Время поста с женой. Пост и воздержание в супружеской жизни. Русские канонисты об отношениях супругов в посты

Михаил, Краснодар

Действительно ли за супружеские отношения в посты отлучают от причастия?

Добрый день. Интересует ряд вопросов, касающихся интимных отношений между венчаными супругами в определенные периоды года. Как известно, у старообрядческих священников нет единого мнения по поводу епитимии и возможности допуска к причастию супругов, у которых во время постов были супружеские отношения. Кто-то отлучает от причастия за невоздержание только в Великий пост, кто-то за все 4 годовые поста, а есть мнение, что воздержание обязательно только в Страстную и Светлую недели (после Пасхи). Также разное мнение бытует и в отношении воздержания в определенные дни недели - в среды и пятницы и накануне воскресных и праздничных дней. Хотелось бы понять, какие существуют правила по этому поводу в древних уставах. Спаси Христос.

Здравствуйте. Вопросы о супружеской жизни мне, как и любому другому священнику, задают довольно часто. И тогда приходится цитировать слова Апостола Павла из первого послания к Коринфом:

Жене муж должную любовь да воздаёт, такоже и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Такоже и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим.

Один из величайших проповедников воздержания и покаяния за всю историю Христовой Церкви, святой Иоанн Златоуст , толкуя эти слова апостола, так пишет: «жена не должна воздерживаться против воли мужа и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой».

Святая Церковь имеет также 13 правило святого Тимофея Александрийского .

Вопрос 13: совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим.

На тему же Великого поста приведу поучения и авторитетные мнения святых древней Русской Церкви:

А отъ женъ не отлоучайте по нуже, оже сами не изъволять по съвету подроужьихъ своихъ. А намъ повелҍно есть тако, еже чистҍй недҍли и страстнҍй и въскреснҍй до конца, тъ тҍхъ трьи недҍль възбраняйте. А се слышалъ же есмь, оже дорузии попы глаголють дҍтемъ своимъ: Оли все говенье не лежiте съ женами, тъже дадимъ причастiе, - тъ того нҍтоуть. А вы, попове боудуче, оже въсхочете слоужити коли, тъ чи на много днiй отлоучаетеся отъ попадiй своихъ?! И оли то попомъ боудя, аже нъ простьчи, то любо си боудоуть и въ говҍнiи не оублюлися отъ женъ, дайте причащенiе... (Поучение Новгородского архиеп. Иоанна II (Илии), цит. по: Памятники древнерусского канонического права, Русская историческая библиотека, т. 6.).

В переводе на современный русский:

«А от мужей не требуйте, чтобы воздерживались от жен, если только они сами не станут это делать по согласию со своими супругами. Ведь нам предписано соблюдать только лишь Чистую, Страстную и всю Светлую седмицы, так что относительно этих трех седмиц и поучайте. А еще я услышал, что некоторые священники заявляют своим чадам: Допустим причащаться на Пасху, только если весь Великий пост воздержались от жен, — а вот нет такого правила! Вы-то сами, отцы, когда соберетесь служить, неужели по многу дней воздерживаетесь от своих жен?! И если уж для священников нет такого требования, то уж тем более для простецов; так что если кто-нибудь и не воздержался от супружеского общения в посту, допускайте его причащаться».

