы и левый (также кирпичный) - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Главный престол с очень высоким куполом - холодный, правый и левый, в сравнительно низкой трапезной - теплые, отапливавшиеся горячим воздухом по воздуходувам, отведенным от печей. Основной объем храма представляет собой восьмерик на четверике. Апсида - одна, большая, пятигранная, с пятигранной кровлей. На ее внешней стороне, в центральной части, находилось выполненное на железном листе изображение Свт. Василия Великого, к сожалению, ныне утраченное. Святой был написан в темном одеянии. «Все молились иконе Василия Великого, - вспоминает Константин Егорович Филиппов. - Как идешь, эту икону видно, святой как будто кого-то охранял. Впечатление такое сильное, что даже кровь в жилах застывала. Даже боялись на кладбище ходить. Мы до сих пор помним свои ощущения».
Внутри храм был украшен росписью. По сведениям 1915 г., живопись в холодном приделе выполнена живописцем с. Иваниши Старицкого у. (имя, к сожалению, не указано), в теплых приделах - старицким живописцем Н.Еф. Жуковым. В настоящее время сохранились только фрагменты росписи. На правой боковой стене свода, примыкающего к главному приделу и ведущему в помещение трапезной, - многофигурная сцена, в том числе, три святителя. На западной стене трапезной с обеих сторон - сцены с изображением Иисуса Христа.

В главном приделе частично сохранился резной деревянный иконостас.

В настоящее время известны семь икон из церкви с. Васильевское. Они были обнаружены экспедициями Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, руководимыми главным хранителем музея В.В. Кириченко - 6 икон в 1967 г. и 1 («Рождество Богоматери») в 1968 г.

Итак, две уже упомянутые древние двусторонние запрестольные выносные иконы (на древках, их выносили из алтаря на крестные ходы во время главных праздников): «Богоматерь Одигитрия (Смоленская); Никола Чудотворец» первой четверти ХV в. и «Богоматерь Толгская; Рождество Богоматери» первой половины ХV в. Кроме того, «Св. Николай с 12 клеймами» ХVII в., «Св. Сергий Радонежский с 16 клеймами» ХVII в., «Деисус: Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча» ХVIII в. (3 иконы). Деисус впоследствии был передан из Музея им. Андрея Рублева во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

К сожалению, другие иконы, находившиеся в храме (а их по воспоминаниям местных жителей было немало), хоругви, утварь и т.д. были утрачены, в основном, в «лихие 90-е».
Но вернемся к истории церкви Свт. Василя Великого. Она была закрыта в 1930-е гг. Называются разные годы: 1934, 1936, 1937-й.

К моменту закрытия в храме служили два священника: о. Анатолий Вишняков и о. Иоанн (фамилия пока не установлена). Местные жители их хорошо помнят и отзываются по-доброму. «Это была очень добропорядочная семья»; «На их семью молиться и креститься надо» - о семье о. Анатолия. Жена о. Иоанна была портнихой и учила жить деревенских девочек, а сам он любил рисовать - о семье о. Иоанна. О. Анатолий жил в с. Васильевском, недалеко от церкви, по правой стороне села. Дом не сохранился. Возможно, его сожгли в период немецкой оккупации. На этом месте сейчас находится дом № 20. О. Иоанн жил в д. Рамейково, отделенной от с. Васильевского речушкой Улюсть: в части деревни, примыкающей к речке. Его дом располагался слева от дома № 6, если стоять лицом к последнему. В доме № 6 ныне проживает Валентина Афанасьева Горшкова (в девичестве - Соколова). Бывший же дом о. Иоанна номера не имел. (Нумерация строений в д. Рамейково поздняя и крайне запутанная, поэтому приходится прибегать к описательному методу). Бывший дом о. Иоанна сгорел где-то в начале 1990-х. По слухам, его подожгли ради получения страховки. До тех пор, пока действовала церковь, был и псаломщик. Он проживал в сохранившемся доныне доме № 16 с. Васильевского.

