Сахалин православный. Сахалинская область

Сахали́нская о́бласть - субъект Российской Федерации. Область находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе, это одна из самых восточных территорий России и единственная область, полностью расположенная на островах (остров Сахалин и Курильские острова). Входит в состав Дальневосточного федерального округа. Административный центр - г. Южно-Сахалинск .

Православие в Сахалинской области

Православие стало распространяться среди айнов в пределах современной Сахалинской епархии в первой половине XVIII века из Камчатки. Попечение об этом крае осуществлялось Иркутской, а с 1840 года - Камчатской епархией. При разделении этой территории между Россией и Японией, ставшие японскими Курилы вошли в ведение Русской духовной миссии в Японии. Остров Сахалин в 1899 году был переподчинен Владивостокской епархии. После сдачи южной части Сахалина Японии по итогам Русско-Японской войны эта земля также перешла к Японской миссии.

После водворения безбожного строя на Севере Сахалина в 1925 году здесь пошла повсеместная в СССР борьба властей с Церковью. Последним действовавшим храмом здесь оставался Александровск-Сахалинский, изъятый у верующих в 1930 году. На Курилах, под японской властью, Шикотанский православный молитвенный дом продолжал действовать до присоединения к СССР в 1945 году. Возрождение церковной жизни в пределах Сахалинской области началось в составе Хабаровской епархии, первым новооткрытым приходом стал Южно-Сахалинский во имя Ксении Петербургской в 1989 году. С 1991 года Сахалинская область относилась к Магаданской епархии.

Самостоятельная Южно-Сахалинская епархия была учреждена постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 23 февраля 1993 года будучи выделена из Магаданской в пределах Сахалинской области.

Населённые пункты

Святыни Сахалинской области

  • Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери - благословение, переданное патриархом Алексием II в 1995 году, когда произошло землетрясение в Нефтегорске.
  • Частицы святых мощей святого апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, святого великомученика Пантелеимона, святого благоверного князя Александра Невского, священномученика Филиппа, митрополита Московского, преподобного Саввы Сторожевского, святой мученицы Анастасии Узоразрешительницы. Специально для мощей был изготовлен киот, в котором они хранятся и ныне.
  • Ковчег с частицами мощей святителя Николая Японского, переданного в дар от Японской Православной Церкви. Хранится в алтаре собора.
  • Икона с мощами святителя Иннокентия Московского
  • Икона с частицей гроба святой блаженной Матроны Московской
  • икона Св. старцев Оптинских с частицами их мощей, доставленая из Свято-Введенской Оптиной пустыни; Память 24 (11с.с.) Октября
  • икона с частицей его облачения. Иконописная мастерская ТСЛ; Память 02 января (20декабря с.с.); и 14 июня (01 июня с.с.)
  • икона Св.Преп.сестер Дивеевских Александры, Марфы, Елены с частицами их мощей; Память в день празднования Дивеевских святых 27 июня (14 июня с.с.)
  • икона Пресвятой Богородицы «Казанская», предположительно XVII-XVIII веков
  • икона Пресвятой Богородицы «Казанская» с Афона, работы иконописной мастерской Свято-Пантелеимонова русского монастыря на Афоне, с клеймами, работы белорусских иконописцев в киоте из дуба, вырезанного белорусскими мастерами, переданная в дар по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета Патриаршего Экзарха всея Беларуси; Память 21 июля (08 июля с.с.) и 04 ноября (22 октября с.с.)
  • икона Пресвятой Богородицы «Киккская» в серебряном с позолотой окладе, доставленная с о. Кипр; В России известна как «Милостивая», память 25 ноября (12 ноября с.с.)
  • Богослужебное напрестольное Евангелие с серебряным окладом. Дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в память о посещении обители в 2010 году
  • икона св. праведного Федора Санаксарского с частичкой мощей святого. Благословение Архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Тихона

Монастыри Сахалинской области

Корсаковский Покровский монастырь

Стоит обитель на южной стороне крутого склона, откуда открывается вид на море.

В 1947 году началось строительство на этом месте матросского клуба.

Настоятель городской православной общины в честь Покрова Пресвятой Богородицы был назначен уже в 1992 году. В 1995 году в ходе оргштатных мероприятий «Военный городок – 13» по просьбе Русской Православной Церкви был передан в её ведение с комплексом зданий, износ которых тогда составлял 75%. С этого времени жизнь православной общины продолжилась на месте бывшего базового матросского клуба.

1 апреля 1999 года решением патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви, согласно рапорту епископа Южно-Сахалинского Ионафана, было преподано благословение на преобразование Покровского прихода в мужской монастырь. Несмотря на неустроенный быт и отсутствие коммуникаций, поскольку часть зданий представляет из себя руины, насельники монастыря, немногочисленные паломники и прихожане монастырского храма понемногу обустраевают обитель. На территории монастыря работает детская воскресная школа, библиотека, проводятся различные мероприятия для корсаковского детского реабилитационного центра.

Адрес: 694020, Сахалинская обл., г. Корсаков, ул. Окружная, 138

Храмы Сахалинской области

Воскресенский Кафедральный Собор (Южно-Сахалинск)

Воскресенский собор

Место под строительство храма в честь Воскресения Христова освятил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), посетивший Южно-Сахалинск в августе 1990 года.

Из-за нехватки финансовых средств, к строительству приступили только в 1992 году. 23 февраля 1993 года была создана Южно-Сахалинская и Курильская епархия. Строящийся храм становится главным в епархии.

Освящение построенного собора состоялось 7 января 1995 года в праздник Рождества Христова. Собор располагался на пересечении улицы Комсомольской и Коммунистического проспекта.

Адрес: б-р Святителя Иннокентия, 3к1, Южно-Сахалинск, Сахалинская обл., 693010

Храм святителя Иннокентия Московского (Южно-Сахалинск)

Храм свт. Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске

До 1993 года это был обычный жилой дом. После образования Южно‐Сахалинской и Курильской епархии, в 1993 году, администрация Южно‐Сахалинска передала здание Русской Православной Церкви, после чего здесь был сделан капитальный ремонт. Сначала в помещении размещалось епархиальное Управление. В 1994 году Управление переехало в другое здание, а на улице Пограничной образовался самостоятельный приход.

