Что нам мешает отправиться на Марс? Когда россияне полетят на марс Когда будет первый полет на марс

Почему человек никак не отправится на Марс? Потому что это невероятно дорого, технически сложно и очень рискованно.

И все-таки мы, наверное, уже отправились бы туда еще в конце XX века, если бы Марс был чуть более гостеприимным, чем ржаво-красная пустыня.

Но уже не так долго осталось ждать момента, когда наконец начнется самое большое приключение человечества. Один из тех, кто продвигает этот проект, — Базз Олдрин (Buzz Aldrin), американец со шведскими корнями, который стал вторым человеком на Луне. Другой энтузиаст — Илон Маск (Elon Musk) с его головокружительными планами.

НАСА планирует запустить первое пилотируемое путешествие к Марсу в 2030-е годы. Условия для этого есть благодаря новой огромной ракете SLS и четырехместной капсуле «Орион». Но частная компания SpaceX и ее деятельный руководитель Илон Маск собираются посылать людей к Марсу уже в 2024 году с помощью ракеты ITS, которая будет в несколько раз мощнее, чем и SLS, и лунная ракета «Сатурн-5», — вообще круче всех, что создавались до сих пор.

И это лишь начало. Маск и Олдрин хотят колонизировать Марс и со временем сделать планету более пригодной для жизни, чем сейчас. Такие же намерения есть и у группы давления Mars Society. Найти следы жизни — цель, находящаяся сейчас высоко в списке приоритетов, но еще важнее в долгосрочной перспективе распространить человечество по Солнечной системе и тем самым обеспечить выживание вида. Те же мысли и у Кристера Фуглесанга (Christer Fuglesang — шведский физик и первый астронавт Швеции, прим. пер.) .

Но существенное изменение облика целой планеты, терраформирование, пока что относится к области научной фантастики. Конечно, Марс значительно меньше Земли, но масса у него примерно такая же. Очень разреженная атмосфера состоит на 95% из углекислого газа. Вода тут же испаряется. На планете очень холодно, хотя на экваторе температура порой и доползает до плюсовых величин.

Билет в один конец

Через некоторое время Маск хочет отправить к Марсу порядка ста человек. Это будет путешествие в один конец — и по его замыслу, и по замыслу Олдрина. Это проще, разумнее и дешевле, чем потом доставлять людей обратно на Землю. Они должны будут научиться жить на негостеприимной красной планете.

Марс привлекал человека всегда. Вернер фон Браун (Wernher von Braun), гениальный немецкий конструктор ракет, создавший V2, а позднее ракету, которую США отправили к Луне, имел серьезные планы относительно полета туда еще в начале 1950-годов. Примечательно, что по его плану в первое путешествие должны были отправиться 12 человек, и Маск говорит о таком же количестве.

Фон Браун утверждал, что путешествие к Марсу было вполне возможно уже даже с техникой того времени. С линейкой вместо компьютера. В богатой подробностями книге «Исследование Марса» (The Exploration of Mars, 1956) он рассказывает о своих грандиозных идеях вместе с любившим тему космоса писателем Вилли Леем (Willy Ley) и иллюстратором Чесли Боунстеллом (Chesley Bonestell). Кстати, его рисунки оказались на удивление соответстствующими действительности.

Контекст

Можем ли мы марсифицироваться?

Universe Today 14.01.2017

НАСА: кто полетит на Марс?

Wired Magazine 11.11.2016

Марс - кладбище космических программ

Le Figaro 19.10.2016

Украина может отправлять людей на Луну и Марс

24 Телеканал Новин 19.10.2016

Колонии на Марсе - дело ближайшего будущего

Berlingske 01.10.2016 Лей, который сбежал из нацистской Германии в 1935 году, и Боунстелл из Сан-Франциско в 1949 году вместе работали над книгой «Завоевание космоса» (The Conquest Of Space). Оба любили научную фантастику и были убеждены, что космические путешествия скоро станут реальностью.

Фон Браун был членом нацистской партии

Как минимум так же в этом был уверен и фон Браун, которые после Второй мировой войны нашел убежище в США, несмотря на свое отвратительное прошлое. Его ракеты унесли жизни тысяч людей и стали причиной огромных разрушений в Англии.

Фон Браун был противоречивым человеком, членом и нацистской партии, и СС, но при этом критически относился к войне. Он мечтал о путешествиях в космосе. Если бы он не значил столько для ракетной программы страны, его бы казнили сразу же, как только он впал в немилость у Гитлера.

В 1957 году коммунистический Советский Союз поразил мир тем, что запустил первый спутник Земли. Началась космическая гонка. Следующим этапом в ней фон Браун считал Луну, а конечной целью — Марс. Так же полагали и русские, которые предприняли неудачную попытку послать туда аппарат, прежде чем это удалось США с «Маринером-4». Пролетая мимо Марса в июле 1965 года, зонд отправил на Землю первые снимки планеты, сделанные с близкого расстояния.

Это было историческое достижение, но, к сожалению, черно-белые снимки стали разочарованием как для специалистов по космосу, так и для обычных людей. Они показали, что на Марсе есть кратеры, точно так же, как и на Луне. До этого момента большинство людей верили, что Марс окажется более похожим на Землю, что там будет густая атмосфера и, возможно, примитивная жизнь, по крайней мере растительность. Маленькие зеленые человечки и каналы казались, конечно, маловероятными.

Интерес к Марсу упал

Позднее зонды обнаружили, что давление на Марсе в сотню раз меньше земного и условия для жизни там очень плохие. Тем не менее аппараты продолжали отправлять. В 1971 году Советский Союз стал первым, чей аппарат совершил мягкую посадку на поверхность, но, к сожалению, зонд проработал всего 20 секунд.

1976 стал годом большого триумфа США, когда очень продвинутые аппараты «Викинг-1» и «Викинг-2» оба совершили идеальную посадку на Марс 20 июля и 3 сентября соответственно. Их целью был поиск жизни. Каждый зонд весил почти 600 килограмм и был нашпигован лабораторным оборудованием. Манипуляторы собрали пробы почвы для анализа, но никакой биологической активности зафиксировано не было. Марс представлялся стерильным.

В связи с этим решили, что мотивов для пилотируемого визита туда нет. Интерес к красной планете резко упал, и беспилотные запуски прекратились примерно на два десятилетия. Лишь с запуском Mars Pathfinder в 1997 году интерес снова начал набирать обороты. Pathfinder мягко приземлился и сделал множество фотографий, а еще у него при себе была маленькая радиоуправляемая машинка — марсоход Sojourner.

В 1999 году началась миссия станции Mars Global Surveyor, которая фотографировала Марс с орбиты и производила множество измерений. Это был новый крупный прорыв в исследовании Марса, аппарат послал домой больше информации, чем все предыдущие вместе взятые. На Марсе оказалось много очень интересных формаций, в том числе расщелина длиной в 400 км, долина Маринера, по сравнению с которой Большой Каньон кажется небольшой канавкой.


