Кто и когда изобрел бумагу в кратце. Кто придумал Бумага - Когда Изобрели? Кто изобрел бумагу

В наши дни бумагу изготавливают во всем мире. Ежедневно мы используем ее, когда читаем газеты, журналы и книги, дети обучаются в школе по учебникам из бумаги, пишут в тетрадях, выполненных из этого же материала.


Список можно продолжать бесконечно, но кому же мы обязаны ее появлением? Кто и когда придумал бумагу?

Когда была изобретена бумага?

По общепринятой версии, бумага была изобретена в 105 году нашей эры. Однако сам материал для письма возник задолго до этого. Одной из самых ранних письменных принадлежностей в истории человечества был папирус, который жители Древнего Египта изготавливали из растения семейства осоковых.

Сегодня в музеях, посвященных египтологии, можно увидеть старинные иконографии с изображением папируса, датируемые III тысячелетием до нашей эры. Впоследствии для письма использовали шелковые ткани, производимые из бракованных коконов шелкопряда, а затем – пеньку, которую делали из конопляных волокон.

В 105 году произошел настоящий прорыв в бумажной индустрии, благодаря которому весь мир получил возможность писать на бумаге.

Кто изобрел бумагу?

Создателем бумаги стал китайский евнух Цай Лунь, служивший при императоре из династии Хань. Будущий изобретатель родился в городе Гуйян (ныне – Лэйян), в 75 году поступил в императорский дворец, а в 89 году получил должность в учреждении, которое занималось перезарядкой оружия.

К тому времени документы в Китае писались на бамбуке или костях животных. Они имели большой вес и были неудобными для перевозки, поэтому в стране появилась необходимость придумать что-нибудь более легкое. Правда, был еще шелк, но стоил он дорого и по определению не мог получить широкое распространение. По этой причине изобретение Цай Луня пришлось весьма кстати.

Существует легенда, что вдохновение для создания бумаги евнух обрел во время наблюдения за бумажными осами. Эти насекомые способны самостоятельно делать материал, похожий на бумагу, путем пережевывания древесных волокон и смачивания их своей клейкой слюной.

Историки не исключают, что на самом деле бумагу изобрел кто-то из более низких слоев общества, а Цай Лунь лишь присвоил себе результаты его труда. Как бы там ни было, но в 105 году евнух представил свое изобретение императору Хэ-ди, за что получил наивысшую похвалу.

Как была изобретена бумага?

В соответствии с китайскими летописями, чтобы получить бумагу, Цай Лунь использовал в своей работе древесную золу, пеньку, волокна тутового дерева и старье тряпье. Все ингредиенты он тщательно измельчил и перемешал с водой.

Дополнительно изобретатель создал специальное приспособление в виде деревянной рамки с бамбуковым ситом внутри, на которое выложил полученную смесь и выставил для просушки на солнце. Затем высушенный материал был разглажен камнями. В итоге получились тонкие, плотные листы, на которых было удобно делать записи.


С течением времени процесс был запущен в массовое производство. Бумагу изготавливали на водяных мельницах, но перед просушкой на солнце клали под пресс и подвергали сильному сжатию. В некоторых случаях в чаны с бумажным сырьем добавляли клей, благодаря чему при письме на таких листах чернила не растекались.

Древняя бумага была не совсем качественной и включала в себя цельные древесные волокна и даже кусочки тряпок, однако со временем китайская технология изготовления была усовершенствована и получила признание во всем мире.

Когда бумага попала в другие страны?

Распространение бумаги за пределы Китая продвигалось достаточно сложно. Долгое время техника ее изготовления держалась в секрете, но к VII столетию первые бумажные листы появились в Японии и Корее, а в IX веке – в арабских странах.

Европейцы смогли воспользоваться настоящей бумагой только в XI–XII столетиях. В эпоху Ренессанса в моду вошли бумажные обои, а к XV веку, в связи с появлением книгопечатания, в большинстве европейских государств уже существовали многочисленные бумажные фабрики.

Что-что, а даже в эпоху электронных рабочих столов и документов бумага не теряет своей актуальности. И если даже мы и сможем когда-нибудь полностью заменить ежедневники коммуникаторами, то уж виртуальная туалетная бумага вряд ли сможет нам чем-либо помочь. И сегодня на Ваш суд, господа, представляется история изобретения этого старейшего и пока что еще незаменимейшего в наши дни изобретения – бумаги.

История изобретения писчих материалов берет начало в Древнем Египте, где впервые стал использоваться папирус, треугольный тростник, который рос в пресноводных болотах вдоль реки Нил. Растение было тонким, легким для переноски и в течение тысяч лет не было изобретено ничего лучше для письма и документирования. Предполагается, что папирус уже, возможно, использовался в Египте 4 000 лет до н.э.

Полосы из растения папируса вымачивались в воде, чтобы удалить сахарное содержание. Затем они просушивались и раскладывались. Второй набор полос помещался под прямым углом к первому, снова накладываясь немного. После сырой лист папируса оставлялся под тяжелым весом (обычно каменная плита), чтобы высохнуть в течение приблизительно шести дней. Остающийся сахар в пределах этой смеси запечатывал полосы вместе. Наконец, после высыхания поверхность листа полировалась.

