Влияние географических факторов на менталитет русской нации. Функция разграничения и интеграции человеческих групп

Слушая мой рассказ, определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества.

Один из мыслителей произнес следующую фразу: «Человек - самое эксцентричное создание на Земле». Смысл сказанного таков: на свете много диковинного, но философа в наибольшей степени способен заинтересовать только человек, потому что он уникален.

Но разве каждое живое существо, обитающее на планете, не отличается оригинальностью, неповторимостью природного проекта?

Человек весь соткан из парадоксов. Человек - животное, но существует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчинить ее себе. Он обладает естественными вожделениями, но ориентируется прежде всего на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Человек имеет все, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания он не может приспособиться к ней...

Исключительность человека не только в том, что у него множество разных качеств и задатков. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, словно демон, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное - бессознательному, инстинкты - культуре. Человек - единственное на земле существо, способное жить в ситуации абсурда. Он, например, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980) назвал человека едва ли не самым эксцентричным созданием на земле.

Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.

Разве волки знают муки совести, а пчелы - обычаи? И потом, человек обладает такими очевидными достоинствами, как речь, разум, культура.

По современной эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Однако в те 2-4%, которыми наша совокупность генов отличается от обезьяньей, уместились разум, творчество, культура... Да, животные могут жить в сообществе. Но все, что происходит в их стадах, стаях, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рожденного ею олененка вместе со средой.

Перемещенная в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.

Человек - единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов. В отличие от генетической памяти, память социапьная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека. Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «Человек есть принципиальная новизна в природе». Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал человека «вольноотпущенником природы», а Артур Шопенгауэр - ее «дезертиром»...



Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни - социальную. Так и родился феномен, которого нет в природе.

Но как случилось, выражаясь в шутку, что обезьяна сошла с ума и превратилась в человека? Каким образом человек выпал из природы и даже стал противостоять ей? Культурные ценности - вот что отличает человека в окружающей среде.

Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе.

Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рожденной им или же сохраняющей автономность по отношению к человеку. Культура - это общественное достояние, которое получают люди и передают дачьше. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.

Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.

Река - это природа, канал - культура.

Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура.

Стон природен, слово - достояние культуры.

Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.

Вот камень. Он отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.

Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.

Культура - это специфика исключительно человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна. Выражая формы человеческой деятельности, культура в то же время - арсенал обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?

Послушайте притчу.

Богатый хозяин созвал к себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство приглашенных благодарили хозяина и пользовались его дарами, но нашлись и те, кому показалось, что соседям дали больше. Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен, быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.

Как вы думаете, о чем повествует эта притча?

Этот щедрый хозяин - природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру - люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиванием ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.

Новости:

Определений понятия «культура» в науке более 200. Культура восходит к латинскому cultura, означающему «возделывание», «обработка». Этот термин мы часто употребляем в разных смыслах. Например, античная культура, культура общения, предмет культуры, культурный человек и т.п. Всё многообразие понятий культуры можно выразить в трёх смыслах:
- в широком смысле культура – это комплекс постоянно обновляющихся форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности всех людей во всех сферах общественной жизни; это всё, что создано руками и умом человека. Культура в этом смысле противопоставляется природе. Природа – то, что существует независимо от человека, естественное. Культура – то, что создано человеком. Примеры культуры в этом смысле: античная культура, римская культура, современная культура;
- в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, передаются, потребляются духовные ценности. В этом смысле понятие "культура" практически совпадает с понятием "искусство". Примеры культуры в узком смысле: культура танца, культура пения народных песен;
- в наиболее узком смысле культура – это совокупность норм, определяющих поведение человека; степень воспитанности человека. Обычно говорят, что если человек хорошо воспитан, то он культурный, обладает культурой.

Поскольку деятельность подразделяется на материальную и духовную, а культура в широком и узком смыслах непосредственно связана с деятельностью, то и культуру можно разделить на материальную и духовную. К материальной относятся предметы быта, средства труда и т.п. К духовной – стихотворения, сказки и т.п. Однако, следует учитывать, что это деление весьма условно.