Прашaхъ: дост0итъ ли дaти томu2 причащaние, ћже в8 вели1кіи п0стъ совокўплћєтсz с8 жен0ю своє1ю? - Разгнёвасz: ци ўчите речE, воздержaтисz въ говёние t женъ? Грeхъ вы в8 т0мъ! - Рёхъ; напи1сано, владhко; eсть бо въ ўстaвэ въ бэлечьскомъ, ћко добро есть блюсти1сz, ћко Христ0въ п0стъ eсть. Аще не м0гўтъ, въ прeднюю недeлю и3 послeднюю. И# Фе0досъ, речE, ў митрополи1та слhшавъ, написaлъ. - Тaкоже не ни напсaвъ, речE, ни митрополи1тъ, ни Фе0досъ, развэ недёлz прaзьдникъ; а прaздное недёли вси дни1е, ѓки днjе недёлz. Ѓще ли створи1тъ тaко, запрети2 емќ пaки твори1ти. Ґ хотsче комќ причащaтисz в8 недёлю, то в8 суб0ту и3змhтисz рaно, и3 пaки къ женE въ понедёльникъ на вечеръ. (Ответы Новгородского епископа Нифонта, вопрошание Кириково, цит. по: Памятники древнерусского канонического права, Русская историческая библиотека, т. 6.).

В переводе:

«Спрашивал: а следует ли допускать причащаться тех, кто был со своей женой в Великом посту? <Святитель Нифонт> рассердился: Вы что, учите воздерживаться в посту от своих жен?! Грех на вас за это! — Я ответил: Владыко, но ведь так написано в уставе для мирян, что хорошо бы воздерживаться, ибо это пост Христов. И Феодосий так написал, со слов митрополита. — <Святитель ответил>: ничего подобного ни митрополит, ни Феодосий не писали. <Речь> только о воскресеньях и Светлой седмице. Ведь на Светлой седмице все дни — как воскресенья... А если кто хочет причаститься в воскресенье, то пусть с утра в субботу омоется, а в понедельник вечером снова может быть с женой».

Но есть и другое мнение. В Требнике можно встретить предписание:

От жен воздержатися весь святый Великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова.

Но это поздняя вставка в него, сделанная митр. Петром Могилой в третьем киевском издании Номоканона (Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Москва, 1897, сс. 166-167).

И, например, есть толкование иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Александрийского (послание каноническое к епископу Василиду).

«Вальсамон: Как кажется, святый был спрошен, требуется ли, чтобы супруги, состарившись, воздерживались от совокупления в те времена, когда должны молиться? И отвечает, что таковые должны быть себе судьями, и иногда должны воздерживаться друг от друга по согласию, то есть по общему желанию, именно в те времена, когда заповедано им молиться, должны вести себя со всяким целомудрием, и паки быти купно, потому что сие заповедал и великий Павел (1 Кор. 7, 5); а правило хотя и говорит о состарившихся, но должно быть относимо и ко всем супругам. И хорошо в нем сказано: «по согласию»; ибо ни муж не владеет своим телом, ни жена, по великому Апостолу. Итак, поэтому они должны быть согласны друг с другом относительно воздержания, дабы прилежать молитве и посту; ибо если воздержание будет не по согласию, то не желающая совокупления сторона делает, конечно, лишение той, которая ищет сего; а если так, то каким образом сторона, ищущая совокупления и не получающая удовлетворения, казалась бы владеющею телом стороны не удовлетворяющей? Случается и то, что воздержание одной которой либо стороны может кончиться вредом для другой; ибо если она побеждается пожеланием и не получает удовлетворения, то может впасть в незаконное совокупление. Но скажет кто-нибудь: если правило говорит, что супруги должны удаляться друг от друга, дабы прилежать молитве, Апостол же предписывает, что мы должны непрестанно молиться, то неужели сожительствующие всегда должны воздерживаться друг от друга? Но не о всякой молитве слово, а об особеннейшей, то есть о молитве св. постов; потому что и Бог через Моисея заповедал иудеям, имевшим услышать божественный глас на горе, воздерживаться от своих жен (Исх. 19, 15). И пророк Иоиль говорит: освятите пост, и да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего (2, 16). А когда это так, не вижу, каким епитимиям должны быть подвергаемы те, которые не соблюдают сего; думаю, впрочем, что врачевание должно совершаться по рассуждению принимающего исповедь и во внимание к лицам и потребностям природы».

И некоторые это толкование понимают как запрет на супружескую жизнь во время поста. Правильно ли это? Давайте прочтем внимательно само правило:

3. Вступившие же в брак сами должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти (1 Кор.7,5).