За годы храм стал духовным и культурным центром для жителей города. Несколько лет назад в приходе святителя Иннокентия была образована городская воскресная школа, многие годы проводится лекторий для всех желающих. Многие тысячи горожан и гостей областной столицы, в основном проживающих в районах Сахалинской области, принимали в храме святое крещение.

Адрес: 693000, г. Южно‐Сахалинск, ул. Пограничная 38.

Телефон: тел. 8 (4242) 43–61–28

Храм святителя Николая Чудотворца (Южно-Сахалинск)

Первые шаги по строительству храма были предприняты в 1996 г. Мэрия города Южно‐Сахалинска предоставила Южно‐Сахалинской и Курильской епархии участок земли для проектирования храмового комплекса. Построенный храм планировалось назвать в честь Рождества Христова. На месте строительства храма был установлен и освящен крест. Однако приступить к строительству не удавалось еще несколько лет.

Храм свт. Николая Чудотворца в Южно-Сахалинске

Первый этап подготовительных работ начался осенью 2003 г. Были проведены работы нулевого цикла: планировка грунта, выборка котлована и отливка фундамента. Одновременно велись работы по доработке и согласованию проекта храма.

К осени 2004 г. было определено строить на этом месте деревянный храм в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. 19 декабря в день памяти святителя Николая был отслужен молебен, а затем состоялось освящение строительства. Этот день можно считать рождением нового прихода.

Работа по возведению храма продвигалась быстро. Храм собирали из деревянного бруса, при строительстве храма применен оригинальный способ крепления бруса с помощью березовых шконтов (клиньев), которые заменили металлические гвозди.

Первого апреля 2005 г., в недостроенном храме была отслужена первая Божественная литургия.

Во второй половине апреля основная часть работ была завершена и в храм был направлен священник.

Адрес: 693000 г. Южно‐Сахалинск, пр. Мира, 379 «а».

Телефон: 8 (4242)75–32–28

В этом году на Сахалине побывали миссионеры Русской Православной Церкви во главе с иереем Александром ДОКОЛИНЫМ

СПРАВКА
В 1853 году начальник Амурской экспедиции Геннадий Невельской основал на берегу сахалинского залива Анива первый русский военный пост Муравьевский и крестил четырех местных жителей (гиляков).
. Начальник поста майор Н.Буссе описывал cобытия 21 сентября 1853 г. так: «Матросы построились в две шеренги и я поднял флаг. Скомандовал: шапки долой! Невельский приказал спеть молитву. Команда запела «Отче наш», а затем спели «Боже царя храни», раздалось трехкратное «Ура!», откликнувшееся на корабле, и Сахалин сделался русским владением. Собравшиеся японцы и айны с удивлением смотрели на нас».
В 1861 году священник Николай Касаткин (свт. Николай Японский) освятил первую сахалинскую часовню. Постоянный священник на острове появился лишь в 1870 году (иерей Симеон Казанский, неутомимый миссионер и проповедник, по инициативе которого на острове была открыта первая школа). К началу 1905 года на Сахалине насчитывалось 12 церквей и 6 часовен.

Закрытая зона

Теплый морской воздух, с двух сторон -- укрытые зеленью высокие сопки. В бархатный сезон столица острова Южно-Сахалинск напоминает Сочи. Но климат здесь тяжелый. Высокую влажность дополняют резкие перепады давления и десятипроцентный недостаток кислорода в воздухе, из-за чего с непривычки быстро устаешь. В советское время остров был закрыт, приехать сюда можно было, только нанявшись шахтером, нефтяником, рыболовом или лесорубом. Значительная часть населения Сахалина -- славяне. Примерно 10% составляют корейцы (живут они преимущественно на юге острова). Сто лет назад японцы использовали их как дешевую рабочую силу, а с приходом Красной армии «забыли» забрать с собой. Все больше появляется китайцев, которые, как и корейцы, занимаются торговлей, а также мелким ремонтом (например, обуви). Китайцы пока еще плохо знают русский язык и чувствуют себя неуверенно. Если вы увидите на улице гору арбузов -- не сомневайтесь, это азербайджанцы. В Южно-Сахалинске цены московские (если не выше), недорого можно лишь купить с рук красную икру (1 тыс. рублей за два кило) и рыбу (здоровый лосось -- 150 рублей). Зарплата тоже подтягивается к уровню Москвы. Например, водитель в среднем получает 15-16 тыс. рублей. Снять однокомнатную квартиру стоит 8 тыс. рублей в месяц. Нанять няню для ребенка -- 250 руб. в день. Чтобы устроить ребенка в детский сад, нужно заплатить 10-15 тыс. рублей за место. Оплата услуг ЖКХ -- 3 тыс. рублей за двухкомнатную квартиру. Поэтому трудней всего приходится малоимущим и пожилым людям, особенно если у них нет собственного хозяйства. У тех, кто живет на побережье, основной продукт -- рыба. Ею даже кормят кур и свиней, отчего мясо пахнет рыбой.
Сахалин -- школа для миссионеров, потому что начинать говорить о Христе и Церкви здесь приходится с самых азов. Последний православный храм на острове был уничтожен в 1930 году. До начала 90-х годов, чтобы исповедаться или причаститься, верующие отправлялись на материк. В последнее десятилетие прошлого века Сахалин и Курилы были фактически вычеркнуты из православной жизни страны по экономическим причинам. У многих жителей острова нет правильного представления о христианстве, чем и пользуются секты.
На улице Победы в Южно-Сахалинске уже построены костел и молельный дом иеговистов. Не избалованные вниманием православных соотечественников с материка, сахалинцы не считают их чужаками. «Спокойные, интеллигентные люди», -- сказала о иеговистах корреспонденту «НС» одна горожанка.


Католический костел (слева) и молельный дом иеговистов (справа) - оба построены на ул.Победы

Сами сахалинцы живут в основном в таких домах, как на фото справа; архитектурные изыски, как на фото слева - привелегия банков и других коммерческих структур


Самые бедные и неблагоустроенные храмы на Сахалине - православные. На фото - Кафедральный собор Воскресения Христова

Прихожане - и неизменные бабушки,..