Немало таких объектов, которые можно на первый взгляд отнести к объектам и материальной, и духовной культуры. Например, книга. Она материальна. Но книга содержит предмет духовного мира – текст. В данном случае принадлежность к культуре можно определить по тому, какой элемент культурного объекта главный. В книге, безусловно, это текст, а не обложка и листы бумаги. Поэтому книгу рационально понимать как объект духовной культуры.

Функции культуры многообразны и вряд ли когда получится составить их полный перечень. Выделим основные функции культуры:
- познавательная – культура помогает изучению общества, народа, страны;
- оценочная – культура помогает оценивать явления действительности, осуществляет дифференциацию (различение) ценностей, обогащает традиции;
- регулятивная – культура формирует нормы, правила, регулирующие поведение человека как члена общества;
- информативная – культура передаёт знания, ценности, опыт предыдущих поколений и помогает ими обмениваться;
- коммуникативная – культура развивает человека через общение, в процессе которого сохраняются, передаются и тиражируются культурные ценности;
- функция социализации – культура является важнейшим средством социализации, поскольку приучает личность к социальным ролям, стремлению к самосовершенствованию.

Учёные выделяют три формы культуры: народную, элитарную, массовую. Все они тесто взаимосвязаны и влияют друг на друга. Рассмотрим каждую из них.

Народная культура включает творения, чаще всего созданные любителями (не профессионалами), оставшимися анонимными. Элементы этой культуры просты по содержанию и в то же время обладают художественной красотой, своеобразием, рассчитаны на широкую аудиторию. Народная культура включает, к примеру, народные сказки, сказания, широко известные анекдоты, народные песни.

Элитарная культура предполагает создание профессионалами таких творений, которые недоступны простой публике. Для их «расшифровки», понимания, требуется образование, определённая подготовка. Элитарная культура направлена больше на выражение смыслов, нежели на внешние эффекты. Примеры творений элитарной культуры: оперное произведение, органная музыка, сложный по содержанию высокохудожественный фильм, балет.

Отличительная особенность массовой культуры (в отличие от элитарной и народной) – её коммерческая направленность. Предметы этой культуры стандартны, просты в понимании, рассчитаны на массовую аудиторию, могут делать акцент на низменных потребностях человека, иногда направлены на эпатаж (шокирование) публики. Предметы массовой культуры быстро тиражируются, из-за чего теряется их художественное своеобразие, вкус. К предметам массовой культуры можно отнести, например, попсу, китч, клубную культуру.

Массовая культура – явление исторически недавнее. Предпосылки к формированию этой культуры возникли еще в XVIII – XIX вв., однако развитие она получила в ХХ веке. Этому способствовало быстрое развитие средств тиражирования и распространения массовой культуры – телевидение, интернет, звукозаписывающая аппаратура и т.п. Сегодня массовая культура – неотъемлемая часть нашей жизни. Влияние этой культуры на современное общество противоречиво. Позитивное влияние: массовая культура помогает познавать мир, социализировать людей, она демократична и её предметами могут пользоваться практически все, эта культура обращена к потребностям и чаяниям людей. Негативное влияние: массовая культура в целом обедняет культуру страны, народа, снижая общую планку духовной жизни общества; она рассчитана на пассивное потребление, обедняет вкусы людей, для некоторых заменяет реальную жизнь, навязывает определённые предпочтения и представления, не всегда соответствующие духовности народа. Пример – «Пепси – бери от жизни всё». Культивирование этого слогана и рекламы напитка может привести и приводит к бедности культуры нового поколения.

Культура какого-либо народа, нации очень неоднородна. Обычно в ней выделяют:
- субкультуру – часть общей культуры народа, нации, система ценностей, присущая какой-либо социальной группе. Например, молодёжная, мужская, профессиональная, криминальная субкультуры. Все эти субкультуры отличаются специфическими для них чертами. К примеру, отличительными особенностями молодёжной субкультуры являются направленность на демонстративное потребление, поиск себя и смелые эксперименты, демократизм поведения и т.п.;
- контркультуру – направление развития современной культуры, противостоящее устоям духовной жизни народа, «официальной» культуре, традиционным субкультурам. Пример контркультуры: традиции и ценности скин-хедов, панков. Контркультура пытается сломать устоявшиеся ценности национальной культуры.