И что мы видим: кому, согласно сего правила и святого апостола, предоставлено решать дела супружеской жизни? Только сами супруги должны быть себе довлеющими судиями.

И итогом сего предложу мысль святого Иоанна Златоуста, что Господь наш установил брак между мужчиной и женщиной для преодоления разделения между людьми, для того, чтобы супруги научились путем работы над собой достигать единства по образу Святой Троицы. И всё аспекты семейной жизни христиан: интимные отношения, совместное воспитание детей, хозяйство, просто общение между собой и всё остальное — всё это надо рассматривать как возможности и средства, направляющие христианскую пару супругов на путь единения.

Вопросы о телесном воздержании во время поста ― из разряда тех, которые волнуют не только многих супругов, но и молодых людей, только собирающихся вступить в брак. Как правило, подобные вопросы люди стесняются задать священнику в храме. Однако и по почте отвечать на них очень сложно, не зная ничего о жизненном опыте, степени воцерковления вопрошающих, отношениях в их семьях. Поэтому в этой статье мы просто попытается разобраться: почему же Церковь так высоко ставит супружеское воздержание? Что думали об этом святые отцы и современные подвижники?

Общеизвестно, что пост в Православии никогда не воспринимался как разновидность диеты, как воздержание от определенного рода пищи. Главное содержание поста - приближение человека к Богу через усердную молитву, добрые дела, борьбу со злом внутри себя и ограничение в том, что отвлекает нас от приготовления к вечности.

Пост призван восстановить нормальную иерархию ценностей: духовные потребности и вообще жизнь души всегда должны преобладать над стремлениями и запросами тела. Это совсем не значит, что все, относящееся к телесной природе, греховно и должно быть упразднено - просто нужно грамотно расставить акценты: что главное в жизни человека, а что второстепенное.

Время поста - это время освобождения души от гнета телесных потребностей и удовольствий, которые, как известно, порабощают дух и ставят человека на одну ступень с животным миром. Поэтому издревле христиане, имеющие семьи, старались проводить пост не только в молитве и воздержании от мясной и молочной пищи, но и ограничивали себя в супружеских отношениях, принося тем самым добрую жертву Богу.

Почему же Церковь так высоко ставит супружеское воздержание, и какую пользу оно может принести семье? Для наглядности воспользуюсь математическим методом «доказательства от противного»…

Трудно переоценить значение интимных отношений в жизни человека: они затрагивают самую потаенную глубину личности. Миллионы романов, стихов и песен - это гимн любви. Когда она разгорается в сердце по-настоящему, все вокруг преображается и освещается каким-то особым, неземным сиянием.

Однако после грехопадения на интимных отношениях, как и на всей человеческой природе, лежит тяжелая печать искажения, деформации. Замечательный английский мыслитель и писатель Клайв Стейплз Льюис писал, что любой грех есть «искажение энергии, которую вдохнул в нас Бог... Господь хочет создать с нашей помощью Музыку, но мы фальшивим. Он хочет нарисовать Автопортрет, мы превращаем его в карикатуру».

Безусловно, сама по себе половая потребность не более нравственна или безнравственна, чем, скажем, потребность в пище. Другое дело - поведение людей при удовлетворении потребности. Если интимные отношения не противоречат заповедям Евангелия, то благодать Божия освящает их. В противном случае в супружеских отношениях возникают аномалии: извращения, неверность, приходят болезни душевные и телесные.

Есть в Библии замечательные слова: «От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сир. 37, 34). И относится это не к одной только пище, но и ко всему, что наполняет жизнь человека, в том числе и к брачным отношениям.

Пресыщение неизбежно толкает человека на поиски новых ярких ощущений, лишает телесное общение ореола нежности, чуткости и благоговения перед любимой половинкой. И тогда люди ищут выхода там, где его нет: в распутстве и разврате, в неверности и предательстве, и все дальше заходят в тупик… Где же выход?