© NASA/JPL/University of Arizona

В 2003 году с помощью русской ракеты отправился в путь европейский Mars Express. Как и планировалось, зонд вышел на орбиту и послал вниз на посадку аппарат Beagle 2, но тот разбился.

Неудачные попытки отправить зонд

Однако вскоре США удалось посадить два небольших аппарата, Spirit и Oppоrtunity. Они поездили по поверхности планеты, сделали снимки и собрали данные. Оба проработали гораздо дольше, чем рассчитывалось.

Орбитальный аппарат Mars Reconnaissance Orbiter и посадочный модуль Phoenix добрались до места в 2006 и 2008 годах и выполнили свои задачи. Орбитальный аппарат отснял потенциально подходящие для будущих посадок места, а посадочный модуль взял пробы почвы из глубины, стремясь найти замерзшую воду.

В 2012 совершил точную посадку космический аппарат НАСА Curiosity, вездеход весом в 900 кг — как небольшой автомобиль. Он поездил по Марсу, изучил климат и геологию, сделал множество снимков и попытался найти места, где есть или могла бы существовать микробиологическая жизнь.

Два года спустя индийский зонд Mars Orbiter Mission вышел на орбиту вокруг Марса. Главной его задачей было в основном изучение атмосферы. Похожее задание было и у американского Maven, который также достиг красной планеты в 2014 году.

Марс не был добр к гостям с Земли. Множество зондов провалили миссию. Например, потерпела фиаско русская межпланетная станция «Марс-96», масштабный проект с участием одного орбитального аппарата, двух посадочных модулей и двух «бурильщиков», которые должны были проникнуть под поверхность. Ракета потерпела крушение еще на земной орбите. Европейско-русский «Экзомарс-2016» в 2016 году добрался до цели и вышел на правильную орбиту, но его спусковой аппарат «Скиапарелли» потерпел крушение.

Множество нерешенных проблем

Конечно, такого не должно случиться, когда туда отправятся люди. Все больше экспертов верят в международный проект, такой как космическая станция МКС. У отдельно взятой страны едва ли хватит на это средств, если только в ближайшее время не произойдет резкий технический прорыв, который сделает путешествие короче и дешевле. Сможет ли Илон Маск в самом деле наскрести огромную сумму, которая требуется для проекта? У России слишком мало денег, а вот Китай точно собирается на Марс. Вопрос, когда.

Мультимедиа

Vox 24.11.2016 Базз Олдрин развивает собственную идею «сайклера», большого космического автобуса, который постоянно курсирует между Землей и Марсом по скрупулезно выверенной орбите, позволяющей ему продолжать путь без дозаправки топлива. По мысли Олдрина, люди будут отправляться вверх к «автобусу», когда тот проходит мимо, а затем по прибытии на место покидать его. Таким образом, каждый запуск станет намного дешевле, чем если бы отдельные ракеты преодолевали полный путь между планетами.

Одна из многих нерешенных проблем заключается в том, как защитить космических путешественников от опасного излучения, которое возникает в моменты внезапных вспышек на Солнце. Путешествие к Марсу может занять до полугода. Другая опасность — в том, что астронавты, проведя столько времени в космосе, настолько ослабнут, что не смогут начать работать.


© flickr.com, SpaceX

Наконец, остается широко обсуждаемый вопрос, как пройдет первое путешествие. Сядет ли космический корабль сразу на Марс или на одну из его маленьких лун, Фобос или Деймос? Или он вообще не будет приземляться, а сделает несколько кругов вокруг Марса, а затем вернется к Земле? В этот сценарий я не верю. Вряд ли люди, которые много месяцев были в пути, захотят просто полюбоваться видами по прибытии.

Марс: хронология событий

1954. Издание Collier`s выпустило большой специальный номер: «Can we get to Mars?» («Сможет ли мы попасть на Марс?»). Не позже чем через сто лет, считает Вернер фон Браун.

1956. В книге «Исследование Марса» (The Exploration av Mars) оптимистично настроенный фон Браун рассчитывает, что пилотируемый полет к Марсу состоится через несколько десятилетий.

1960-1962. Пять неудачных попыток Советского Союза отправить зонды к Марсу.

1964. Первая попытка США добраться до Марса окончилась неудачей.

1965. Вторая, с помощью «Маринер-4», удалась. Пролетая мимо Марса, зонд послал домой 21 фотографию планеты.

1971. Советскому Союзу удалось отправить на орбиту «Марс-3», а также посадить на поверхность один модуль. К сожалению, он проработал всего несколько секунд. Американский «Маринер-9» тоже вышел на орбиту и сделал 7329 фотографий поверхности Марса, которая оказалась гораздо разнообразнее, чем полагали раньше.

1976. США удалось успешно посадить «Викинг-1» и «Викинг-2». Зонды ищут жизнь, но ничего не находят.

1988. Две неудачные попытки русских приземлиться на луну Марса Фобос.

1993. Провал миссии чертовски дорогого аппарата США Mars Observer.

1996. Масштабный русский проект «Марс-96» провалился. Но американский аппарат Mars Global Surveyor добрался до места. После многочисленных проблем зонд в 1999 году начал составлять карту планеты.

1997. Успех США — мягкое приземление Pathfinder с его маленьким радиоуправляемым марсоходом Sojourner, который почти за три месяца преодолел дистанцию до 100 метров.

1998. Япония потерпела неудачу с зондом к Марсу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

> Когда мы отправим людей на Марс?

Сможет ли человек оказаться на Марсе : современные идеи, планы и миссии, полет человека на Марс, создание колонии, способы формирования среды жизни с фото.

В 1969 году произошел важный космический прорыв, когда Нилу Армстронгу и Баззу Олдрину удалось пройтись по лунной поверхности. Это была кульминация десятилетий работы и множества жертв и неудачных попыток. Какая следующая ступень?

Сейчас наша цель – Марс! Уже несколько лет обсуждают будущие миссии и перспективу создания колонии. Но эта задача кажется еще более сложной, поэтому нужен четкий план. Сможет ли человек оказаться на Марсе ?

Предложения по отправке людей на Марс

Концепцию первой экипажной миссии разработал Вернер фон Браун. Он был бывшим нацистским ученым и возглавлял проект Меркурий НАСА. В 1952 году предложил создать 10 аппаратов (по 7 человек), которые смогли бы доставить 70 человек к Красной планете.

Частично его разработки основывались на американском проекте Operation Highjump, где хотели использовать несколько многоразовых шаттлов. Он считал, что можно было добиться постройки корабля до 1965 года (позже отодвинул к 1980-му) и за три года выполнить потел в оба конца.

Браун не только вычислил размер и вес кораблей, но и определил количество необходимого топлива для осуществления маневров. Но полет человек на Марс так и не состоялся. Более того, с 1972 года люди так и не вернулись на Луну. Последним там побывал Юджин Сернан.