Культура каждого народа развивается неоднородно. Её развитие обусловлено двумя противоположными и, в то же время, взаимодополняющими основаниями: традициями и новаторством. Традиция включает устоявшиеся элементы культуры, представляющие собой многократно используемые и практически неизменные ценности, правила, нормы и т.п. Опираясь на традицию, в своём развитии культура сохраняет своё "ядро", национальный окрас. Традицией в развитии культуры, к примеру, является обучение школьников методу выразительного чтения, изучение "Мёртвых душ" Н.В. Гоголя. Новаторство - совокупность новых элементов в культуре, привносящих отличные от традиционных возможные направления развития национальной культуры, её элементов. Новаторством можно признать современное иллюстрирование произведений Н.В. Гоголя, использование компьютерной графики в художественном творчестве.

Залог успешного развития культуры - в сочетании традиции и новаторства. Традиции придают культуре стабильность, новаторство - динамику.

Менталитет народа — составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определенной территории. И учащимся, в конечном счете, интереснее всего то, что касается человека.
Изучение менталитета русского народа на уроках географии поможет учащимся найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сфере социально-экономического и внутриполитического строительства, предвидеть в общих чертах будущее нашей Родины.
Человек является частью географической среды и зависит от нее. В качестве пролога к изучению этой зависимости привожу слова М.А. Шолохова: «Сурово, нетронуто, дико — море и каменный хаос гор. Ничего лишнего, ничего искусственного, и люди подстать природе. На трудящегося человека — рыбака, крестьянина, эта природа наложила печать здоровья и целомудренной сдержанности». Детально изучив закономерности природы, мы сможем понять и закономерности поведения человека, его характер.
В сегодняшних, новых экономических условиях исследования менталитета народа на уроках географии — это не просто использование поисково-исследовательского метода, но и выполнение социального заказа общества, которое стремится преуспеть на мировом рынке. Не следует, конечно, сводить в географии все к менталитету. Но в тех темах, где это полезно, это делать нужно.
Наиболее органично эти вопросы вписываются в раздел «Население России». Целесообразно их изучение при обобщении знаний, полученных в темах «Географическое положение», «Рельеф», «Природные ресурсы», «Климат», «Воды». Отдельный урок по теме «Менталитет русского народа» лучше провести как конференцию, используя работы Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина, В.О. Ключевского, Н.А. Бердяева и др. Целесообразно использовать небольшие выдержки из их произведений.
И.А. Ильин:
«Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с холодной зимой и раскаленным летом, с безнадежной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания, заставила нас жить их властью и глубиной. Именно столь противоречив русский характер».
С.Н. Булгаков писал о том, что континентальность климата (амплитуда температуры в Оймяконе доходит до 104 °С), вероятно, повинна в том, что русский характер такой противоречивый, жажда абсолютной свободы и раба покорность, религиозность и атеизм — эти свойства русского менталитета непонятны европейцу, создают России ореол таинственности, загадочности, непостижимости. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Ф.И. Тютчев сказал о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Факты говорят о том, что Российское (Советское) государство и российский этнос были исторически, географически и психологически «запрограммированы» на противостояние жесточайшему нажиму извне. Российский этнос зародился в центре Евразии, на равнине, не защищенной с запада и востока ни морями, ни горами и доступной для военных вторжений как из Восточной Азии, так и из Западной Европы. Единственный способ сохранить в таких условиях самостоятельность — занять как можно большую территорию, в которой увязали бы любые вражеские армии.