...и даже корейцы, хотя в процентном отношении их немного

Тактика секты Группа православных миссионеров из Москвы состояла из 12 человек: отец Александр Доколин, настоятель храмов Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Алексия, митр. Московского, при ЦКБ МП, певчие, повар, медик широкого профиля, педагоги воскресной школы. За 17 дней миссионеры посетили более десяти населенных пунктов в разных точках острова. Навещали воинские части, места заключения, больницы, детские дома. Иногда к москвичам присоединялся иерей Виктор Горбач, руководитель миссионерского отдела Сахалинской епархии. Священники причащали, исповедовали, крестили. На встречах-беседах, организованных миссионерами, народ был разного возраста, в том числе и молодежь, но, конечно, преимущественно женщины. В каждом городе или поселке специально приглашали на встречи официальных руководителей имеющихся сект, но они, как правило, не приходили «Но чувствовалось, что в зале есть и сектанты, -- говорит о. Александр. -- Например, баптистов можно было узнать по вопросам о праве человека на крещение в сознательном возрасте.».
Директор строительного училища в городе Александровске-Сахалинском (первоначально - Александровск, в честь императора Александра II Освободителя. "Столица" сахалинской каторги) просила помочь ей с антисектантской литературой. Ее училище объединяют с поварским, среди преподавателей которого есть иеговисты, и она не знает, как им противостоять. Вместе с тем, по словам директора городского музея, во многих населенных пунктах иеговисты уже отторгаются людьми, просто надоели.
Тем не менее сектанты очень активны. В том же Александровске-Сахалинском они усиленно работают с молодежью из многопрофильного училища, готовящего педагогов, медиков и т. д. Привлекают ребят бесплатным изучением английского языка, раздачей учебной литературы. Помогают и по хозяйству-- правда, преимущественно руководящей элите секты, а не рядовым членам. Поэтому среди рядового состава постоянная текучка. Об этом миссионерам рассказал бывший баптист.
Впечатляет, как быстро сектанты строят свои молельные дома. В сахалинском городе Поронайске корейские пресвитериане (по информации Центра св. Иринея Лионского, это обычные пятидесятники, которые сменили название, чтобы привлечь в секту корейское население острова) добились выделения участка земли под храм. Приехал корейский представитель, изучил ситуацию -- и сразу были выделены деньги. Сваи вбили, кирпичи завозят, стены возводятся. За один сезон дом площадью 200-300 кв. метров будет готов.
Иеромонах Филарет (Пряшников), настоятель Крестовоздвиженского прихода города Томари, рассказал, что пресвитериане делают так: привел ты к ним нового человека -- тебе дают за него бутылку масла и батон хлеба (для пожилых людей это очень существенно). Пришел на службу ребенок -- ему жетончик. Набрал пять жетончиков -- получи шоколадку.
Образовательные учреждения сейчас бьют в набат. Директора вечерних школ, например, говорили, что «как только приходят сектанты -- мы их тут же за порог, а православным рады». «Если найдутся православные преподаватели, -- считает о. Александр, -- то можно будет в школах организовать курсы духовных дисциплин. Но для этого нужно людей обучить и дать им материалы, по которым вести занятия».
В городе Смирных, названном в честь советского офицера Леонида Смирных, геройски погибшего в боевой операции по освобождению Сахалина в 1945 г., москвичи познакомились с протоиереем Василием Мацковским. Он первым из священников приехал на Сахалин в 1989 году, когда власть это разрешила. Батюшка окормляет колонию и строит там часовню. В первые годы ему приходилось крестить людей сотнями.
Напимер, в поселке Тымовское, куда съезжались креститься из окрестных населенных пунктов(Село Тымовское -- бывшее Дербенское. Названо в честь начальника Тымовской тюрьмы Антона Дербина, убитого арестантом. По одним данным, Дербин был очень жестоким, по другим -- справедливым и заботящимся об арестантах. Наследники Дербина пожертвовали оставшееся от него имущество на строительство церкви) он каждый раз крестил по 150 человек. Но теперь более актуальным является православное просвещение уже крещеных. «Некоторые прихожане местных храмов не знают даже, как правильно подходить ко Святой Чаше. Причастившись, почему-то пятились от нее к запивке», -- говорит о. Александр.


Залив Терпения
Общее ощущение от Сахалина -- люди там брошенные, они духовно стонут. Так, после службы в храме в честь свв. Бориса и Глеба в поселке Вахрушев, что находится возле бухточки с характерным названием залив Терпения (бухтой Терпения назвал этот залив русский исследователь северной части Тихого океана Матрын Шпанберг, который вместе со своей командой в 1739 году перенес в этом заливе много лишений), прихожане настойчиво просили миссионеров передать владыке просьбу о постоянном пастыре. К ним регулярно приезжает батюшка из Поронайска, но местные жители хотят, чтобы священник у них жил все время. В самом Поронайске (известном в 70-е годы всей стране рыболовецким колхозом-рекордсменом «Дружба») есть постоянно служащий священник. Но миссионерам некоторые местные жители говорили, что ходят к пресвитерианам, потому что у них интересней. Там они и псалмы попоют, и о Боге поговорят, и о помощи друг другу. «Пространства на острове просто огромные. В общей сложности мы проехали полторы тысячи километров. -- рассказывает о. Александр. -- 43 священника на весь Сахалин -- это капля в море. Они просто физически не в состоянии охватить такую территорию. И огромный плюс, что мы туда приехали и их поддержали. В некоторых приходах местные молодые батюшки не знали, как в больнице организовать исповедь и причастие больных. Там нет такой преемственности, как в Центральной России: прихожанин, алтарник, дьякон, потом священник. Батюшку рукоположили, он послужил немного в Южно-Сахалинске, и его направляют на приход, где ему приходится самостоятельно решать многочисленные задачи. Чаще всего он предоставлен сам себе, а ему не хватает “профессиональных” знаний». Местный иеромонах Филарет говорит: «Нас рукоположили, а как священником быть, не научили. Иногда человек обращается с проблемой, и не знаешь, что ему ответить».