Местные жители называют разные годы ареста священников: 1932, 1933, 1934, 1936, 1937-й. «О. Иоанна и о. Анатолия забрали одновременно - вечером они были, а наутро их никого уже не оказалось, то есть арестовали ночью, - вспоминает Анна Александровна Зенина (в девичестве - Иванова). - Никто не видел, как их забирали». «Семью, наверно, выселили и угнали в Сибирь. Колокола сняли», - рассказывает Надежда Ивановна Смирнова (в девичестве - Филиппова). Известно, что дочь о. Анатолия, Ия Анатольевна Вишнякова, 1922 г.р., в 1960-е гг. работала в г. Калинине (Твери) в средней школе № 17. Несколько лет назад, - вспоминает Людмила Федоровна Демьянова (в девичестве - Виноградова), - она приезжала в Васильевское, тогда ей было уже за 80 - «обошла весь храм, где служил ее отец». У Ии Анатольевны есть сын. Может быть, они отзовутся?

После ареста священников храм закрыли, а в здании разместили колхозные кладовые (склад) и мастерские. По воспоминаниям В.А. Горшковой, иконы начали растаскивать еще во время существования склада. «Но пока был склад, многие из них еще оставались, в перестройку иконы еще висели внутри, - вспоминает К.Е. Филиппов. - Хоругви лежали в небольшом помещении. Потом двери уже не запирались, все иконы и хоругви исчезли. Поскольку в церкви были керосин, бензин и азотистые удобрения, от фресок мало что осталось. В 1980-е гг. сняли паникадило и увезли в неизвестном направлении». «Лет 15 назад, - вспоминала в 2012 г. Елизавета Михайловна Смирнова (в девичестве - Филиппова), - приехали какие-то люди, привезли огромную лестницу, вырезали фреску и увезли ее не известно куда».

После закрытия храма религиозную жизнь в с. Васильевском и д. Рамейкове долгое время поддерживали две замечательные женщины: Анна Антоновна Соловцова («главная») и Вера Матвеевна Молоткова. Возможно, раньше они прислуживали в церкви. Когда не стало священников, они крестили, отпевали - читали молитвы, проводили крестные ходы. «Эти две женщины, - вспоминает А.А. Зенина, - и по виду напоминали монахинь - были одеты в черное. Они ходили отсюда пешком, вероятно, в Тверь (60 км), так как там оставались действующие церкви». «Во время первого выгона скота на пастбище в мае (очевидно, на день Св. Георгия), - вспоминает Л.Ф. Демьянова, - А.А. Соловцова и В.М. Молоткова с иконами ходили: шел скот, потом они с иконами, а за ними все остальные люди… В 1953-1955 гг. крестные ходы еще были, а при Хрущеве их уже не было».

Закрыли церковь, запретили крестные ходы, проходили годы, десятилетия, но память о жизни со Христом не умирала. Н.И. Смирнова рассказывает о своем детстве: «Ходили молиться Богу. Мама повяжет платок красивый, и я пойду. Я когда молилась, смотрела только наверх - все было разрисовано, красиво - Богородица и святые. Все сделано под золото, чисто, красиво. На стенах сделаны выгибы - одна выемка, вторая. В церкви помещение большое: стоят по рядам - так много народа… На Пасху ходили вокруг церкви - в 12 часов ночи, а потом придут домой и разговляются». А вот воспоминания А.А. Зениной о ее походах в церковь вместе с мамой, Татьяной Ивановной Ивановой: «В церковь ходили утром. Вход был со стороны колокольни… Главный придел был очень красивый и отличался от трапезной. Служба проходила в теплом приделе. Я приходила и вставала рядом с мамой, везде висели иконы, лампадки горели. Помню, как я однажды стояла в церкви, и казалось особенно красиво…»