Но ведь важен не сам полет, а организация того, чтобы люди жили на Марсе. В 1990 году свой проект Mars Direct предложил Роберт Зубрин, который ориентировался на колонизацию. Первые миссии должны были построить площадку для будущего поселения. Позже можно было бы спуститься под землю и разрабатывать среду обитания уже там.

На последнем этапе можно было бы разместить специальные геодезические купола. В такой среде есть возможность для выращивания растительности на основе местных ресурсов. Зубрин знал, что колонисты все же будут зависеть от земных доставок. Но со временем они смогут добиться автономии. На Марсе огромная концентрация драгоценных металлов, к тому же там много дейтерия – источник ракетного топлива.

В 1993 году появился план Mars Design Reference от НАСА, который редактировали 5 раз до 2009 года. Но проект так и не вышел за пределы расчетов и разговоров.

Современные идеи когда мы отправим людей на Марс

Все началось с президентских заявлений. В 2004 году Джордж Буш посчитал, что нужно забыть о шаттлах и придумать новые аппараты, способные доставить человека снова на спутник в 2020-х гг. Потом Барак Обама в 2010-м сказал, что необходимо ориентироваться на Марс и посетить его уже в 2030-х гг. То есть, на этом этапе появились конкретные даты, когда люди полетят на Марс.

В 2015-м году сформировался детальных план, где доставка основывалась на использовании корабля Орион и системы запуска SLS. Проект основывается на 3-х этапах и 32-х запусках в 2018-2030-х гг. За это время получится перевезти необходимое оборудование и обустроить подготовительную площадку. До 2024-го года необходимо протестировать Орион и SLS.

Также в НАСА планируют поймать ближайший астероид и притащить его к орбите Луны, чтобы протестировать новое оборудование. Это важная миссия, которая поможет не только уберечь Землю от падения опасной космической скалы, но и использовать их для трансформации планет (создания благоприятной среды для человека- терраформирование Марса).

Первый экипажный полет на Орионе должен состояться в 2021-2023-х гг. На втором этапе запустится череда доставки оборудования на Красную планету. Третья стадия включает создание необходимой защитной среды и проверка всех необходимых приборов.

Но виды на Марс есть не только у НАСА. ЕКА также заинтересовано в изучении и колонизации чужого мира. Программа Аврора рассчитывает в 2030-х гг. отправить людей на ракете Ariane-M. В 2040-2060-х гг. Красную планету может посетить Роскосмос. Еще в 2011 году в России проводили успешные симуляции миссии. Китай определил для себя те же сроки. Однажды мы можем прийти к тому, что на Марсе живут люди.

В 2012 году голландские предприниматели заявили, что собираются в 2023-м году создать на Марсе человеческую базу, которая позже расширится в колонию.

Миссия MarsOne планирует разместить телекоммуникационное орбитальное устройство в 2018 году, ровер – в 2020-м и базу для поселенцев – в 2023-м. Она будет питаться за счет солнечных батарей с протяжностью в 3000 м 2 . Доставят 4-х астронавтов на ракете Falcon-9 в 2025-м году, где они проведут 2 года.

Свое рвение к Марсу не скрывает и генеральный директор SpaceX Илон Маск. Он собирается создать колонию на 80000 человек. И это лишь малая часть того, сколько людей способно расположиться на Марсе. Для этого ему нужна специальная система транспортировки, которая бы работала в режиме конвейера. Он уже преуспел в создании системы повторного использования ракет.

В 2016 году Маск заявил о том, что первый беспилотный полет осуществят в 2022 году, а экипажный – 2024 год. Он считает, что на все потребуется 10 млрд. долл. и можно будет запустить 100 пассажиров. Это будут туристические поездки, отправляемые каждые 26 месяцев (окно, когда Земля и Марс расположены на максимальной близости).

Первые миссии могут потребовать жертвы. Но уже многие выразили желание отправиться в один конец. Когда же мы увидим первых людей на Марсе? Точной даты нет, но факты свидетельствуют о том, что это случится в ближайшие десятилетия. Конечно, у нас все еще есть сомнения. Но никто не верил в успех американцев на Луне. И все же там стоит их флаг.

Унылый пейзаж марсианской пустыни
Не в силах раскрасить холодный восход.
В разряженном воздухе чёткие тени
Легли на далекий теперь вездеход.

Великая Космическая Одиссея ХХ века превратилась в жестокий фарс – серия неуклюжих попыток сбежать из своей «колыбели», и перед человеком раскрылась черная пропасть безжизненного пространства. «Дорога к звездам» оказалась коротким тупиком.

Мрачная ситуация в Космонавтике имеет несколько простых объяснений:

Первое - ракеты на химическом топливе достигли своего предела. Их возможностей хватило для достижения ближайших небесных тел, но для полномасштабных исследований Солнечной системы требуется нечто большее. Приобретающие все большую популярность ионные двигатели также не способны решить вопрос с преодолением колоссальных космических расстояний. Тяга ионных супер-двигателей не превышает считанных долей одного Ньютона, а межпланетные перелеты по-прежнему растягиваются на долгие годы.

Заметьте – речь идет только об изучении Космоса! В условиях, когда полезная нагрузка составляет всего 1% от стартовой массы ракетно-космической системы, вести речь о каком-либо промышленном освоении небесных тел вообще не имеет смысла.

Особенно разочаровывала пилотируемая космонавтика – вопреки смелым гипотезам писателей-фантастов середины ХХ века, Космос оказался ледяной враждебной средой, где никто не рад органическим формам жизни. Условия на поверхности Марса – единственном из «приличных» в этом плане небесных тел может вызвать шок: атмосфера, на 95% состоящая из углекислоты, и давление на поверхности, эквивалентное давлению земной атмосферы на высоте 40 километров. Это конец.

Условия на поверхностях других обследованных планет и спутников планет-гигантов еще страшнее – температуры от - 200 до + 500° С, агрессивный состав атмосферы, чудовищные давления, слишком малая или, наоборот, слишком сильная гравитация, мощная тектоника и вулканическая активность…
Межпланетная станция «Галилео», совершив один виток вокруг Юпитера, получила дозу радиации, эквивалентную 25 смертельным дозам для человека. По этой же причине, для пилотируемых полетов практически закрыты околоземные орбиты на высотах более 500 км. Выше начинаются радиационные пояса, где долговременное пребывание опасно для здоровья человека.

Там, где едва ли могут существовать самые прочные из механизмов, хрупкому человеческому телу делать нечего.

Но Космос манит мечтой о далеких мирах, а человек не привык сдаваться перед трудностями – временная задержка на пути к звездам обещает быть недолгой. Впереди титаническая работа по исследованию и освоению ближайших небесных тел – Луна, Марс, где без пилотируемой космонавтики не обойтись.