Край русской земли
У многих людей слово «Сахалин» ассоциируется со словом «каторга», но русское правительство закрыло ее еще в 1906 году. В советское время остров был целиком включен в экономику страны, и его жители воспитаны не Сахалином. Они приехали из Воронежа, Тамбова, Орла, с Урала, из Сибири и т. д. Они-то и являются носителями православной культуры. Но многие возвращаются на материк. Например, в городе Мгачи (очень красивое место на берегу Татарского пролива), когда закрыли две шахты, из восьми тысяч человек осталось две. В городе Чехов, по словам владыки Даниила, жило двенадцать тысяч, а осталось четыре. Представьте себе, посреди городка стоят многоквартирные дома с выбитыми рамами и дверями, как будто война прошла.
На восточном побережье острова, со стороны Охотского моря, американцы на основании совместных российского, американского, японского и индийского проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» добывают нефть, газ и гонят с севера на юг в город Корсаков. Там ими построен завод по сжижению газа и строится терминал. Оттуда баржами это все забирается и увозится в другие страны. По договору часть работников на нефтедобыче в городе Охе -- русские специалисты. Они работают по найму – 40 дней безвылазно на шельфе, потом пять дней выходных, потом опять 40 дней. У них четко: начало рабочего дня, обед, конец рабочего дня. Не курить, не пить, обязательно в каске работать. Все это соблюдается, зарплату платят вовремя. Но деньги небольшие. За это же время на шахте в Мгачи получали бы те же деньги. Но в Мгачи целенаправленно закрыли шахту. Как рассказывали местные жители, рабочие вечером ушли с работы из шахты, а утром приходят -- шахта закрыта. Живи, как хочешь.
Миссионеры с игуменом Виталием, настоятелем Покровского мужского монастыря (единственного пока на острове, где подвизаются восемь монахов), совершили восхождение на сопку Юнона вблизи Корсакова и у стоящего там поклонного креста отслужили молебен.

Священник-электрик



Губернатор Сахалинской области Иван Малахов и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил

До приезда миссионеров местная власть не везде с должным вниманием относилась к духовенству и Православию. В одном из поселков в храме в прошлом году отключили отопление за неуплату коммунальных услуг. Весной служить приходилось в холодном храме. Внимание губернатора области к этой миссионерской поездке позволило решить проблемы с транспортом и обратить внимание местных властей на нужды православных приходов. «Власть нас заметила», -- признался настоятель иеромонах Филарет. «В Александровске-Сахалинском мы с местным батюшкой отпевали дома маму мэра города. Совместная молитва священников, пение хора миссионеров были восприняты родственниками как человеческое участие в их горе, а значит, откроется сердце у главы администрации и к нуждам прихода», -- прибавляет о. Александр.
По словам Светланы из миссионерской группы, самое яркое впечатление от Сахалина -- это встречи с местными священниками. Они очень благочестивые и ревностные, но подвигом свои труды не считают. Большинство православных церквей здесь располагаются в перестроенных помещениях -- водокачки, детского сада, почты, сберкассы, магазина или жилого дома. Специально построенных храмов только 12. Приходы живут крайне бедно, батюшки помимо служения вынуждены заниматься бытовыми вопросами. Нередко священники осваивают и рабочие специальности. Например, у иеромонаха Филарета даже удостоверение есть, в котором написано: «священник-электрик».
При необходимости за Православие батюшки встают стеной. Как это было в Томари, где иеговисты захотели построить свой молельный дом. Священники сумели организовать акции протеста, подключили общественность, разослали по всем трудовым коллективам обращения -- кто такие свидетели Иеговы, развесили по всему городу плакаты и объявления. Иеговисты даже грозились подать в суд «за клевету». Но, по милости Божией, все обошлось. Иеговисты получили от ворот поворот.
«Оптимизм сахалинских священников, их упорство и мужество -- пример для нас, как надо служить Христу», -- говорит о. Александр.

3 сентября 2005 г. в Южно-Сахалинске прошли торжества по случаю юбилея окончания Великой отечественной войны - капитуляции Японии


Были совершены освящение поклонного креста и крестный ход




Также прошел праздничный военный парад


Японцы тоже присутствовали на мероприятиях - в качестве гостей

Алексей РЕУТСКИЙ


Москва--Сахалин

Сахалин и Курилы -- край российской земли, где и до революции было очень мало православных храмов, а к 1930 году не сохранилось ни одного. Вновь православный священник появился на острове лишь в 1989 году. До сих пор «островная» епархия остро нуждается в помощи материка. Мы попросили владыку ДАНИИЛА, епископа Южно-Сахалинского и Курильского, рассказать, в какой именно.

Владыка, какова духовная ситуация в регионе?
-- Если повсеместно в России люди радуются, когда строятся православные храмы, то здесь можно натолкнуться не просто на равнодушие, но и на протесты. В частности, морские пограничники неоднократно просили меня построить на Шикотане (ближайший остров к Японии) православный храм. Я обратился за помощью к властям, чиновники выразили недоумение: владыка, у вас странные фантазии, вы не найдете на это денег! Когда началась подготовка к строительству, среди жителей стали распространяться слухи о том, что строительство ведется на средства областного бюджета за счет социальных программ. Люди заволновались. Мы стали встречаться с населением и объяснять, для чего нужен храм, рассказали, что строительство ведется на средства благотворителей. Сегодня храм на Шикотане -- украшение острова. Рядом с ним проходят торжественные мероприятия, на его фоне фотографируются молодожены. Но главное, во время службы он всегда полон.
И все-таки подавляющее число жителей Сахалина находится на уровне духовного детства. И требуются колоссальные усилия и просто время, чтобы произошла перемена в сознании.
Наверное, в таком положении дел нет ничего странного, ведь до последнего времени регион оказывался в стороне от всех общероссийских религиозных событий. Меня наши сахалинские студенты спрашивают: «Владыка, может быть, Православие -- это самая отсталая религия, удел священнослужителей и каких-то бабушек? К нам с лекциями приезжают очень умные, успешные в мирской жизни люди. Но они, как правило, -- атеисты или других вероисповеданий».
К счастью, ситуация начинает меняться. В прошлом году у нас побывали мощи святой мученицы Елисаветы и инокини Варвары, в этом -- мощи святого Георгия Победоносца. Дважды в год к нам приезжают диакон Андрей Кураев и историк Владимир Махнач. Мы открыли у себя филиал ПСТГУ, и к нам ежемесячно прибывают из Москвы преподаватели. Но этого все равно недостаточно.
Сегодня в Сахалинской области 43 православных прихода, что составляет 35 процентов от 125 официально зарегистрированных религиозных объединений.
Сектанты активно используют оторванность населения от своих духовных корней и тяжелую социально-экономическую ситуацию (постоянный рост цен буквально на все). В прошлом году на острове побывало более 160 проповедников различных сект. Иностранные «проповедники» имеют хорошее финансирование -- по различным данным, от 600 до 800 тысяч долларов в год выделяется из-за рубежа на каждую конфессию.
Наши силы не равны. Мои батюшки окормляют не только свои, но и близлежащие приходы, работают в воинских частях, в МВД, с системой ГУИН. Кроме того, епархия испытывает острую нехватку активных образованных мирян. Есть прихожане с высшим образованием, но им еще надо учиться миссионерской работе.
Поэтому две миссионерские группы, посетившие наш регион в рамках православного фестиваля, приезд большой делегации из Москвы, в которой были православные политики, ученые и общественные деятели, православные ветераны, освобождавшие Сахалин от японцев, оказали нам неоценимую помощь. Это можно сравнить с медицинским вмешательством, когда к больному органу прочищают сосуды, чтобы был приток свежей крови. Но, повторяю, этого мало.