Духовная красота, жизнь по заповедям Христовым, благодать соборной молитвы в родном храме, думалось, навсегда ушли из с. Васильевского. Но Бог поругаем не бывает. В 2008 г. чаяниями о. Романа (Ожерельева), священника расположенного неподалеку от с. Васильевского храма Свт. Николая, принадлежащего подворью тверского Христорождественского монастыря, в церкви свт. Василия Великого возобновились богослужения. В том же 2008 г. «усердием и иждивением» Леонида Васильевича Дворникова (04.03.1951 - 21.04.2012) в храме начались восстановительные работы. Активное участие в них приняли Алексей Васильевич Бурлаков, Николай Григорьевич Кожевников, Александр Федорович Васильев. В трудах по обустройству храма и благоустройству территории участвовали Константин Егорович, Татьяна Семеновна и Максим Константинович Филипповы, Фаина Анатольевна Чумикова, Валентина Александровна Васильева, Елена Вячеславовна Хухрова, Людмила Аркадьевна Русакова, Наталья Михайловна Иванова, Марина Анатольевна Зенина и многие другие. Под духовным водительством о. Романа в храме свт. Василия Великого возрождается приходская жизнь. К сожалению, 21 апреля 2012 г. ушел в лучший мир главный благотворитель - Леонид Васильевич Дворников. Приостановились работы по восстановлению храма. Особенно тяжелая ситуация с трапезной, где, как мы помним, расположены два престола: много лет назад обвалилась крыша, в помещении гуляет ветер, идет снег, дождь, сыпятся остатки фресок… Приглашаем всех, кому не безразлична судьба Отечества, Русской культуры, Веры Православной, оказать посильную помощь в возрождении церкви свт. Василия Великого в с. Васильевском. Желающие помочь, могут обратиться:

в Православный Приход в честь иконы Божией Матери «Знамение»
д. Броды Старицкого района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви,
настоятель священник Роман: 8-904-026-95-69, 8-930-150-56-37
председатель приходского совета Наталья Васильева: 8-910-531-96-65

А также перечислить денежные средства - реквизиты указаны на странице

К.и.н. М.М. Горинов

Существующий каменный храм во имя Св. Живоначальной Троицы (Троице-Васильевский) заложен в 1743 г. и окончен в 1751 г. «иждивением орловского купца Николая Васильевича Кузнецова с прихожанами». Храм двухэтажный, первый этаж был теплый, верхний - холодный. Первоначально имел три престола: вверху - во имя Св. Троицы, внизу - Св. Василия Великого, в правом приделе - Св. Никиты.

Каменная колокольня построена в 1802 г. В 1867 г. храм расширен на средства орловского купца Енфимия Семеновича Шелкова пристройкой с обеих сторон в два этажа. В 1881 г. вокруг церкви устроена кирпичная с железной решеткой ограда. 3 сентября 1872 г. в верхней церкви протоиереем Иоанном освящен с правой стороны придел во имя Св. Тихона Задонского, а 5 июля 1880 г. в ней же слева протоиереем Александром Павловским освещен придел во имя Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». В 80-е годы был освящен придел в нижнем храме с левой стороны во имя Св. великомученицы Варвары, иконостас которого был изготовлен на средства прихожанина Павла Ивановича Афанасьева. Таким образом, церковь к концу столетия стала двухэтажной и шестипрестольной - единственной в городе Орле.

В 1896 г. произведен ее капитальный ремонт снаружи, в ходе которого, в частности, были позолочены кресты и главы, а верхний ярус колокольни переложен заново.

В 1899-1900 гг. была отремонтирована нижняя церковь, стены и потолки расписаны живописью, устроены 4 вентиляционные печи. Плотницкие работы производил подрядчик Косма Егорович Овечкин, иконостасные - болховский купец Петр Павлович Абашин, каменные и штукатурные - подрядчик П. М. Тиморин и др. На колокольне было 8 колоколов, один из которых массой 318 пудов был приобретен в 1849 г.

В числе прочего были заменены иконостасы на новые, в проходной арки по новому рисунку в форме иконостасов устроены места для икон. С правой стороны спасителя Б.М. «Страстная», Иоанна Крестителя, Вмч. Пантелеймона. С левой стороны Святой Троицы, Б.М. «Взыскание погибших», Св. Тихона Задонского, Феодосия Черниговского. Устроены два новых балдахина для икон «Млкопитательницы», Пр. Тихона Калужского, два поставных киота для икон Б.М. «Скорбящая» и трех Св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, устроен поставной крест с изображением распятия с предстоящими. Особо чтимыми были иконы Святой Троицы в серебряно-вызлащенной ризе, Б.М. «Взыскание погибших» в серебряно-вызлащенной ризе с бриллиантами и икона Пр.Тихона Калужского в серебряно-вызлащенной ризе. Достоверно известно, что болящие люди получали исцеление после чтения акафиста и совершения водосвятного молебна у икон Пр.Тихона Калужского, Б.М. «Млекопитательница».