Громадные пространства, суровый климат и необходимость противостоять объединенным силам одновременно многих народов с запада и с востока породили преобладающий тип подсознательных и сознательных психологических установок («медленно запрягать, но быстро ездить» — по Бисмарку, или интровертно-эмоциональный тип психологии — по Юнгу), концентрацию власти в тоталитарном государстве (абсолютная монархия или восточная деспотия сталинского типа).
Учащихся нужно подвести к тому, что на менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла и на темперамент нации. Русские более меланхоличны, медлительны, чем западноевропейцы. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом. «Сколько сил, денег, времени уходит у жителей России на защиту от холода, добычу и перевоз топлива, устройство отопления, утепление домов, укрепление инженерных сооружений, спасение судов, пристаней, мостов, расчистку от снега путей, защиту от наводнений, производство теплой одежды» (С.В. Рогачев).
Северноевразийский характер нашей страны сформировал тип национальной психологии, который не только не соответствует преобладающим мировым тенденциям, но прямо противоположен им. Отсюда вместо развития товарного хозяйства — психология ухода в натуральное хозяйство (спасительная в годы иностранной интервенции, но непродуктивная для строительства интенсивной экономики), вместо самостоятельности — привычка к патернализму, вместо высоких материальных запросов —неприхотливость к условиям жизни.
Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими людьми не иначе как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но еще большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским издавна наряду с земледелием приходилось заниматься и всякого рода ремеслами. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой выбрать очертя голову самое что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эту наклонность дразнить счастье, играть в удачу В.О. Ключевский назвал «великорусским авосем».
Жить в таких непредсказуемых условиях, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, составленном на основе опроса журнала Reader’s Digest, проведенного в 18 европейских странах в феврале 2001 г., это качество у россиян оказалось на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов (пессимистами — только 3%).
В остальной Европе среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности.
Русскому человеку надо дорожить ясным рабочим днем. Это заставляет нашего крестьянина спешить усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время. Такое трудолюбие присуще, пожалуй, только русским. Вот так многогранно влияет климат на русский менталитет. Не меньшее влияние имеет ландшафт. В.О. Ключевский раскрывает ландшафтную детерминированность русского характера так: «Великороссия XIII—XV вв. со своими лесами, топкими болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба, по его выражению, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями.

В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого. Своеобразие русской природы, ее капризы и непредсказуемость отразились на складе ума русских, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. В борьбе с нежданными лишениями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предупредителен, выучился больше замечать следствие, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги насчет искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем задним умом... Природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями».
Прекрасная русская природа и равнинность российских ландшафтов приучили народ к созерцанию. По мнению В.О. Ключевского, «в созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера.
Но от чрезмерной созерцательности ду’ши становятся мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми». Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность — это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами.
Во многом специфические (и часто противоречивые) черты русской ментальности определяются обширностью пространств России. Огромная, редконаселенная территория требовала для своего освоения особого типа людей (пассионариев, по Л.Н. Гумилеву), способных к решительным действиям, дерзких и отважных. По подсчетам П.С. Ширинкина4, за 57 лет (от покорения Сибири Ермаком до выхода Москвитина к Тихому океану) территория страны увеличилась на 10 млн км2 — одна из крупнейших по масштабам колонизация в мире. Для сравнения — экспедиции Колумба присоединили (если считать Карибское море сушей) к испанской империи 2777 тыс. км2, Кортеса — 2067,1 тыс., Писарро — 1285,2 тыс.5 При этом, в отличие от испанской колонизации Америки, ни один народ Сибири и Дальнего Востока не был объявлен «дикарями» и уничтожен.
И везде по пути своего следования русские создавали сеть поселений-крепостей, игравших также роль экономических центров освоения территории. Население таких острожков отличалось предприимчивостью, необычайным свободолюбием и бунтарством. Значительная часть жителей бежала за Урал от «государева ока», да и сама власть предпочитала держать таких граждан подальше от столицы.
Русские формировались не в национально-замкнутом пространстве, а в открытой равнине — равнине ассимиляций. Они «выварились» в этом котле и вышли из него с двумя фундаментальными качествами — чувством мощного единения друг с другом («как мир, так и я») и возникшим из многовекового опыта жизни примирительным отношением к народам-соседям — и к тем, у кого приходилось захватывать земли, и к тем, кто присоединялся исходя из своих интересов; и тем более к тем, кто считал для себя важным передать русским свои знания, креативные элементы своей культуры.
Русским был чужд дух враждебности и соперничества — именно в силу их очевидного преобладания, а также в силу имевшегося у них мощного народного корня с его московским стержнем. Этот русский «корень» был столь крепок, что переваривал и царей немецких кровей, и прибалтийское чиновничество, и татарских баскаков и мурз, и свое франкоговорящее дворянство, и украинский вариант православия6.
Огромность и непостижимость пространств страны не могли не сказаться на ее восприятии соседями. Император Александр III в напутствии, произнесенном незадолго до вступления страны в XX век, сказал: «Помни — у России нет друзей. Нашей огромности боятся».
Длительный период тщательного дозирования и намеренного искажения информации, просачивающейся за рубеж, не способствовал формированию у иностранцев объективного представления о стране. П.А. Вяземский, литератор и друг Пушкина, так характеризовал подобные мнения: «Хотите, чтобы умный человек, немец или француз, сморозил глупость, — заставьте его высказать суждения о России. Это предмет, который его опьяняет и сразу помрачает его мыслительные способности».