-- Какая конкретно помощь вам необходима?
-- Первое, в чем мы нуждается, -- в помощи катехизаторов и миссионеров. Если кто-то пожелает приехать, будем очень рады. У нас в епархии действует Миссионерский отдел, который координирует эту работу.
Вторая необходимая вещь -- укрепление приходов. Помощь в обеспечении качественной православной литературой -- в первую очередь для новоначальных, учебными пособиями для библиотеки Сахалинского филиала ПСТГУ, популярной антисектантской литературой и классикой.
Нужны аудио- и видеокассеты с фильмами о Православии, о православной жизни России, о монастырях, святынях, жизни православных людей. Лекции Дворкина, Осипова, Кураева, Антония Сурожского и других. Книги Паисия Святогорца -- нашего современника, Аввы Дорофея и других отцов, которые и спустя много веков воспринимаются как современники. Все это очень поможет в укреплении Православия на наших дальневосточных островах.

Образована 23 февраля 1993 года определением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Епархиальная статистика (по данным на 2009 год)

Благочиний — 8. Приходов — 52. Богослужения совершаются в 45 храмах, 8 молитвенных домах и 6 часовнях, из них 6 находятся на территории больниц, воинских частей и в местах заключения. Строящихся храмов — 4. Монастырь мужской — 1.

В штате епархии 57 клириков: священников — 49 (из них в трехлетней командировке — 4), диаконов — 8 (из них в трехлетней командировке — 1).

Деятельность монастырей

В г. Корсакове действует мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери, братии — 3 человека.

Религиозное образование

Действует епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. На 20 приходах открыты воскресные школы для детей и взрослых, на 29 приходах — православные библиотеки. В г. Южно-Сахалинске начал работать духовно-просветительский центр, на базе которого проводятся встречи и беседы с молодежью, организуются различные мероприятия для детей и взрослых.

Ведется сотрудничество отдела с двумя высшими учебными заведениями и учебным центром при УВД Сахалинской области.

Отделом было организовано проведение православного молодежного лагеря в п. Дэу и конференция православных педагогов Сахалина. Представители отдела принимали участие в Дальневосточном молодежном форуме «СелиСах — 2009» и областной конференции «Формирование толерантности в молодежной среде».

Работа с молодежью

Действует региональная общественная организация «Братство Александра Невского». Члены организации регулярно совершают поездки по районам области, принимая участие в акциях епархиального миссионерского отдела. В г. Южно-Сахалинске открыт православный исторический клуб, встречи участников которого совершаются в формате круглых столов, лекций, диспутов, семинаров и конференций. С 2008 г. в епархии работает молодежная организация «Православный корпус на Сахалине».

Миссионерская деятельность

При епархиальном управлении работает епархиальный миссионерский отдел. При содействии членов организации «Братство Александра Невского» в июле 2009 года состоялась миссионерская поездка по двум отдаленным районам области, в ходе которой проводились богослужения, встречи и концерты с местными жителями, посещались государственные социальные учреждения. Организацией «Православный корпус на Сахалине» регулярно проводятся общественно значимые мероприятия и акции, адресованные современной молодежи.

Представители миссионерского отдела принимали участие во всех значимых образовательных конференциях проводимых в г. Южно-Сахалинске и выезжали в г. Хабаровск на Свято-Димитриевские образовательные чтения.

Работа с силовыми структурами

Действует епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами. Духовенство регулярно посещает личный состав воинских частей и органов внутренних дел, проводит катехизаторские лекции, совершает богослужения и требы, освящает военные объекты, принимает участие в торжественных и праздничных мероприятиях. В период призывных компаний священнослужители проводят встречи и напутственные беседы с призывниками, совершают молебны.

На территории Южно-Сахалинской области находятся три исправительно-трудовых учреждения, в двух из них открыты домовые храмы, в одном — часовня. Дважды в месяц заключенных посещают священнослужители.

Подготовлено Управлением делами Московской Патриархии

Православие на Сахалине. 20 лет миссионерских и пастырских трудов

На Сахалине продолжаются мероприятия, посвященные 20-летию образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии. С точки зрения истории Православной Церкви это очень небольшой срок, однако за прошедшие два десятилетия был пройден большой и сложный путь от атеистического региона, где не было ни одного православного храма, ни одного священника до живой и деятельной епархии с 58 общинами и без малого 50 новыми храмами. И если учесть, что жизнь на островах значительно отличается от жизни на материке, то огромный труд, не без тягот и скорбей, и правящего архиерея, и духовенства, и мирян будет чуть более понятен.

Для самой епархии состоявшиеся торжества стали прежде всего подведением итогов и попыткой осмыслить путь, пройденный «островным православием» за 20 лет.