В 20-е годы Троице-Васильевская церковь некоторое время принадлежала обновленцам, но была закрыта из-за отсутствия прихода. В 30-е годы храм утратил верхние ярусы колокольни и венчавшую главный объем главку, восстановленную в 1989 г. С этого времени храм использовался не по назначению. С 1951 года в здании располагался обком ДОСААФ, с 1972 года здесь находился городской технический клуб. В конце 1999 годов здание церкви арендовала хозрасчетная организация ООО «За рулем».

Решением Малого Совета орловского областного Совета народных депутатов от 6.07.93 № 81-7 здание храма отнесено к памятникам архитектуры регионального значения. Охранное обязательство по недвижимому памятнику религиозного значения было подписано 3 июля 2005 года.

24 июня 1999 года по решению городского Совета народных депутатов здание храма передано Орловско-Ливенской епархии. Настоятелем назначен протоиерей Сергий (Крючков С.Ю.). 21 июля 1999 года в день празднования Б.М. «Казанская» проведено первое богослужение.

12 февраля 2000 года в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого архиепископ Орловский и Ливенский Паисий совершил освящение престола Василия Великого. В настоящее время храм является действующим. Согласно православному календарю совершаются богослужения, работает воскресная школа для детей и взрослых. Продолжаются ремонтно-восстановительные работы на средства прихожан, частных лиц, многих предприятий и организаций города Орла.

В 2010-е годы роспись храма выполнена художником Смородиновым.

По материалам Троице-Васильевского храма

Храм в честь Василия Великого в селе Васильевское Тверской епархии

В советское время закрыт. Здание постепенно приходило в запустение и использовалось не по назначению.

В начале 1990-х годов века церковь была открыта. С этого времени настоятелем церкви является отец Николай Дикий .

Архитектура

Один из интереснейших тверских храмов конца XVIII века с объемно-пространственной композицией в духе XVII века и барочным декором фасадов; выразительная по архитектуре колокольня выдержана в стиле зрелого классицизма.

Церковь господствует в панораме села и является вертикальной доминантой всей округи. Она стоит у перекрестка дороги и главной улицы села, на возвышенном месте, от которого к востоку рельеф понижается к реке Ведемья. При нем оставалась прежняя деревянная колокольня, оставшаяяся от прежней дереянной церкви, вместо которой в г. прихожане просили построить новую каменную по представленному проекту. Старая колокольня сгорела 9 сентября во время пожара, уничтожившего также почти все крестьянские дома, 10 церковных лавок и деревянную ограду вокруг церкви. Тогда же сгорели пять глав на храме. Строительство каменной отдельно стоящей колокольни началось в , но в оно еще не было завершено. Во время пожара 14 апреля 1823 были уничтожены западная паперть и деревянные крыши алтаря и южной паперти (построенной, очевидно, в l-й четверти XIX века. В территорию кладбища вокруг церкви обнесли каменной оградой (не сохранилась). Новая трапезная с приделами Архангела Михаила и Митрофания Воронежского возведена в 1837-44.

Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными цоколем и деталями в настоящее время утратило своды трапезной; главы храма и колокольни, а также верхняя часть стен трапезной восстановлены в 1990-е годы.

Храм принадлежит к редкому для своего времени двустолпному пятиглавому типу с трехчастной апсидой . Крупный прямоугольный, слегка вытянутый по продольной оси объем завершен четырехскатной кровлей, над которой возвышаются широкорасставленные глухие цилиндрические барабаны с луковичными главками. Более узкая и низкая апсида своеобразной трехлепестковой формы увенчана маленькой главкой над граненой кровлей. Стройная пластически развитая трехъярусная колокольня состоит из мощного нижнего четверика и двух восьмериков с узкими диагональными гранями. Широкая трапезная охватывает с трех сторон нижний ярус колокольни и западные части храма.