«Огромные пространства легко давались русскому народу, но нелегко давалась ему организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддержание и охранение порядка в нем. Размеры государства ставили русскому народу почти непосильные задачи, держали русский народ в непомерном напряжении» (Н.А. Бердяев). Все это не могло не сказаться на менталитете великороссов. Русская душа оказалась подавлена необъятными российскими полями, необъятными российскими снегами, она как бы утопает, растворяется в этой необъятности. Длительные и холодные зимы отразились безрадостной печалью в душе русских людей.
Государственное овладение необъятными пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил, подавлением любой инициативы, исходившей «снизу». Централизация отразилась на русском духе двояко: во-первых, великоросс решил, что тот, кто управляет такими обширными пространствами, представляющими собой Россию, и великим народом — чуть ли не сверхъестественного происхождения. Отсюда — культ личности, чувство благоговения к «царю-батюшке» в душе русского народа. Во-вторых, чувство, что над человеком кто-то стоит, видит и управляет всеми его поступками, вылилось в такое качество русской души, как беспечность. Н.А. Бердяев сказал: «Русская душа ушиблена ширью». Широка душа русского, как русская земля, реки, поля — все может вобрать в себя душа русского человека, все человеческие чувства, свойства и качества в ней поместятся.
Учащимся интересно будет анализировать не только положительные черты русского народа, но и отрицательные. Власть шири над русской душой порождает
и целый ряд русских «недостоинств».
С этим связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности. «Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности», — отмечал Н.А. Бердяев.
Русская лень (обломовщина) распространена во всех слоях народа. Мы ленимся выполнять работу не строго обязательную. Частично обломовщина выражена в неточности, опаздывании (на работу, в театр, на деловые встречи).
Видя бесконечность своих просторов, русские смиряются с мыслью, что овладеть такой ширью все равно невозможно. И.А. Ильин говорил: «Россия одарила нас огромными природными богатствами — и внешними, и внутренними». Русский человек считает эти богатства бесконечными и не бережет их. Это порождает в нашем менталитете бесхозяйственность. Нам кажется, что у нас всего много. И далее, в своей работе «О России» Ильин пишет: «От чувства, что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое органическое, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность... всем хватит, и еще Господь пошлет». В этом кроются корни русского великодушия.