«Во всем нужна мера» - поистине бесконечно мудрые слова. Но как применить их к этой деликатной теме? Где найти верный и авторитетный критерий того, где кончается допустимое и начинается греховное? Разумно обратиться к многовековому опыту церковных семей, значительно более крепких, чем семьи светские.

С древних времен Церковь призывала своих чад положить себе правилом и нормой воздержание во дни всех четырех постов, накануне великих праздников, перед участием в таинстве Евхаристии, а так же накануне среды, пятницы и воскресенья в течение всего года. Апостол Павел так писал об этом: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5). Такое воздержание - настоящий подвиг, который люди брали на себя ради Бога по обоюдному согласию, и от которого получали великую пользу.

Нарушение этих норм опасно не только для родителей, но и для их потомков. Как-то преподобный Леонид Оптинский принимал у себя супругов, имевших психически больного сына. Святой разъяснил, что эта болезнь есть кара Господня за их сексуальное невоздержание накануне больших церковных праздников. Преподобный Серафим Саровский говорил, что из-за несоблюдения нравственной чистоты супружеских отношений в посты и постные дни дети могут появиться на свет мертворожденными. А жены нередко умирают в родах, если не почитают церковные праздники и воскресные дни.

Преподобный Нил Мироточивый в своих «Посмертных поучениях» специально предостерегал женщин от близости с мужьями во время беременности. Это угрожает физическому здоровью ребенка и наносит ему большой духовный вред. Заметим, что научная литература также не рекомендует половые связи в первые и последние два-три месяца беременности. При этом в расчет принимаются, конечно, не духовные последствия, а только ход эмбрионального развития.

Для тех, кому поначалу эти советы покажутся слишком тяжелыми, хочу привести мудрые слова известного афонского подвижника наших дней схимонаха Паисия Святогорца : «Супружеские отношения есть тема, которая не может быть четко определена, поскольку все люди не могут жить по одному шаблону Есть такие, кто, заключив брачный союз, родили одного, двоих, троих детей, а затем живут в чистоте. Другие вступают в супружескую близость лишь на время деторождения, а остальное время живут, как брат и сестра. Иные воздерживаются лишь в период постов, а затем имеют близкие отношения. Некоторым и того не удается исполнять. Есть имеющие общение в середине недели, чтобы быть в чистоте три дня перед Божественным Причастием и три дня после Божественного Причастия. Некоторые и тут спотыкаются Полагаю, что неправильно жениться только для того, чтобы есть, спать и иметь плотские удовольствия, ибо все это - плотское, а человек - не только плоть, но и дух. Плоть должна помогать освящению души, а не разорять душу».

Бытует мнение, что перерывы в половой жизни вредят организму. Но даже с медицинской точки зрения это заблуждение: по наблюдениям всемирно признанного австрийского врача и психолога Виктора Франкла, полное воздержание или временный отказ от сексуальной жизни абсолютно безвредны. Напротив, при воздержании люди сохраняют ценную внутреннюю энергию и испытывают мощный духовный и интеллектуальный подъем.

И напоследок хочется сказать, что временное ограничение супружеской ласки - это лучший способ сохранить трепетность отношений и достичь того, чтобы любимая половинка всегда была желанной и единственной. Ничто так не сохраняет взаимного устремления мужа и жены друг ко другу, как необходимость по временам воздерживаться от супружеской близости. И ничто так не убивает, не превращает супружескую близость в занятие любовью, как отсутствие ограничений.