15 февраля в городской библиотеке имени О.П. Кузнецова в Южно-Сахалинске состоялось первое мероприятие, приуроченное к юбилею епархии. Широкому кругу читателей презентованы уникальные дневниковые записи священника-миссионера Александра Городного, который в годы своего служения на Сахалине (1900-1908) описывал жизнь сахалинского коренного этноса. Дневник отца Александра под названием «Поездка к крещеным инородцам северной части Сахалина в феврале 1908 г.» – это уникальный по своим подробностям отчет о путешествии по станам местных народностей. Новое издание проиллюстрировано фотографиями коренных жителей начала ХХ века.

Наиболее значимым событим и людям, потрудившимся на церковной ниве, и посвящена видеотрилогия, подготовленную к юбилею информационно-аналитическим отделом епархии. Видео-издание включает в себя три документальных фильма, рассказывающих о жизни епархии в разные годы. Первые два фильма – «Здесь встает солнце России» и «Мой храм» уже знакомы сахалинскому зрителю, а съемки третьего фильма «20 лет» закончились буквально накануне празднования. Своеобразным приложением к трилогии стала графическая презентация «Историческая ретроспектива «Становление духовной жизни на островах», составленная одним из старейших клириков Сахалинской епархии, настоятелем Свято-Покровского мужского монастыря в г. Корсакове игуменом Серафимом (Скипиным).

22 февраля сахалинские священнослужители и паства встречали первых гостей: архиепископа Абаканского и Хакасского Ионафана, который 1997-99 гг. возглавлял островную кафедру, а также епископа Кызыльского и Тывинского Феофана и Амурского и Чегдомынского Николая – оба архиерея также ранее несли служение в Сахалинской епархии, будучи священниками. Буквально с трапа самолета они посетили выставку областного краеведческого музея «Южно-Сахалинской и Курильской епархии посвящается…». В центре экспозиции помещена шкатулка, собственноручно сделанная святителем Иннокентием Московским - апостолом Америки и Сибири, посвятившим свою жизнь делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края. Ценный предмет доставили на Сахалин из Хабаровского музея им. Н. Гродекова. В экспозиции также представлены портреты архиереев, управлявших островной епархией, и фотографии, рассказывающие о деятельности ее отделов, а также старинные и современные предметы церковной утвари, облачения священнослужителей.

«Каждый из вас внес свой вклад в развитие православия на Сахалине и Курилах. Эта выставка, на которой экспонируются и ваши портреты, еще раз доказывает, что вас помнят и ценят на нашей земле», – отметил тогда, приветствуя гостей, епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон.

На следующий день на сахалинскую землю прибыл глава делегации от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, который будучи епископом на протяжении 9-ти лет возглавлял островную кафедру. Епископы посетили приходы Южно-Сахалинска, а затем совершили Всенощное бдение и на следующий день Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе.

«Мне приятно снова находиться здесь, - отметил митрополит Даниил. - Как будто не два года прошло с того дня, как я покинул город, а всего несколько недель. Мы собрались под сводами этого замечательного храма, который строил владыка Ионафан, в котором трудился владыка Феофан и здесь же я рукополагал владыку Николая в сан священника. Все мы - соучастники возрождения православия на сахалинской земле, поздравляю Вас с этим трогательным праздником и желаю приумножения веры в этом прекрасном крае», - отметил митрополит Даниил.

«Сегодня, когда мы присутствуем на этом торжестве трудно представить, что 20 лет назад не было ни приходов, ни священников, - продолжил епископ Феофан, - за время своего визита я почувствовал особую намоленность этого храма. Когда мы сейчас входим в какой-нибудь сахалинский храм, мы чувствуем, что пребываем там со спокойной душой и радостным сердцем. Я думаю, это ваша заслуга, дорогие архипастыри, и всех тех сахалинцев, которые ежедневно приходя в храм, освящая его своей молитвой».

«Богоборческая власть некогда поставила своей целью превратить эту землю в заповедник атеизма. Но мы-то знаем, что эта земля была орошена трудом великих миссионеров, священников, проповедников. Эти труды не остались бесплодными. Сегодня взирая на их подвиг, мы украшаем сахалинскую землю торжеством православия. И поэтому хочу пожелать всем вам по библейской заповеди хранить в вере эту благодатную землю», - присоединился к поздравлениям епископ Николай.

«Дивна сахалинская земля. За такой промежуток времени она явила четырех архиереев. Такое наверно трудно где-либо найти, и это говорит лишь о том, что эта земля благодатна своими людьми, которые легко откликаются на призывы обратиться ко Господу», - подчеркнул в своем ответном слове епископ Тихон.

25 февраля в рамках празднования юбилея подведены итоги конкурса православной и духовно-нравственной журналистики «В начале было Слово…» где к участникам творческого состязания с приветственым словом обратился почетный гость юбилейных мероприятий - ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Сергей Чапнин. Он поздравил победителей конкурса и пожелал журналистам освещать церковную жизнь региона во всем ее разнообразии и всматриваться в эту жизнь не только критически, чаще писать о положительных примерах, о том, что может вдохновить и поддержать читателя, подарить ему надежду. Победителям конкурса епархия подарила паломничество по святыням Москвы и ближнего Подмосковья, которое состоится после Пасхи, а обладатели дипломов второй степени поедут по святым местам Хабаровского края.

Вечером того же дня в киноконцертном зале «Октябрь» в Южно-Сахалинске состоялся торжественный концерт в честь 20-летия епархии. Он начался показом документального фильма, подготовленного специально к юбилейной дате. Зрителям рассказали об истории развития православия на Сахалине и Курилах, строительстве здесь первых часовен и храмов, деятельности епископов и священнослужителей, а также о реализации духовно-просветительских программ. Архипастыри поздравили собравшихся с праздником и молитвенно пожелали дальнейшего укрепления православной веры на сахалинской земле. С приветствием к епископу Тихону обратились представители регионального правительства, областной думы и другие официальные лица, в числе которых также выступил Сергей Чапнин.

Принимая поздравления, епископ Тихон отметил, что главным достижением за прошедшие годы он считает более глубокое понимание паствой роли храма – строятся не только храмы из кирпича или бревен, но и храмы душ человеческих. Вместе с тем епископ Тихон пожелал собравшимся стремиться быть достойными гражданами Отечества земного, чтобы в будущем стать достойными сыновьями и дочерями Отечества Небесного. Вечер продолжили выступления хора Воскресенского собора и творческих коллективов города.