Исследователи Марса

Вы наверняка спросите – зачем вся эта космическая «возня»? Совершенно очевидно, что никакой практической пользы эти экспедиции не принесут, смелые фантазии о горнорудном производстве на астероидах или добыче Гелия-3 на Луне все еще остаются на уровне смелых предположений. Более того, с точки зрения земной экономики и промышленности, никакой необходимость в этом нет, и появится она, вероятно, не скоро.

Тогда – для чего? Ответ прост – наверное, в этом и есть предназначение человека. Создавать удивительную по красоте и сложности технику, и с её помощью исследовать, осваивать, изменять окружающее пространство.
Никто не собирается останавливаться на достигнутом. Сейчас главная цель – грамотно выбрать приоритеты дальнейшей работы. Нужны новые дерзкие идеи и яркие, амбициозные проекты. Каковы будут наши следующие шаги на пути к звездам?

1 июня 2009 года по инициативе НАСА была организована т.н. «комиссия Огустина» (получила название в честь её главы – бывшего директора компании Lokheed Martin Нормана Огустина) –специальный комитет по вопросам американской пилотируемой космонавтики, в чьи задачи входила выработка дальнейших решений на пути проникновения человека в Космос.

Янки внимательно изучили состояние ракетно-космической отрасли, проанализировали сведения о межпланетных экспедициях с использованием автоматических зондов, учли условия на поверхностях ближайших небесных тел и скрупулезно «рассмотрели на свету» каждый выделенный из бюджета цент.

Осенью 2009 года «комиссия Огустина» представила подробный отчет о проделанной работе и сделала ряд простых, но в то же время совершенно гениальных выводов:

1. Ожидаемый в ближайшем будущем пилотируемый полет на Марс – блеф.
Несмотря на популярность проектов, связанных с высадкой человека на Красную планету, все эти планы не более чем научная фантастика. Полет человека на Марс в современных условиях, подобен попытке бежать «стометровку» с переломанными ногами.

Марс привлекает исследователей адекватными климатическими условиями – по крайней мере, здесь нет испепеляющих температур, а низкое давление атмосферы можно компенсировать «обычным» космическим скафандром. Планета имеет нормальные размеры, гравитацию и удалена от Солнца на разумное расстояние. Здесь обнаружены следы присутствия воды – формально есть все условия для успешной высадки и работы на поверхности Красной планеты.

Однако, в плане посадки космических аппаратов, Марс – пожалуй, наихудший вариант из всех исследованных небесных объектов!

Все дело в коварной газовой оболочке, окружающей планету. Атмосфера Марса слишком разряжена – настолько, что здесь невозможен традиционный спуск на парашютах. В то же время, она достаточно плотна, чтобы сжечь посадочный аппарат, неосторожно «сиганувший» к поверхности с космической скоростью.

Посадка на тормозящих двигателях на поверхность Марса – исключительно сложное и затратное мероприятие. Длительный период времени аппарат «висит» на реактивных двигателях в гравитационном поле Марса – полностью опереться на «воздух» с помощью парашюта невозможно. Все это приводит к чудовищному перерасходу горючего.

Именно по этой причине применяются необычные схемы – например, автоматический межпланетный зонд «Следопыт» садился с помощью двух комплектов тормозных двигателей, лобового тормозящего (теплоизоляционного) экрана, парашюта и надувной «подушки безопасности» - врезавшись в красный песок на скорости 100 км/ч, станция несколько раз отскочила от поверхности, как мяч, до полной остановки. Разумеется, подобная схема совершенно неприменима при высадке пилотируемой экспедиции.

Не менее чудно садился в 2012 году «Кьюриосити».

Марсоход массой 899 кг (вес на Марсе 340 кг) стал самым тяжелым из земных аппаратов, доставленных на поверхность Марса. Казалось бы, всего лишь 899 кг – какие здесь могут возникнуть проблемы? Для сравнения – спускаемый аппарат корабля «Восток» имел массу 2,5 тонны (масса всего корабля, на котором летел Ю. Гагарин – 4,7 тонны).


Cхема посадки Mars Science Laboratory (MSL), более известной, как марсоход "Кьюриосити"


И, тем не менее, проблемы оказались велики - во избежание повреждения конструкции и аппаратуры марсохода «Кьюриосити», пришлось использовать оригинальную схему, известную, как «небесный кран». Вкратце, весь процесс выглядел следующим образом: после интенсивного торможения в атмосфере планеты, платформа с закрепленным на ней марсоходом зависла в 7,5 метрах над поверхностью Марса. С помощью трех тросов «Кьюриосити» мягко опустили на поверхность планеты - получив подтверждение о том, что его колеса коснулись грунта, марсоход перерезал пирозарядами тросы и электрокабели, и нависающая над ним тяговая платформа отлетела в сторону, совершив жесткую посадку в 650 метрах от марсохода.

И это всего лишь 899 килограммов полезной нагрузки! Страшно представить, какие сложности возникнут при посадке на Марс 100-тонного корабля с парой-тройкой космонавтов на борту.

Все вышеперечисленные проблемы конвертируются в лишние сотни тонн «марсианского корабля». По самым скромным подсчетам масса отлетной ступени на околоземной орбите составит как минимум 300 тонн (менее оптимистичные оценки дают результат до 1500 тонн)! Вновь потребуются сверхтяжелые ракеты-носители, чьи размеры многократно превзойдут лунные «Сатрун-V» и Н-1 с полезной нагрузкой 130…140 тонн.

Даже при использовании метода секционной сборки «марсианского корабля» на из более мелких блоков и применении схемы из двух кораблей – основного (пилотируемого) и автоматического транспортного модуля с их последующей стыковкой на марсианской орбите, количество нерешенных технических проблем превышает все разумные пределы.

В сложившейся ситуации отправка человека на Марс подобна попытке решить Великую теорему Ферма не обладая простейшими знаниями алгебры.

Тогда зачем мучить себя несбыточными иллюзиями? Не проще для начала научиться «ходить без костылей» и набраться необходимого опыта, решая чуть более простые, но не менее фееричные задачи?

Британские ученые установили, что астероид Апофис опасности для Земли не представляет.

«Комиссия Огустина» предложила план, под названием «Гибкий путь» (Flexible Path) – сюжет, достойный съемочных павильонов Голливуда. Смысл данной теории прост – научиться совершать длительные межпланетные перелеты, тренируясь на … астрероидах.


Астероид Итокава в сравнении с Международной космической станцией


Блуждающие каменные обломки не обладают сколь-нибудь ощутимой атмосферой, а их малая гравитация делает процесс «причаливания» подобным стыковке «Шаттла» с МКС – тем более, у человечества уже имеется опыт «близких контактов» с малыми небесными телами.