Иерей Иаков Коробков

Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия Боженов Александр Вячеславович

Пост и супружеские отношения

Пост и супружеские отношения

Мы уже говорили, что никогда в каноническом праве Церковь не касалась этого сугубо интимного вопроса, оставляя его на решение супругов. Ни одно каноническое или авторитетное в каноническом отношении правило не приравнивает супружеский пост к телесному посту и не говорит о грехе в случае супружеских отношений в пост. Единственное исключение – супружеский пост перед причастием (5-е правило Тимофея Александрийского). Но и оно понималось всегда лишь как некоторая аскетическая рекомендация, не предполагающая за нарушение никаких прещений или наказаний. Некоторые древние христиане даже выступали против подобных рекомендаций. В подтверждение этого можно привести выдержки из уже приводимых «Апостольских постановлений», достаточно ригористичного по отношению к «сластолюбию» документу:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени во сне, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться или касаться книг, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность».

Таким образом, составители Апостольских постановлений не считали основанием для непричащения, а следовательно, и ни в какой степени греховными «законные соития», ибо: «Равно и вы, мужья, любите жен своих, как члены свои, как общниц жизни и споспешниц к рождению детей… Любите их, говорим, как члены свои, как тела свои; ибо написано так: «Бог засвидетельствовал между тобою и между женою юности твоей, и она – общница твоя; не сотворил тебя одного, но в ней – остаток духа твоего; и храните дух ваш, и жены юности твоей не оставляй».

Итак, муж и жена, совокупляясь по законному браку и вставая с общего ложа, пусть молятся, ничего не наблюдая: они чисты, хотя бы и не омылись. Но кто растлит и осквернит чужую жену или осквернится с любодейцей, тот, встав от нее, хотя бы вылил на себя целое море или все реки, не может быть чистым».

Можно заметить, что подобной позиции придерживался и святитель Иоанн Златоуст в комментарии на слова апостола Павла: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно, можно и с женою совокупляться и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» (Беседа 19 на 1 Kop.7:1–2).

Думается, что каноническую позицию Церкви можно выразить так: хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме собственной совести супругов. Единственное церковное ограничение – это рекомендация на воздержание от плотского общения супругов в ночь перед причастием.

Затронутый нами вопрос разобрал протодьякон Андрей Кураев в своей интернет-публикации «Постового устава супружеских отношений не существует» (.

Во-вторых, в словах «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» слов «в посте» в древнейших рукописях нет. «Авторитетный современный текстолог-библеист Мецгер говорит, что это добавлено в аскетических целях (см. Metzger В. A textual commentary on the greek New Testament. Stuttgart, 1994, p. 488). «Прибавка «для поста» имеется только в очень малом количестве рукописей» (Толковая Библия. Т. 11, Спб., 1913, с. 48). Ни латинский, ни древнеармянский тексты Нового Завета этой вставки не знают».

В-третьих, слово «упражнение» в оригинале «shole» обозначает дословно «досуг», занятие в свободные часы, чтение. «Значит, отказ от половой близости для апостола Павла – это форма отдыха друг от друга. Отдых – молитва. Половая близость – долг».

В-четвертых, апостол Павел смягчил иудейские религиозные ограничения, налагаемые на супружескую жизнь. «Но последующая церковная практика еще более ужесточила иудейские ограничения».

В-пятых, предписание требника: «От жен воздержатися весь святый Великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» (Требник. Гл.26) – «это поздняя и чисто русская вставка, сделанная митр. Петром Могилой в третьем киевском издании Номоканона (Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Москва, 1897, с. 166–167)».

В-шестых, русские канонисты Средних веков колебались относительно этого вопроса. Так, новгородский епископ Нифонт (XII век) говорил: «Что вы учите воздерживаться от жен в говенье? Грех вам за это» (Вопрошения Кирика, 57 // Смирнов С. Древнерусский духовник. Исследование из истории церковного быта. М., 1914, с. 113–114). А митрополит Георгий был более строг: «В говение добро бы блюстися жены своея, но аще не может то первую неделю и последнюю да соблюдется» (Написание митрополита Георгия русского и Феодоса // Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. (Тексты и заметки) // Смирнов С. Древнерусский духовник. Исследование из истории церковного быта. М., 1914, с. 40). Соловецкая кормчая 1493 года указывает, что во всю Федорову неделю по вечерни и по литургии «ясть бельцем хлеб с капустою, редька, горох пряженый, а пития едина чаша мала квасу. А болши мзда от Бога кто не пил бы все говение и жен своих отнюдь воздержатися, а в субботу и в неделю рыбы ясти дважды днем».