Мероприятия в различных населенных пунктах региона, приуроченные к празднованию 20-летия Южно-Сахалинской и Курильской епархии, будут проходить в течение всего 2013 года. Этой дате будет освящена и научно-практическая конференция «Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чтения».

Артем Погосов, Дарья Ващенко,

сотрудник Информационно-аналитического отдела

Южно-Сахалинской и Курильской епархии

Отец Виктор, среди духовенства Южно-Сахалинской и Курильской епархии вы - единственный коренной сахалинец. Расскажите, каков был Ваш путь в Церковь?

- Не единственный, но, действительно, я - сахалинец во втором поколении, родился и вырос на острове. Здесь же закончил школу и институт по специальности «юриспруденция». Возрождение православия на Сахалине началось в 1989 году, когда открыли первый православный храм во имя блаженной Ксении Петербургской. Под этот храм был приспособлен частный жилой дом. В 1994 году, также в бывшем жилом доме, был открыт храм святителя Иннокентия, митрополита Московского. Через год я стал его прихожанином, потом алтарником, чтецом, а в 2002 году, когда на Южно-Сахалинскую кафедру пришел епископ Даниил, меня рукоположили во диакона. 1 августа того же года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, я стал священником.

Вы - руководитель Миссионерского Отдела. На кого, в первую очередь, направлена ваша миссионерская деятельность?

Специфика миссионерской деятельности в нашей епархии такова, что в первую очередь она направлена на самих прихожан православных храмов, а также на всех тех жителей острова, которых мы стараемся заинтересовать нашей православной традицией. Если говорить о конкретных шагах, то ежегодно в праздник Рождества Христова мы проводим в городе Южно-Сахалинске концерт. Вход на этот концерт свободный, и придти могут все желающие. Каждый год зрителей бывает человек шестьсот; как правило, зал бывает заполнен. Ежегодно Миссионерский Отдел готовит и проводит празднование дня жен-мироносиц. Как известно, официально признанным женским днем в России является восьмое марта, но этот праздник по своим корням чужд христианскому мировоззрению и православной традиции. В Неделю Жен-мироносиц у нас также проходит праздничный концерт. Наша задача объяснить сахалинцам, в чем заключается разница между восьмым марта и православным женским праздником, разрушить тот стереотип «международного женского дня», который сложился за семь минувших десятилетий.

Мы занимается просветительской деятельностью. У нас действуют одногодичные духовные курсы, которые помогают нам готовить кадры чтецов, регентов церковных хоров и преподавателей воскресных школ. Кроме того, у нас есть духовно-просветительский лекторий для всех желающих. В этом году мы организовали при Миссионерском Отделе братство во имя святого благоверного князя Александра Невского, при котором создан клуб спортивной подготовки молодежи. Ребята занимаются русскими единоборствами, а после этих занятий мы проводим с ними беседы на духовные темы, рассказываем о Православии и истории нашего Отечества.

На базе этого спортивного клуба, в который входят в основном прихожане храма святителя Иннокентия, в котором я служу, мы решили по воскресеньям играть в футбол. Матчи происходят после вечернего богослужения. С одной стороны, это объединяет людей, потому что командная игра всегда сплачивает, а с другой - является эффективной формой внебогослужебного общения. Я думаю, такое общение очень важно для любого прихода и вообще в православной среде. К сожалению, наша Церковь очень сильно страдает от того, что люди даже в городе редко видят друг друга, при этом порой даже не здороваются. Как можно говорить о единстве в Вере, о том, что «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» людей, которые не общаются и даже не здороваются друг с другом? Поэтому очень важно, чтобы были другие, внебогослужебные формы общения на приходе. Одна из этих форм - спортивные соревнования. Недавно мы провели две товарищеских встречи с Воскресенским кафедральным собором. Там есть своя команда, в которую входят священники, диаконы, алтарники и пономари. Первый матч выиграл собор, а второй - наш приход святителя Иннокентия. В прошлое воскресенье мы играли с воинской частью - через дорогу от нас есть авиаполк. Встреча прошла вничью, но и им и нам очень понравилась такая форма общения.

Отдельно хочу упомянуть о том, как в этом году я принимал участие в премьерном показе фильма «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Фильм сейчас идет по России, и, хотя отношение к нему неоднозначное, он все-таки затрагивает религиозные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Очень важно, чтобы Церковь не самоустранялась от их решения, потому что часть людей, которые приходят посмотреть фильм - это наши прихожане, это те люди, которых живо затрагивают вопросы религии, Веры. Очень важно, кто станет их собеседником после просмотра этого фильма - сектанты или мы? Мы договорились с управлением культуры, которое занималось показом «Страстей Христовых», о том, что мы будем перед каждым показом распространять православные брошюры, книги, иконы. Всем желающим раздавали комментарий к фильму известного специалиста по церковной археологии, преподавателя Свято-Тихоновского Богословского института Олега Ульянова. Кроме того, перед сеансом я говорил краткое вступительное слово. За неделю кинотеатр посетило около 10 тысяч зрителей. Я думаю, что наше присутствие принесло огромную пользу сахалинцам, пришедшим посмотреть фильм.

На Сахалине действует много сект. Как вы противодействуете им?

Основная наша цель - это не борьба с сектами, а распространение православного мировоззрения. Как в музыке, человеку необходимо привить правильный вкус, и тогда он сможет отличить плохую музыку от хорошей. Секты - это, если так можно выразиться, всегда «попса», всегда то, что просто, примитивно. Очень важно показать людям глубину и красоту Православия. Это - наша основная задача.

У нас зарегистрировано 43 православных прихода. На территории Сахалинской области действует 70 конфессий, а общее количество религиозных организаций - 135. Первое место среди них по численности прихожан занимают именно православные, на втором месте идут секты протестантского толка, в том числе корейского происхождения.