«Природное» спокойствие, добродушие и великодушие русских удивительным образом совпали с догмами православной христианской морали. Смиренность в русском народе и от церкви. Христианская мораль, веками державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный характер. Православие воспитало в великороссах духовность, всепрощающую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту. Единство Церкви и государства, ощущение себя не только подданным страны, но и частицей огромной культурной общности взрастило у россиян необыкновенный патриотизм, доходящий до жертвенного героизма. А.И. Герцен писал: «Каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением».
Патриотизм пронизывает все сферы российского общества. Например, наряду с патриотизмом политическим в последние годы все шире распространяется патриотизм в потребительских предпочтениях. Если до кризиса 1998 г. 48% потребителей отдавали предпочтение товарам отечественного производства, то в 1999 г. эта цифра составила уже 90%7. Поэтому западным компаниям приходится тратить огромные деньги на разработку и производство товаров якобы российских торговых марок.

Проблема преодоления российских пространств и расстояний всегда была для русского народа одной из самых главных. Еще Николай I говорил: «Расстояния являются несчастьем России».
В российском человеке есть упорство и основательность крестьянина и кочевая кровь (удаль, стремление сняться с обжитых мест в поисках чего-то лучшего, горизонтальное структурирование пространства и т. д.). Русские не различают границ между Европой и Азией, балансируя между двумя моделями развития.

Р.S. учебник географии 9 кл. в душу катится!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Религия – неотъемлемая часть культуры и жизни людей

Латинское слово « cultura » переводится – возделывание земли, воспитание, образование, развитие.

Первоначально под культурой подразумевалась обработка земли, уход за ней, чтобы она стала пригодной для удовлетворения потребностей человека в пище, эстетике, одежде, в средствах ухода за телом, в лекарствах.

Человек с глубокой древности пытался постичь тайны бытия и наряду с материальным своим существованием обнаруживал мир духовный.

Он пытался осуществить связь между этими формами бытия, особенно в жизненно важных сферах таких, как земледелие.

Обработке земли, посеву, сбору урожая всегда предшествовали определенные религиозные обряды, культовые действия, направленные к высшим силам за помощью.

Сама земля считалась, считалась священной и обожествлялась народами.

Слово «культура» со временем распространилось на все сферы человеческой деятельности (образование, искусство, общение) и стало употребляться в более широком смысле – «облагораживать, развивать, образовывать, воспитывать».

Эллины, например, видели свое главное отличие от варваров в воспитанности.

В позднеримской сведневековой периоды культура ассоциировалась с признаками личного совершенствования.

В научный обиход слово культура вошло во второй половине 18 века, в эпоху Просвещения, и, с точки зрения французских просветителей, означало разумность, разумное устроение жизни.

Позднее понятие культуры стало еще более широким и культуру стали разделять на духовную и материальную.

В настоящее время слово «культура» употребляется как в узком значении, то есть применительно к духовной сфере (религия, искусство, философия), так и в более широком смысле, включая материальную культуру (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.п.).

Что же такое культура религиозная? Под религиозной культурой следует понимать: религию (от лат. religio – восстановление связи с Творцом, набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение, мироощущение, а так же соответствующие поведение, особые действия (культ), основанные на вере существования Бога (языческих религиях – богов) и направленные на общение в Ним, и получение от него помощи.

Искусство и народные традиции непосредственно связаны с религией, отражающие ее содержание.

Остается вспомнить, что такое история. Греческое слово « historia » означает «рассказ об прошедшем, об узнанном» и употребляется в двух основных значениях: процесс развития природы и общества; совокупность общественных наук, изучающих прошлое человечества (историческая наука).

Таким образом, история религиозной культуры – это историческая дисциплина, изучающая: Историю формирования религиозных культур, традиций взаимоотношений человека с Богом; Религиозную этику и философию; Историю происхождения и смысл основных религиозных понятий, символов, богослужений, церковных таинств; Религиозное искусство и народные традиции связанные непосредственно с религией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства

Здоровый образ жизни-как неотъемлемая часть социальной адаптации.

Методическая тема: Здоровый образ жизни-как неотъемлемая часть социальной адаптации.Цель: Формирование осознанного отношения к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни. Обеспечение максима...

Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий

Тезисы выступления«Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий»...