Добавим к сказанному, что совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто супружеские отношения возможны лишь тогда, когда разрешены венчания в церковном календаре. По объяснению известного авторитетного канониста прошлого св. Симеона Солунского (+1429), запрет на венчания связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество, а вовсе не с тем, что в эти дни запрещено супружеское общение. Можно подойти и от обратного. Если ввести запрет на супружеские отношения в пост, праздники и другие важные церковные даты, это приводит к тому, что таких дней оказывается в году немногим больше 100, что приводит к «механизации» супружеской жизни, подталкивает людей к изменам и создает проблемы, ведущие к разрушению брака.

Необходимо также остановиться на популярной в наше время точке зрения об ущербности детей, зачатых в пост. Это утверждение ни на чем не основано, кроме как на «бабьих баснях». По учению Церкви, дети не несут вины отцов. А все запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей и рекомендующей, но не навязывающей.

Кстати, и в древнерусской Церкви ясно оспаривалось суеверное представление о том, что дети, зачатые в пост, станут проклятыми. Протодьякон Андрей Кураев в уже цитированной статье приводит ответ епископа Нифонта, в котором он предлагает сжигать те книги, в которых говорится, что если ребенок будет зачат в пост или под праздник, то будет он либо вор, либо блудник, либо разбойник.

Таким образом, «при наличии ясных и мягких апостольских слов, при отсутствии древних канонических и святоотеческих запретов на супружеское общение в пост и при том, что в позднее Средневековье дискуссия по этому сюжету велась веками, вывод может быть лишь один: если супруги хотят воздерживаться, то это их подвиг (хотя иногда он может оказаться неразумным). Но если по желанию одного или тем более обоих супругов они в постное время «отдают друг другу должное», то это никак не может быть поводом для наложения на них епитимьи».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Церковный пост Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Отец, Бог. Еванг. от

Из книги Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое автора Кюглер Поль

Пост-модернизм и социальный конструктивизм В течение нескольких последних десятилетий в социальных науках произошел революционный переворот, получивший название терминологического (языкового) переворота в философии, пост – модернизма в искусстве и конструктивизма в

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

СУПРУЖЕСКИЕ ПАРЫ Эксперименты из этого раздела особенно полезны для супружеских пар или для любых двух людей, которые находятся в настоящее время в каких-либо взаимоотношениях и большое количество времени проводят вместе. Пары людей, тесно связанных между собой, также

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

2. Трудовой пост в организации Под трудовым постом в организации понимается определенный статус, который несет в себе комплекс обязанностей и привилегий для работника. Обычно включает понятие карьерного роста – роста по иерархической лестнице на производстве в сторону

Из книги Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать автора Козлов Николай Иванович

Пост-ТМ: совершенствование своей жизни Три пути: пройти каждый Когда вы наладили учет времени и стали жить так, как хотите, а не как просто складывается, вы можете уже реально улучшать свою жизнь. Раньше вы могли об этом то мечтать, то вздыхать, а теперь можно свою жизнь

автора Левенталь Елена

СУПРУЖЕСКИЕ ИЗМЕНЫ Однако любовь к разнообразию часто останавливает взгляд циклотимика на новых лицах, стремление к новизне приводит его к супружеским изменам.Но щедрости его сердца хватает на всех: и на жену, и на любовницу, и на своих детей, и на детей, появляющихся у

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

СУПРУЖЕСКИЕ ИЗМЕНЫ Эпилептоид склонен к изменам, в первую очередь потому что ему сложно удовлетворить свою сильную, разнузданную сексуальность. Кроме того, у него всегда присутствует стремление к экспериментированию в области сексуальных отношений.Создание