Речь идет отнюдь не о «челябинском метеорите» - в ноябре 2005 года японский зонд «Хаябуса» («Сапсан») произвел две посадки с забором пыли на поверхности 300-метрового астероида (25143) Итокава. Не все прошло гладко: солнечная вспышка повредила панели солнечных батарей, космический холод вывел из строя два из трех гироскопов зонда, при посадке был потерян мини-робот «Минерва», наконец, аппарат столкнулся с астероидом, повредил двигатель и потерял ориентацию. Через пару лет японцам все-таки удалось восстановить контроль над зондом и перезапустить ионный двигатель – в июне 2010 года капсула с частицами астероида была, наконец, доставлена на Землю.

Полеты к астероидам могут дать сразу несколько полезных результатов:

Прояснятся некоторые детали формирования и Солнечной системы, что уже само по себе вызывает немалый интерес.

Во-вторых, это ключ к решению прикладной задачи о предотвращении «метеоритной угрозы» - все подробности в сценарии голливудского блокбастера «Армагеддон». Но в реальности дело может принять еще более интересный оборот:

День первый. К Земле приближается гигантский астероид. Группа отважных бурильщиков
отправилась к нему для установки ядерного заряда.

День второй. К Земле приближается гигантский астероид с ядерным зарядом.

В-третьих – геологоразведка. Астероиды представляют немалый интерес, как источники полезных ископаемых (огромные запасы руды, малая гравитация и низкое значение второй космической скорости – упрощается транспортировка сырья на Землю). Это на перспективу.

Наконец, подобные миссии дадут бесценный опыт пилотируемых межпланетных перелетов.

В качестве наиболее приоритетных целей НАСА предлагает точки Лагранжа в системе Земля-Солнце (области, в которых тело с пренебрежимо малой массой может оставаться неподвижным во вращающейся системе отсчёта, связанной с двумя массивными телами). С точки зрения небесной механики, полет в эти области даже проще, чем полет на Луну, несмотря на значительно большее расстояние от Земли.

Следующими целями называются околоземные астероиды групп атонов, аполлонов и т.д. - между орбитами Земли и Марса. Дальше - наше ближайшее небесное тело – Луна. Потом следуют предложения об отправке беспосадочной экспедиции к Марсу – облет и изучение планеты с орбиты, следом – высадка на марсианском спутнике Фобос. И лишь потом – Марс!

Новые дерзкие экспедиции потребуют создание новых технических средств – уже сейчас янки энергично работают над проектом многоцелевого пилотируемого корабля «Орион».

Первый тестовый запуск запланирован уже на 2014 год, корабль планируется запустить на расстояние 6000 км от Земли – в 15 раз дальше, чем расположена орбита обращения МКС. К 2017 году для «Ориона» планируют подготовить сверхтяжелую ракету-носитель SLS, способную выводить на опорную орбиту до 70 тонн груза (в перспективе – до 130 тонн). Ожидается, что ракетно-космическая система «Орион» + SLS достигнет полной готовности к 2021 году – с этого момента станут возможными пилотируемые экспедиции за пределы околоземной орбиты.


"Орион" на орите Луны в представлении художника


Все новое – хорошо забытое старое. Прозвучавшие выводы «комиссии Огустина» были отлично знакомы отечественным специалистам – неслучайно, познакомившись с коварством атмосферы Марса, советская космическая программа быстро переориентировалась на изучение Фобоса (неудачные запуски «Фобос-1 и 2», 1988 год) – ведь совершить посадку на спутник гораздо проще, чем на поверхность Красной планеты. При этом Фобос, в плане геологии, представляет едва ли не больший интерес, чем сам Марс. Одиозный «Фобос-Грунт» и перспективный «Фобос-Грунт-2» - все это звенья одной цепи.

В настоящее время российские ученые также склоняются к мнению о пользе изучения малых небесных тел. О пилотируемых экспедициях речи пока не идет, Роскосмос работает над возможностью отправке автоматических зондов к Луне («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс», ближайший планируемый запуск – 2015 год), а также осуществление фантастической экспедиции «Лаплас-П». В последнем случае планируется посадка зонда на поверхность Ганимеда – одного из ледяных спутников Юпитера.

Сообщение о планируемой отправке российского зонда к внешним планетам Солнечной системы вызвало всплеск едких шуток в стиле «Фобос-Грунт», «Юпитер – идеальная цель, еще 5 миллиардов навечно сгинут в глубинах Космоса», кое-кто из интернет-юмористов даже предлагал «пилотируемый» вариант «Лаплас-Поповкин»…

Однако, несмотря на всю кажущуюся сложность и неоднозначность грядущей миссии, посадка автоматической станции на поверхность Ганимеда окажется едва ли сложнее, чем на поверхность Марса.

Конечно, пилотируемые полеты в точки Лагранжа и автоматические зонды в окрестностях Юпитера – все-таки лучше, чем несбыточные мечты о том, как «на Марсе будут яблони цвести». Главное – не стоит расслабляться на достигнутом. Даже высадившись на поверхности астероида, нам не стоит предаваться сладким грезам о том, как наша всемогущая наука теперь способна сместить с орбиты любое небесное тело и сделать нас властелинами ближнего космоса.


Марс давно манит к себе людей. Красная планета породила немало домыслов, особенно на тему наличия на ней жизни. И вот, наконец-то момент истины настал. Первая пилотируемая экспедиция на Марс должна состояться в 2023 году. К ее подготовке приступили в Нидерландах.
Проект под названием Mars One предлагает принять участие в нем всем желающим. Правда, как предупреждает администрация проекта, возврата на Землю не будет.
Как объясняют основатели проекта, сегодня на Земле отсутствуют технологии, позволяющие обеспечить возвращение космонавтов.
Как рассказал один из руководителей Mars One Бас Лансдорп, в 2023 году с Земли к Марсу отправится ракета с четырьмя людьми на борту.
Накануне, в 2016 и 2022 годах туда же вылетят планетная база и запасы пищи, воды и воздуха.
По прибытию на Марс, люди будут заниматься научными експериментам, а также вести поиск следов присутствия внеземной жизни.
Ожидается, что будущая миссия не будет легкой. Придется решить множество проблем. Например, добывать кислород планируется из воды, что находится под поверхностью Марса, но пока достоверных водяных месторождений на планете обнаружено не было.
Кроме того, из-за сильных ветров на Марсе, спусковые аппараты могут оказаться друг от друга на значительном расстоянии. Смогут ли космонавты дойти к ним пешком, пока неизвестно.
Организаторы полета планируют провести его финансирование за счет реалити-шоу, которое будет транслироваться по телевидению.
Как ожидается, публике будет интересно наблюдать за путешествием и бытом первых «марсонавтов». Однако трансляция окончания жизни экипажа в космосе во многих странах может оказаться противозаконной.
Есть и другая строна полета. Космонавтам, которые отправятся на Марс, придется удалить или заменить на искусственные некоторые органы, чтобы защитить их от негативного влияния радиации и тяжелых заряженных частиц.
«Человек, как вид, сформировался на Земле, поэтому для дальних космических полетов он не подготовлен всем ходом своей эволюции. Для полетов к другим планетам, как бы это грешно ни казалось, организм человека следует немного доработать, усовершенствовать. У человека есть критические органы, наиболее подверженные влиянию радиации, которые перед полетом на Марс следует удалить, заменить искусственными», — сообщил заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Вячеслав Шуршаков.
По его словам, обыденным в современном мире стала установка имплантатов на место вырванных зубов. Для участников длительных межпланетных полетов в будущем таким же естественным станет операция, например, на глазах и на мозге.