"Самоанализ как неотъемлемая часть аналитической культуры педагогов"

Анализ урока в 8 классе по теме "Петровские преобразования" раскрывает методическую цель, пути ее достижения, особенности урока. В ходе анализа подчеркивается, что при разработки конспекта урока...

Проблема самоидентичности остро стоит в последнее время перед татарским народом. А как известно без религии и национального языка нет и нации, поэтому вопросами сохранения языка активно занимаются в Российском исламском институте. О деятельности кафедры татарского языка и национальной культуры корреспонденту «Шакирд» рассказала зав. кафедрой кандидат исторических наук, Гимазова Рафиля Алмарисовна

– Рафиля Алмарисовна, расскажите подробнее о Кафедре татарского языка и национальной культуры. Как она возникла? Каковы её основные задачи?

– Наша кафедра возникла в 2015 году по итогам проведения в городе Казани VI Всероссийского Форума религиозных лидеров «Национальная самобытность и жизнь», организованном Всемирным конгрессом татар. Участниками форума было принято решение обратиться к руководству Республики Татарстан с идеей создания на базе Российского исламского института специализированной кафедры татарского языка и истории татарского народа. Основной причиной её создания является потребность в религиозных деятелях, способных говорить с народом на одном языке. Таким образом, главной задачей кафедры становится ознакомление с историей татарского народа, особенностями, присущими ему, и, конечно же, обучение татарскому языку студентов РИИ. Стараниями преподавателей за короткий срок деятельность нашей кафедры дала плоды. Студенты проявляют интерес к татарскому языку, с большим увлечением берутся за проектные работы. К тому же, вот уже два года наши шакирды принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, завоёвывают места, становятся призёрами.

– Какие проекты реализуются на базе кафедры?

– Помимо того, что наши преподаватели ведут занятия в Казанском исламском университете и Российском исламском институте, они активно участвуют в проекте «Без татарлар». Данные курсы проводятся два раза в год для всех желающих быстро освоить татарский язык, изучить историю татарского народа, а также приобрести знания о религии Ислам.

Мы проводим эти курсы совместно с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан. Совместно с муфтием РТ Камилем хазратом Самигуллиным было выбрано пять казанских и пять районных мечетей, где в течение года пройдут занятия. Наша кафедра взяла на себя обязанность составить учебные пособия, главной особенностью которых будет, во-первых, облегченная грамматика и больший упор на разговорную составляющую языка с той целью, чтобы посещающие данные курсы имели возможность практического применения полученных знаний, во-вторых, религиозная направленность, что поможет мусульманам понимать пятничные и праздничные хутбы (проповеди).

– Разговаривают ли Ваши дети на родном языке? Какой политики придерживаетесь Вы как родитель?

– Да, конечно. Дома мы разговариваем на родном татарском языке. Однако, несмотря на то, что дети посещают татарский детский сад, даже там они оказываются в русскоговорящей среде. Поэтому не могу сказать, что они по-татарски говорят чисто. Например, некоторые союзы, междометия употребляют на русском. Но это касается не только детей, но и многих из нас, взрослых, верно? Это наша общая беда.

– Как Вы считаете, действительно ли важно знание родного языка? Нужны ли какие-то дополнительные стимулы для привлечения молодёжи к его изучению?

– Если говорить о проблеме изучения татарского языка, то, на мой взгляд, татары должны знать свой родной язык. И это не должно быть обусловлено перспективой достижения каких-то целей, получения выгоды или просто потому, что надо. Ведь не все наши поступки обусловлены острой нуждой. Мы делаем что-то только потому, что не можем иначе. Язык – это то, что вверено нам предками в качестве аманата, и то, что мы должны передать потомкам. В каждой семье есть какие-то обычаи, традиции, передающиеся из поколения в поколение. Язык также является неотъемлемой частью национальной культуры народа. Наша долг – воспитать подрастающее поколение в духе этой культуры, ярким пламенем зажечь в их сердцах любовь к родному языку – одной из тех духовных ценностей, важность которых переоценить невозможно.

Динара Фазлиева

студентка 1 курса направления «Журналистика» РИИ