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

СУПРУЖЕСКИЕ ИЗМЕНЫ Шизоид легко идет на супружеские измены, мало задумываясь при этом о чувствах жены и любовницы. Эйнштейн при заключении второго брака заручился согласием своей избранницы о том, что он всегда может завести женщину на стороне, но только одну в

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

СУПРУЖЕСКИЕ ИЗМЕНЫ Астеник не склонен к изменам. Он долго может терпеть несправедливое к себе отношение, не говоря ни слова и подавляя свои чувства.У него часто вспыхивает чувство ревности, основанное на ощущении собственной неполноценности. Его любовь всегда окрашена

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

СУПРУЖЕСКИЕ ИЗМЕНЫ Истероид обожает флирт, кокетство, легкую интригу. Летает воланчик светской беседы, звучат двусмысленности и рискованные замечания. Однако это лишь игра, которая тешит его эгоцентризм.Страсть или стремление к сексуальному разнообразию неведомы

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Супружеские пары Супруги могут по-разному делить между собой власть. В одних семьях, например, жена принимает все решения, касающиеся хозяйства и детей, а муж - решения, касающиеся денег и светской жизни. В других - жена принимает все решения, касающиеся денег, а муж -

Из книги Расчленение Кафки [Статьи по прикладному психоанализу] автора Благовещенский Никита Александрович

Глава 3. Мастера пост-искусства В этом очерке речь пойдет о сборнике рассказов Франца Кафки «Мастер пост-арта. Четыре истории». Это последний подготовленный самим автором сборник рассказов, вышедший в берлинском издательстве «Die Schmiede» в 1924 году, уже после смерти писателя.

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Пост-коперниканская вселенная Чувственное осознание - это учитель «пути», и оно может проявляться как крохотная сила, которая надоедает нам, пока мы ее не осознаем. Нулевые состояния носят творческий характер, они обновляют повседневную жизнь. Однако, центром

Из книги Гармония семейных отношений автора Владин Владислав Зиновьевич

СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ Еще недавно нам вдвоем Так хорошо и складно пелось. Но вот гляжу в лицо твое И думаю: Куда все делось? Но память прошлое хранит, Душа моя к тебе стремится… В. Федоров «Больше всего в жизни я не люблю беспорядок. Но если мою требовательность к себе и

В пост можно ли заниматься сексом? Этот вопрос волнует многие семьи, особенно молодые и те, которые стали не так давно соблюдать церковные законы. Большинство верующих, конечно же, ответят отрицательно. Семьи, в которых соблюдаются устои православного христианства на протяжении нескольких поколений, придерживаются однозначного мнения в этом вопросе. А между тем не все здесь так уж однозначно…

Что думают люди?

Встречаются такие священники и сегодня. Выслушивая исповеди прихожан, они резко осуждают «нагрешивших», дают наставления, приписывают супругам строгое наказание в виде воздержания. Тем самым порой внося разлад в семьи и даже разрушая их.

О таких не в меру ревностных служителях не раз говорило высшее духовенство во время соборов. Оно указывало священникам, что недопустимо принуждать или склонять прихожан к целомудрию вопреки их желанию. И рекомендовало соблюдать в разговорах о особую осторожность. Но время от времени фанатики встречаются повсеместно.

Мнения священников

Конечно же, если спросить строгого священника: «А в пост можно ли заниматься сексом?» - то, скорее всего, он ответит отрицательно. Просто разумный церковный служитель, в отличие от фанатика, не будет на этом слишком настаивать. Его ответ будет примерно таков: «Нежелательно, но если ваша плоть слаба, то можно, но постарайтесь воздерживаться столько, сколько сможете вытерпеть». Люди в нынешний век слабы в своих страстях. Святые отцы не будут на них накладывать очень строгие запреты, дабы люди вообще не отвернулись от церкви и по мере своих сил соблюдали каноны.