Нога человека еще ни разу не ступала на Марс, самую ближайшую к Земле планету Солнечной системы. Минимальное расстояние до нее — 55 млн километров. Но чтобы преодолеть его, землянам придется затратить много времени, усилий и ресурсов. Еще больше потребует колонизация Красной планеты. Несмотря на это, идея покорить ее более полувека не дает покоя многим, даже далеким от космоса, людям.

В последние годы интерес к “марсиаде” еще более обострился. То, о чем раньше писали лишь писатели-фантасты и “желтая пресса”, стало постепенно воплощаться в жизнь. О подготовке марсианских миссий говорят президенты и политики. Ученые с головой ушли в самые смелые эксперименты по астрономии и астробиологии. Инвесторы не боятся вкладывать “кровные” в запуски космолетов. Фондовые рынки чутко реагируют на новости об успехах и неудачах “марсианских” проектов. Полет на Марс и его колонизация стали глобальным трендом.

Учитывая глубину темы, попробуем разобраться с самыми актуальными ее аспектами — проектами, возможностями, угрозами и перспективами инвестирования.

Планы миссий

Проекты полета на Марс появились еще на заре космической эры. Первыми эту тему подняли власти США при подготовке высадки на Луну в начале 1960-х годов. После этого о своих марсианских амбициях неоднократно заявляли лидеры Советского Союза, Китая и других стран. На деле вместо астронавтов к Красной планете отправляли лишь спутники и роботы-марсоходы. Сейчас на марсианской поверхности находятся 2 ровера американского космического агентства NASA.

Сверхтяжелая ракета-носитель Н-1

В СССР, как и в других странах, “марсиада” становилась темой “номер один” раз в десятилетие. В 1960 году, накануне запуска первого космонавта на орбиту Земли, руководство страны даже озвучило дату отправки марсианской миссии — 8 июня 1971-го. Конструкторы сосредоточились на проектах тяжелых аппаратов. Первый предполагал строительство марсианского пилотируемого комплекса весом 1,63 тысячи тонн. Смонтировать махину хотели на околоземной орбите, что и поныне — невыполнимая задача.

Второй проект представила команда Глеба Максимова. Автор первого искусственного спутника Земли предложил послать к Марсу без высадки на нем 3 космонавта. Корабль с солнечными батареями и оранжереей должна была “забросить” на земную орбиту сверхтяжелая ракета-носитель Н-1. При полете к Красной планете траекторию корректировал бы разгонный блок.

Третья разработка, группы Константина Феоктистова, вобрала в себя “плюсы” и “минусы” первой и второй (сборка на низкой орбите и разгон между планетами). Энергию для электрореактивных двигателей 75-тонного корабля должны были генерировать реакторы (мощность 7-15 мегаватт). Экипаж (4-6 человек) предполагалось высадить на Марс через несколько месяцев после старта. Проект закрыли в конце 1960-х из-за “лунной гонки” (соперничества с США в освоении Луны) и ненадолго возродили в 1980-х, на закате СССР.

Атомные и другие эксперименты России


Спуск «Скиапарелли» на Красную планету: первый и последний

Тяжелое советское прошлое предопределило неудачи нынешней марсианской программы России. В 2011 году из-за неполадок сорвалась даже непилотируемая экспедиция на спутник Марса Фобос (Фобос-Грунт). В 2016 году из-за отказа двигателей о поверхность Красной планеты разбился модуль “Скиапарелли”, запущенный в рамках проекта российской корпорации “Роскосмос” и Европейского космического агентства (ЕКА) Exomars (поиск следов марсианской жизни).

В 2007-2011 годах Россия отважилась на важный шаг в подготовке полета — проект “Марс-500”. Цель — тренинг добровольцев на Земле в условиях, близких к марсианским. “Роскосмос” и Российская академия наук при поддержке ЕКА в 3 этапа освоили 15 млн долларов. 6 участников из разных стран жили в специальном комплексе в полной изоляции 14, 105 и 520 суток. За их здоровьем и поведением наблюдали ученые. На последнем этапе “экипаж” провел шахматный турнир с гроссмейстером Анатолием Карповым и трижды вышел на псевдоповерхность Марса. Организаторы отчитались об успехе эксперимента, хотя “космонавты” и упоминали о конфликтах между собой.

В 2010 году Россия объявила о планах создания ядерной энергодвигательной установки, которая сможет доставить космонавтов к Марсу за 1-1,5 месяца. Проект с бюджетом в 17 млрд рублей корпорации “Росатом” и “Роскосмос” обещали воплотить к 2018 году. В 2012-ом российское предприятие “Энергия” анонсировало совместный с Украиной и Казахстаном подобный проект. Речь шла о разработке сверхтяжелой ракеты-носителя “Содружество” для покорения Марса и Луны.

В марте 2018 года президент России Владимир Путин заявил, что Россия запустит миссию на Марс в 2019 году. Базой для экспансии будет Луна.

«Мы сейчас будем там осуществлять беспилотные, а потом и пилотируемые пуски - для исследования дальнего космоса, и лунная программа, затем исследование Марса», - уточнил глава государства.

Заявление Путина идет в разрез с категоричными утверждениями руководства “Роскосмоса” о том, что россияне не планируют пилотируемых марсианских миссий ни в 2019-ом, ни в 2025-ом. Нет для этого денег, технических возможностей и средств защиты космонавтов.

“Семимильные шаги” NASA


Многоразовый космический корабль Orion

Следует признать, что NASA сделало едва ли не самый весомый вклад в “марсиаду”. Подготовку к миссии специалисты США ведут серьезно и последовательно еще с 1960-х годов. Инженеры и ученые разработали множество проектов, провели тысячи исследований и испытаний оборудования. К примеру, в рамках программы Constellation (“Созвездие”, 2004-2010) они планировали построить базу на Луне для будущих полетов на Марс. Тяжелая ракета-носитель Ares-1 должна была вывести на орбиту пилотируемый корабль Orion. Оттуда сверхтяжелая Ares-5 могла бы доставить его на лунную базу и на Красную планету. Планы перечеркнул мировой финансовый кризис и решение президента Барака Обамы закрыть Constellation.

Несмотря на это, с 2010-го, Исследовательский центр имени Эймса, (лаборатория NASA) вместе с управлением министерства обороны США работает над проектом Hundred-Year Starship (“Столетний космический корабль”). Его цель — подготовка межпланетных экспедиций в течение следующих 100 лет. В случае с Марсом отправленные в 2030-ом и после добровольцы не смогут вернуться. Их задача — построить колонию и осваивать Красную планету.