Мы занимаемся также тем, что просто доводим до сведения населения ту информацию, которую секты сами о себе скрывают. Например, мы знаем, что в Москве запрещена такая опасная тоталитарная организация, как свидетели Иеговы, а в городе Южно-Сахалинске они построили молельный дом. У нас активно действуют мормоны и другие религиозные организации, центры которых находятся за пределами России. Очень много приезжает миссионеров. За 2003 год, по данным специальных служб, к нам приехало 250 миссионеров из разных стран мира, причем из самых экзотических мест - Африки, Юго-Восточной Азии, Америки. Все это, конечно, очень хорошо финансируется. По различным данным, на каждую иностранную секту, действующую в России, ежегодно выделяется около шестисот тысяч долларов. Чтобы освоить такие деньги, им приходится очень стараться.

Их агитация останется малоэффективной, если у нас будет сильная Православная Церковь, если мы будем заниматься просветительской работой; у людей не возникнет желания искать какие-то фантастические религиозные центры. Именно поэтому мы сейчас регулярно проводим различные мероприятия. В этом году у нас прошли две научно-практических конференции. В феврале к нам на остров приезжала большая делегация Миссионерского Отдела Русской Православной Церкви, которую возглавлял архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Вместе мы провели конференцию, посвященную духовной безопасности Дальнего Востока. В резолюции конференции подчеркивалось, что решение проблемы возможно только в том случае, если и духовные власти, и администрация области, и общественность объединятся; если мы все осознаем, что религиозные организации, недавно созданные на нашей территории, главным образом способствуют расчленению России и отторжению Дальнего Востока и Сахалина от материка. Если власть не поймет ту опасность, которую представляют эти организации, то через некоторое время мы действительно можем потерять Сахалин потому, что религиозная безопасность может быть даже важнее, чем экономическая. К сожалению, сегодня Церковь - это практически единственный в области институт, занимающийся религиозной безопасностью России.

После этой конференции по инициативе администрации Сахалинской области была проведена другая конференция по теме «Роль Православия в жизни Сахалинской области и Дальнего Востока». На ней присутствовали представители Владивостокской и Камчатской епархий, были докладчики из Хабаровска и Магадана, и, конечно, очень много было представителей нашей Сахалинской области. Выступали священнослужители и светские лица. К нам также приехали руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег Стеняев, диакон Андрей Кураев, преподаватель Православного Свято-Тихоновского Богословского Института священник Андрей Близнюк. Отрадно, что конференция помогла объединить усилия духовных лиц нашей епархии и представителей научной интеллигенции области. Мы находимся далеко от центра, и в некоторых светских научных кругах создается впечатление, что Православие чуждо науке, а священники люди не очень образованные. Наша конференция как раз помогла преподавателям светских ВУЗов увидеть, что православные обладают большим багажом знаний, что это очень динамичная духовная традиция, опираясь на которую они могли бы развивать свою науку. Результат достигнут очень положительный, и, я надеюсь, мы будем его развивать.

Как известно Сахалин - это восточный форпост России, а религиозная безопасность - составляющая безопасности государственной. Находит ли это понимание у властей Сахалина?

- К сожалению, сегодня нет четкой государственной политики в отношении религиозных организаций. Мы видим, что многие светские руководители на словах неизменно поддерживают Православие, но это очень слабо закреплено законодательно. В некоторых районах представители власти даже отказываются встречаться со священниками. Получение разрешения на строительство храма может занимать целый год. Мы считаем, что приоритет Православной Церкви должен быть оформлен юридически. Разумеется, не в плане ограничения других конфессий, но мы должны отдавать себе отчет в том, что вклад Православия существенным образом отличается от вклада каких-то других религиозных организаций, возникших порой десять-двадцать лет назад. Пока юридически это не будет оформлено, а я очень надеюсь, что будет принят Закон о традиционных религиях России, эта непоследовательность в политике властей по отношению к Церкви будет продолжаться. Как иллюстрацию к этому приведу такой факт: в конце 90-х - начале 2000 года в центре города Южно-Сахалинска было отдано несколько участков земли под строительство молитвенных зданий инославных конфессий. Как я уже говорил, молитвенный дом себе возвели свидетели Иеговы, в густонаселенной части города рядом с жилыми домами отстроен огромный католический костел. Все это свидетельствует как раз об отсутствии четкой государственной политики в отношении религиозных организаций. Зачем храм на полторы тысячи человек религиозной общине, имеющей пятьдесят-шестьдесят адептов? Зачем в центре города рядом с элитной школой строится Зал Царств свидетелей Иеговы? У нас даже прошел судебный процесс по этому вопросу. Жители близлежащих домов обратились в суд с требованием запретить строительство. Когда власти передали недостроенное здание новым владельцам, окрестным жителям не сообщили о том, что это сектанты, что там будет находиться молельный дом свидетелей Иеговы. Как известно, эта религиозная организация не просто занимается отправлением своего культа, а ставит задачей привлечение максимального числа адептов. В жилые дома постоянно приходили люди, звонили в квартиры, распространяли брошюры и журналы. Детям практически насильно вручали эти издания и приглашали к себе на молитвенные собрания. Результат: к нам уже поступило около десятка обращений горожан, которые заявляют, что если активность сектантов не будет ограничена, то они сами будут организовывать домовые дружины, дежурить, отлавливать этих людей и предупреждать их, чтобы они не появлялись в домах. Все это в конечном итоге может вылиться в серьезный религиозный конфликт. Решать этот вопрос должны именно власти. Если они не будут заниматься религиозной безопасностью граждан, то это может оказаться очень опасным для нашего общества.

Жить на Сахалине непросто. Экономическая ситуация очень тяжелая, особенно на Курилах. Удаленность от Москвы, отсутствие прямого железнодорожного сообщения приводит к удорожанию товаров и продуктов, добрая половина которых завозится с материка. Идут разговоры о том, что у нас отменят северные льготы, и это, конечно, нанесет серьезный удар по сахалинцам. Прожиточный минимум на острове несопоставим с материком, и доплаты по северным льготам отчасти компенсируют этот разрыв. Если государство отменит эти компенсации, то люди будут массово уезжать. Но, в любом случае, сидеть сложа руки и без конца думать, «а что же дальше?», нельзя. Свое будущее надо строить самим, ежедневно трудиться, с честью и достоинством выполняя свое дело. Мы иногда чувствуем себя оторванными от России, но очень надеемся, что Россия помнит о нас, надеемся на поддержку со стороны государства, которое должно понимать, что наше Отечество начинается с Сахалина.