По мнению священника Саввино-Сторожевского монастыря, исполнять супружеские обязанности во время Великого воспрещается. Ведь Иисус призывает в эти дни бороться со страстями и вредными привычками, избавляться от греховных помыслов и поступков. Если такое поведение дается тяжело, то следует обратиться к исповеди и покаянию, которые дают силы и крепость. Главное - не допускать расслабления и не поддаваться искушениям, поддерживая себя молитвой.

Архиепископ Илия - Новгородский владыка - говорил, что особенно важно воздерживаться в пасхальную неделю, а также Страстную и Федорову (первую). Кстати, даже наиболее толерантные священнослужители рекомендуют супругам исключить сексуальную близость хотя бы во время если уж не получается сдерживаться на протяжении всего поста.

Вердикт медиков и психологов

А что же говорят о воздержании люди, далекие от религии? Какова в данном вопросе позиция науки? Врачеватели души и тела, то есть психологи и медики, запрета на секс во время поста, естественно, не налагают. Но и вредного ничего в воздержании не видят, если оно не слишком затянулось. На их взгляд, в этом есть даже некоторая польза, ведь после определенного перерыва сексуальные ощущения обостряются и приносят гораздо больше удовольствия супругам.

А как у других?

Сколько религий, столько и мнений. В каждой есть свои догмы, запреты и ограничения. Одной из наиболее строгих считается ислам. Так вот, нужно сказать, что мусульмане в данном вопросе настроены не очень категорично. Ислам не запрещает сексуальную жизнь во время рамазана (практически то же, что для православных пост). Но! Разрешение распространяется только на больных, кочевников и людей, временно осевших в чужом краю. Им можно секс во время поста, а всем остальным придется подождать.

Православные исключения

Но и православие - особенно современное - не такой уж зверь. Бывают случаи, когда супруги встретились после долгой разлуки, и встреча их пришлась как раз на пост. Например, военнослужащий приехал домой на неделю, или моряк вернулся из дальнего плавания, а через месяц ему снова в дорогу. Было бы жестоко требовать от них воздержания и, согласно учениям святого Павла, даже греховно. Особенно если впереди - новое расставание. В подобных случаях православная церковь закрывает глаза на догмы и дает добро на физическую любовь.

Важный момент - обоюдность

Случается, что в семье один из супругов воцерковлен, а другой - нет. Или просто кто-то сильнее духом, а кто-то - слабее. И тогда, пока первый яростно постится (в том числе и сексуально), второй восполняет дефицит на стороне. С точки зрения православной церкви эта ситуация даже более греховна, чем плотские отношения между супругами во время поста. И если уж не уверены в своем партнере, сомневаетесь в его крепости, лучше не практиковать воздержание вовсе, а идти к «голоду» постепенно: путем бесед, молитв и исповедей.

Личный духовник ответит

Так можно или нельзя заниматься сексом во время поста? Определенные выводы позволит сделать эта статья. Но в мире нет и не может быть ничего однозначного, категоричного. Человек должен быть гибким, прислушиваться к своей душе…

А еще каждая семья - это сугубо индивидуальный случай. И обстоятельства бывают разные. Потому и говорил мудрейший что воздержание должно быть по обоюдному согласию супругов.

Если же вдвоем прийти к какому-то решению не удается, поможет священник. Только не стоит обращаться по столь интимному вопросу к постороннему батюшке. Довериться можно духовнику, который ведет семью долгое время, знает о проблемах и обстоятельствах жизни супругов и сможет подсказать разумный, верный именно для этого конкретного случая ответ. А точнее, не ответ даже, а совет. Который и любовь супружескую сохранит, и от греха избавит.

Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.

Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?

Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.

Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. ).

Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.

Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель .

Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. ), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.

Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.

Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. : «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.

«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»

Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).

Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.

1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?

2. Можно ли в этот день вообще заходить в , прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?

3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.

Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.