Фасады двусветного четверика храма, разделенные на два яруса тонким карнизом и завершенные упрощенным антаблементом, имеют необычную композицию в четыре оси проемов. Средняя часть в две оси выделена рустованным ризалитом с треугольным фронтоном над проемами первого света. На углах и между окон на западном фасаде помещены широкие гладкие пилястры, декорированные под карнизом фигурной накладкой. Верхние арочные окна и нижние с лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с замковыми камнями, импостами и консолями. Боковые фасады благодаря смещению портала относительно средней оси к востоку асимметричны. С южной стороны к храму пристроена паперть с двумя приземистыми колоннами, фронтоном и двускатной кровлей над крестовым сводом. Над южным порталом замковый камень и фестоны под импостами украшены рельефными головками херувимов. Трапезная с пятью равномерно расставленными прямоугольными окнами на южном и северном фасадах декора не имеет. Нижний ярус колокольни оформлен необычными шестипилястровыми портиками с расширенным центральным интерколумнием и пологими фронтонами над высоким антаблементом. Угловые пилястры рустованы. Верхние восьмерики прорезаны арочными проемами звона, а их диагональные грани, выделенные раскреповками, акцентированы парами тосканских колонн. Над арками третьего яруса пробиты круглые окна-резонаторы.

Интерьер храма отличается исключительно редкой конструктивной структурой: два поставленных на поперечной оси четырехгранных столба со срезанными углами поддерживают при помощи подпружных арок сложную систему перекрытий, состоящих из частей коробовых сводов с распалубками. Трапезная была перекрыта крестовыми сводами. Помещение нижнего яруса колокольни включает узкий основной проход на продольной оси с двумя парами глубоких полукруглых ниш и два квадратных помещения на поперечной оси. Кирпичная лестница на второй ярус колокольни расположена в толще западной стены трапезной с наружным входом у ее северо-западного угла.

Клеевая живопись в интерьере храма, возможно, первоначальная, поновлялась в 1840-х годах, а на рубеже XIX-XX веков была прописана маслом. Росписи в стиле классицизма необычны по иконографическому составу. На сводах изображены "Новозаветная Троица", архангелы и евангелисты в медальонах. На боковых стенах композиции расположены в три яруса: в верхнем нетрадиционно для этого места написаны апостолы, в среднем - редко встречающиеся в это время сцены Вселенских соборов; живопись нижнего яруса ("Жертвоприношение Авраама" и избранные святые) не сохранилась. Большую часть западной стены занимает "Тайная вечеря". Очень интересны пышные гризайльные композиции с атрибутами церкви и головками херувимов в медальонах, расположенные на подпружных арках, в верхней части столбов и на лопатках стен. На своде апсиды изображено "Отечество". Сохранился остов главного четырехъярусного иконостаса 2-й пол. 19 в. в духе эклектики, его резное убранство утрачено. Пол в храме выложен метлахской плиткой с ковровой дорожкой на продольной оси.

Во внешнем оформлении использованы киевские, смоленские и гродненские приёмы, создающие строгое и одновременно богатое убранство храма. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в -1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым . Росписи в церкви выполнил выдающийся живописец Блазнов, Александр Петрович . Также сохранились фрагменты древнерусских фресок. Рядом расположен женский Свято-Васильевский монастырь, построенный в псковском архитектурном стиле одновременно с реставрацией храма. В комплекс входит келийный корпус и колокольня. К 1000-летию Васильевской церкви установлен гранитный крест.