Также в NASA вынашивают и другие замыслы об отправке американских астронавтов на Марс в 2030-х. Для отработки технологии предлагали даже захватить мини-астероид и высадить их на него (миссия Asteroid Redirect Mission). Согласно еще более сложному плану NASA`s Journey to Mars, необходимо вначале построить базу на Луне для производства ракетного топлива и создать запасы последнего на марсианской орбите, а также Фобосе или Деймосе. Правительство и администрация США денег на это не дали, посоветовав космическому ведомству пока исследовать Красную планету марсоходами и спутниками.


Интерактивная 3D-карта AccessMars идеально подходит для виртуальных прогулок по Марсу

В 2017 году специалисты американского аэрокосмического агентства вместе с картографами из Google составили интерактивную 3D-карту Марса Access Mars. Уже в мае 2018 года NASA запустит на Красную планету робота InSight, который впервые зароется в глубины местного грунта. В феврале 2021-го к нему присоединится аппарат Mars 2020, который запишет “голос” Марса и поищет место для колонии.

Впрочем, в декабре 2017-го вектор “марсиады” NASA резко сменила «Директива № 1 о космической политике», которую утвердил президент Дональд Трамп. Теперь в приоритете — освоение Луны, как основы для полета на Марс. На “звездную” программу США только в 2018-ом власти выделили 20,7 млрд долларов.

Столь щедрые “вливания” имеют конкретную цель: создание сверхмощной ракеты-носителя SLS и пилотируемого аппарата Orion для транспортировки межпланетных миссий. Ожидается, что в тестовом режиме они без пилотов отправятся к Луне в 2019-ом.

Маск и начало марсианской гонки


Илон Маск и пилотируемый корабль Dragon

О полетах на Марс американский миллиардер Илон Маск неустанно говорит с 2002-го, когда основал компанию SpaceX. Тогда его замысел удешевить космические путешествия, покорить и колонизировать Марс воспринимали несерьезно. Но эксцентричный топ-менеджер не только грезил о марсианской одиссее, но и упрямо двигался к мечте. Его любимое детище спроектировало многоразовые ракеты-носители семейства Falcon (“Сокол”), грузовой корабль Dragon («Дракон») и пассажирскую версию Dragon V2 для Международной космической станции (по контракту с NASA).

6 февраля 2018 года успешно стартовала сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy, которую разработали для миссий на Луну и Марс. Самая крупная в мире на тот момент (грузоподъемность — до 64 тонн) она вывела на гелиоцентрическую орбиту личный электромобиль Маска Tesla Roadster с манекеном в скафандре SpaceX. В июле 2018-го космический беспилотник должен пересечь орбиту Марса.

За запуском в прямом эфире наблюдали миллионы людей во всем мире. После этого Марс стал самой популярной среди планет Солнечной системы по версии компании “Яндекс”.

На запуск Falcon Heavy отреагировали как финансовые рынки, так и ведущие политики, ученые и эксперты. Все понимали: успех Маска в ракетостроении означает старт марсианской гонки, в которую, как и в период лунной, будут втянуты основные “игроки” космической отрасли. Тем более, что сам глава Space X анонсировал первые короткие полеты на Красную планету уже в 2019 году.

«Сейчас мы строим первый межпланетный корабль для полетов на Марс», — заявил Маск в марте 2018-го.


Так будет выглядеть новое детище Маска — Big Falcon Rocket

Ранее миллиардер обещал, что ракета Big Falcon Rocket (BFR) сначала будет доставлять на Красную планету грузы, а затем и добровольцев, которые построят там колонию-убежище для человечества на случай Третьей мировой войны. Топливом для межпланетного космического корабля Big Falcon Spaceship, будут жидкий метан и жидкий кислород, которые возможно добывать на Марсе. Свои сомнения в осуществимости такого плана в сжатые сроки высказал один из российских экспертов.

По-индийски: дешево, медленно, но уверенно


Mars Orbiter Mission — индийская космическая станция на марсианской орбите

С 2004 года в “марсиаду” включилась Индия. Ее президент Абдул Калам Марайкайяр озвучил инициативу до середины XХI века запустить на Марс индийско-американский экипаж.

Позже лидеры Индии неоднократно подтверждали свои марсианские амбиции. Как и американцы, они планируют для начала закрепиться на Луне. Для этого индийские инженеры сейчас разрабатывают проекты космического жилья. Планы экспансии Красной планеты индийцы воплощают медленно, но фантастически уверенно: в 2013-ом орбитальную станцию Mars Orbiter Mission («Мангальян») они отправили на Марс в 10 раз дешевле, чем NASA (за 74 млн долларов). Результатом ее работы явилась публикация “Атласа Марса” (2015).

Эмираты: дорого и не спеша


Проект марсианской колонии ОАЭ

Программу освоения Марса на предстоящие 100 лет Mars 2117 разработали в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Как заявил вице-президент, премьер-министр ОАЭ и правитель Дубая шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, ее конечная цель — основание колонии на Красной планете, где будут жить 600 тысяч человек. Уже в 2021 году национальное космическое агентство отправит на Марс свой первый орбитальный аппарат Hope («Надежда»).

“Mars 2117 — это проект, реализацией которого займутся будущие поколения, вдохновлённые страстью к науке и стремлением к новым знаниям», — заявил шейх.

Покорение Марса для ОАЭ — не какая-то далекая мечта. Подготовка к миссии идет полным ходом — на “космические” нужды потрачено уже около 5,5 млрд долларов. Во время Дубайской международной выставки достижений правительства (9-11 апреля 2018 года) посетителям впервые показали скафандр и образцы пищи астронавтов ОАЭ, а также макет будущей колонии. В пустыне сейчас возводят Марсианский научный город, который станет крупнейшим в мире симулятором жизни на Красной планете.

Mars One: миссия без возврата

Mars One — один из наиболее обговариваемых и критикуемых проектов полета на Марс. Один из его руководителей, голландец Бас Лансдорп недавно заявил о готовности в 2031 году отправить безвозвратно на Красную планету экипаж из 4 человек. Их еще предстоит отобрать из 100 кандидатов.

Организация Лансдорпа не располагает собственной ракетно-космической техникой. Контракты с ее производителями еще не подписаны. Это порождает сомнения в реалистичности проекта.

Для чего туда лететь?


Колонисты на Марсе: шанс на выживание есть

#1 Ради престижа

Лунную гонку подогревало соперничество между двумя супердержавами — СССР и США. Американцы поддержали престиж своей страны, когда первыми высадились на спутнике Земли. Чего-то подобного следует ожидать и в финале “марсиады”. “Престижную” мотивацию подтверждают заявления нынешних американского и российского лидеров о полетах в пределах Солнечной системы.

#2 Для поиска ресурсов


Рений на Марсе — не редкость

Маск и многие другие предлагают не возить все необходимое с собой на Марс, а сразу по прибытии построить там завод, где производить топливо из местного сырья (углекислого газа).

После этого скучать не придется уже геологам: Красная планета необычайно богата редчайшим стратегическим металлом рением (цена 1 килограмма — 3 тысячи долларов), который используют в реактивных двигателях. Чтобы добыть 1 грамм его на Земле, надо переработать больше полутонны сырья. Загрузить рением корабль на обратном пути к Земле — любая миссия окупится!

#3 На случай войны

Тот же Маск часто говорит, что хочет уберечь человечество от Третьей мировой войны, которая может превратить нашу планету в радиоактивную пустыню. Его альтернатива: переселить на Марс 1 млн человек, чтобы воссоздать цивилизацию.

Шансы на выживание есть у всех колонистов. На грунте, похожем на марсианский, ученые умудрились вырастить даже картофель. Лучшие для земледелия районы Красной планеты успели нанести на карту.

#4 Ради эксперимента

Марс с его микрогравитацией, извечным холодом и разреженной атмосферой — рай для ученых и исследователей. Можно создать там почти земной климат, добыть воду и вырастить на грунте овощи. Сейчас это реально сделать лишь виртуально, в компьютерной игре Surviving Mars.

#5 Чтобы обустроить базу

В самом крайнем случае (если достичь других целей будет нельзя), можно сделать из Марса форпост для будущей экспансии в глубокий космос. На Красной планете удобно заправлять и ремонтировать космические корабли, расположить аппаратуру для дальней связи, разместить спасательные службы.

Факторы риска


Космос таит в себе немало угроз

#1 Космическая радиация

Специалисты NASA фиксируют резкое усиление потока заряженных частиц из глубокого космоса. Из-за этого астронавты рискуют получить предельную дозу облучения во время полета на Марс и обратно. На поверхности Красной планеты уровень космической радиации еще выше. Марсианское магнитное поле слабее земного и сдержать вредное излучение не может.

Длительное пребывание астронавтов под космическими лучами может привести к ухудшению здоровья и даже смерти. Возможные меры: обустройство радиационных убежищ на борту корабля и под поверхностью Марса, создание искусственного магнитного поля.

#2 Пыль и вирусы

Из-за перепадов давления на Марсе часто возникают пылевые бури, которые представляют опасность для астронавтов и техники. Ученые предупреждают: соединения хрома в марсианской пыли могут воздействовать на человеческий организм, как сильные канцерогены. Приборы может вывести из строя электростатический заряд, который накапливается из-за трения о пылевые частицы.

Еще одна угроза, которую таят грунт и недра Красной планеты — патогенные микроорганизмы, которые там могли выжить. Их атака может вызвать смерть покорителей Марса. Об этом предупреждает британский астробиолог Барри Ди Григорио. Возможные меры: использование пылесосов с излучателем микроволн.

#3 Невесомость и микрогравитация

6 месяцев полета — это полгода в невесомости. За такое время у астронавтов слабеют и уменьшаются мышцы, разрушаются и становятся хрупкими кости. Вместо полноценного длительного восстановления на Марсе путешественников ждет еще одно испытание: слабое притяжение (38% земного) и незаметное магнитное поле (в 800 раз меньше, чем на Земле). Может пострадать нервная система и мышцы. Возможные меры: создание искусственной гравитации и физические тренировки.

#4 Стрессы и конфликты

Эксперименты по имитации полетов показали, что изоляция и пребывание в замкнутом пространстве могут сделать миссию невыполнимой и без воздействия радиации. Эффект усталости друг от друга ведет к вспышкам агрессии и конфликтам. В экстремальных условиях такие проявления чреваты расстройствами психики и техногенными катастрофами. Возможные меры: включение в экипаж психолога, набор стрессоустойчивых астронавтов, поддержание привычного микроклимата в коллективе.

Как заработать на миссии?


Добыча полезных ископаемых на Красной планете может оказаться прибыльным бизнесом

#1 Космический туризм

Цена полета в один конец — 200 тысяч долларов. Это при условии, если Маску или его конкурентам удастся снизить затраты на топливо и технику. Сейчас себестоимость доставки астронавта на Марс — 6-10 млрд долларов. При таких расчетах космических туристов выгоднее транспортировать туда-обратно партиями по 50-100. Выгода увеличится, если космотуры станут регулярными, более доступными и безопасными.

#2 Инвестиции в аэрокосмическую промышленность

Акции почти всех производителей космических аппаратов взметнулись вверх, когда началась марсианская гонка. Да и сейчас такая тенденция сохраняется. К примеру, ценные бумаги американской корпорации Lockheed Martin, которая имеет контракты с NASA, 11 апреля к 19.00 по московскому времени на торгах в Нью-Йорке подорожали на 1,4% до 344,2 доллара.

#3 Вложения в энергоресурсы

На Земле сейчас в тренде — электромобили и другие «чистые» авто, а также переход от ископаемых видов топлива на альтернативные (возобновляемые). Из-за этого эксперты прогнозируют постепенное сокращение спроса на нефтепродукты в будущем.

Не умереть с голоду участникам рынка энергоресурсов помогут полеты на Марс. Все просто: космические ракеты-носители пока летают на химическом топливе, которое производят из нефти и ее производных. Всплеск “марсиады” обеспечил стабильный спрос на последние. Значит, сработает ставка тех, кто играет на повышение на рынке нефти.

#4 “Вход” в геологоразведку

Марс может оказаться “золотым” для геологов и всех разработчиков недр. По некоторым данным, кроме упомянутого рения, на Красной планете есть залежи 50 ценных минералов и металлов. Недаром, туда вскоре отправят своего робота-марсохода “старатели” из NASA. Если после этого на Марсе разразится новая “золотая лихорадка”, больше всех заработают те, кто производит буровое оборудование, а также, кто купил их акции.

Резюме . Учитывая все описанное выше, стоит признать: пилотируемый полет на Марс в ближайшие годы возможен. Чисто технически на это способен Маск с его сверхтяжелыми ракетами. Но, судя по всему, он будет оттягивать миссию с астронавтами на борту. Миллиардер прекрасно понимает, что обрекает их на невероятные сложности и даже смерть, если подготовка будет вестись на нынешнем уровне. Его главная надежда — на прорыв в разработках ракетных ускорителей и альтернативных видов топлива.

В NASA будут держать на контроле “марсиаду”, продолжая засылать на Красную планету роботов. Но основные усилия будут сосредоточены на высадке астронавтов на Луне. Остальные участники марсианской гонки будут делать почти то же самое.

Инвесторы, скорее всего, извлекут выгоду из вложений в ракетно-космическую отрасль и геологоразведку. Можно прогнозировать, что некоторые найдут “золотую жилу” в стартапах, которые разрабатывают электронику для дальней связи.

Именно на этих направлениях и стоит сейчас искать “точку входа”. Определяйтесь, время пока терпит. Помните: Марс вас ждет!

Подготовил Станислав Клопот