История храма

  • предлагалось для исследования развалин и составления проекта реставрации командировать в Овруч колежского секретаря А. В. Щусева
  • руководство проектом восстановления возложить на Волынское Епархиальное Владимир-Васильевское братство во главе с первосвященным Антонием Храповицким

В период реставрации при церкви был построен женский Васильевский монастырь, сооружения которого, расположенные на юго-восток от храма, выполнены в формах псковской архитектуры по проекту архитектора В. Н. Максимова . Территория храма была немного расширена: прикуплены несколько соседних участков овруцких мещан для учреждения женского монастыря. Согласно Указа Св. Синода № 6612 от 1910 года при Васильевской церкви был учреждён женский монастырь, получивший участок земли с лесом в 24 десятины. В руководстве работами по реставрации храма принимал участие и помочник Щусева - В. А. Веснин . Постройка храма обошлась в 88 тыс. рублей. Также, Николай II пожертвовал 10 тыс. рублей из личных средств на иконостас, паникадило и лампады. В интерьере памятника сохранились фрагменты древних фресковых росписей, имевших позолоту. В -1911 годах храм расписан художником А. П. Блазновым фресками по образцу Новгородской Спасо-Нередицкой церкви . При росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче известный русский живописец Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». В октябре 1910 года художник расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства. Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка . Одну из композиций выполнил художник Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок. В начале 1911 года все работы по восстановлению храма были закончены.

Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие Васильевской церкви

Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие отреставрированной Васильевской церкви

При вьезде в город Государя приветствовали представители Овруча . По обе стороны дороги тянулись ряды учащихся церковных и министерских школ с национальными флагами - всего около 2 тыс. детей. На городской площади выстроен был почётный караул 41-го Селенгинского пехотного полка и две роты потешных - одна из учеников Овручской и «Любаркинской» (цит. по ист.) второклассных церковных школ, а другая из учащихся министерских школ. Приняв парад потешных, царь обошёл все депутации: от дворян Волынской губернии , Губернского и Овручского земства, города Овруча, от крестьян Житомирского и Овручского уезда с их мировыми посредниками, представителей от волынских церковных школ с епархиальным наблюдателем и депутацию от министерских школ во главе с директором народных училищ Волынской губернии П. А. Тутковским. Когда Государь, окружённый своей свитою, принимал представлявшихся ему, в это время звонили в городских церквях, в том числе, в церкви св. Василия, из которой навстречу царю вышел крестный ход во главе с архиепископом Антонием . Крестный ход при пении хора монашек остановился в ограды церкви, ожидая Государя. Когда царь подошёл к храму, владыка Антоний приветствовал его длинной речью. После входа в храм началась литургия («царь коленоприклонённо молился»). Архиепископ приподнёс Государю храмовую икону святителя Василия Великого, а игуменья Павла - заздравную просфору . Антоний обратился к Государю с речью. Государь принял и «облобызал» святую икону и взял просфору. После окончания литургии, Николай II слушал академика Щусева о его реставрации. Затем Его Величество проследовал в покои настоятельницы: монахини пели тропарь, а стоявшие в ограде потешные «взяли на караул», и учащиеся церковных школ под руководством З. Волошкевича приветствовали Государя пением «Многие лета…» Николай II осмотрел монастырский корпус и внешний вид храма, поблагодарил архиепископа Антония за тёплый приём, осенив себя крестным знамением, при воссторженных кликах «Ура!!!» - выехал обратно на станцию Коростень .

В связи с приездом царя, был приведён в порядок центр города Овруч : уложена новая мостовая, отремонтированы дома, магазины. Сохранилась фотография И. Дубинского о приезде царя: государь стоит впереди своего окружения, в нижнем правом боку, будто одевает белые рукавички. Солдаты стоят точно на подбор: одинакового роста, высокие, стройные, подтянутые. Офицеры все с усами, с бородками. Ученики в белых рубашках, чёрных брюках. .

Свято-Васильевский женский монастырь

В строительстве Свято-Василиевского храма активно работали сёстры женской Общины. Первой настоятельницей Общины была монахиня Лидия, а после её смерти 1906 года управление Общиной было передано на инокиню Павлу. Сёстрам ежедневно приходилось исполнять тяжёлые работы. Они брали участие в строительстве кирпичного завода и двухэтажного каменного жилого корпуса будущего монастыря. Статус монастыря Община получила в 1910 году , а в 1912 году - обновлённая церковь святого Василия Великого стала соборным храмом Овручского Свято-Василиевского женского монастыря.