Точно так же, как сегодня в мире используется множество различных сортов бумаги, в древности существовало несколько видов папируса. Каждый тип использовался для различных целей. Очень дешево сделанный грубый папирус использовался торговцами, чтобы обертывать различные предметы. Самые прекрасные и самые дорогие варианты были сохранены для религиозных или литературных работ. Качество зависело от многих факторов: где растения папируса были выращены, возраст растений, сезон, когда они были собраны, и др. Самый лучший папирус был сделан, используя серцевину стебля растения. Типичный рулон обычно строился из листов папируса переменного качества. Лучшие листы использовались для окончания рулона, так как они были наиболее подвержены износу, а худшие по качеству листы использовались для внутренних секций рулонов.

Различные варианты и размеры папируса часто называли в честь императоров или чиновников. Эта информация во время римских и византийских периодов была начертана на первом листе рулона и именовалась протоколом. Дополнительно протокол часто включал дату и место изготовления папируса. Однако для юридических документов, эта практика была запрещена согласно Законам Юстиниана. Практика добавления протокола к законченному рулону папируса продолжалась в Исламские времена. Обычно древние египтяне писали только на одной стороне папируса, на той, где волокна шли горизонтально. А их правители, понимающие важность папируса, сделали его производство государственной монополией и охраняли тайну его производства. Они даже экспортировали свой папирус за пределы Египта.

Далее история ведет нас в Древний Китай, где, как предполагают, зародился современный способ бумажного производства - изобретение, датирующееся 2 столетием нашей эры. Во время древнекитайских династий Шенг и Жоу документы обычно писались на кости или бамбуке, однако они были очень тяжелыми и неудобными для транспортировки. Легкий материал из шелка иногда использовался для написания документов, но был обычно слишком дорогим, чтобы иметь широкое распространение.

Поэтому изобретение чиновником китайского двора Династии Хан Чаи Лунем нового писчего материала из мякоти тутового дерева в 105-м году нашей эры было как раз кстати. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, потом выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Такая бумага была очень удобна для письма, а также использовалась как оберточный материал. Кроме того, с 6-ого столетия нашей эры в Китае она стала использоваться в качестве туалетной бумаги. Хотя такое применение бумаги не всем казалось приличным. К примеру, в 589 году нашей эры китайский ученый-чиновник Ян Житуи написал: «Бумагу, на которой есть расценки или комментарии от Пяти Классиков или мудрецов, я не осмеливаюсь использовать в туалетных целях». Туалетная бумага продолжала быть цененной потребностью в Китае во время господства Императора Хоньджу, в 1393 году нашей эры. Бюро Имперских Поставок даже произвело для одной только семьи императора 15 000 специальных листков бумаги в светло-желтом оттенке, имеющих различные ароматы. Во время Династии Танг (618-907 гг. н.э.) бумага также стала использоваться для изготовления упаковки для чая, чтобы сохранить его аромат, а также для изготовления бумажных стаканчиков и салфеток. Во время китайской Династии Сонг (960-1279 гг. н.э.) правительство дало приказ произвести первые известные напечатанные на бумаге деньги в мире. Так, собственно, появились современные банкноты. Однако, сколь не совершенствовалась технология, китайская бумага имела серьезный недостаток - рыхлость, из-за чего краска, которой на ней писали (главным образом тушь из высоких сортов сажи с примесью рыбьего клея и мускуса), растекалась. Кроме того, она была тонкой и прозрачной и легко рвалась, поэтому на ней можно было писать только с одной стороны.

Некоторые историки утверждают, что бумага была ключевым элементом в культурном продвижении многих народов. Согласно этой теории, китайская культура была менее развита, чем египетская в древние времена, потому что бамбук, которым был богат тогдашний Китай, был не самым лучшим материалом для письма, в отличии от папируса. Китайская культура продвинулась во время Династии Хань и в последующие столетия из-за изобретения бумаги, а Европа продвинулась в течение Ренессанса из-за введения бумаги и печатной машины.

Распространение бумаги за пределы Китая было достаточно сложным, поскольку требовался инструктаж в производственном процессе, а китайцы отказывались разделить свои тайны с другими народами. Но необходимость в писчем материале становилась все насущнее, что за пределами Китая привело к изобретению так называемой «тряпичной» бумаги. Первая тряпично-бумажная фабрика в Европе была создана в испанском городе Хатива (современная Валенсия) в 1120 году, а самый старый известный печатный документ, сделанный из такой бумаги на Западе - это Молитвенник Мозараб 11-ого столетия, написанный в Исламской части Испании. К XIV-XV векам тряпичная бумага уже получила прочное распространение в Европе. В течение XIII и XIV веков открылись «бумажные мельницы» в Италии, Франции, Германии, Голландии. Процесс выработки бумаги из тряпок был довольно сложным, зато бумага получалась вполне удовлетворяющая своему назначению. И ко времени начала книгопечатания в Европе появилось множество бумажных мельниц, которые вырабатывали (исключительно из льняных и пеньковых тряпок) превосходную, не протекающую, белую бумагу, довольно плотную и прочную, сохранившуюся до наших дней в том же превосходном виде.

Процесс изготовления бумаги на старинных мельницах состоял из нескольких этапов. Материал, предназначенный для выделки бумаги, очищался от грязи и промывался. После высыхания полученное сырье поступало на жернова водяной или ветряной мельницы, где он перетиралось, превращаясь в бесформенную рыхлую массу. Рабочий, пользуясь формой в виде деревянной рамы с натянутой на ней проволочной сеткой, зачерпывал из чана нужное для листа бумаги количество жидкой кашицы и тряс раму над чаном, чтобы вода стекала. Когда лист на сетке принимал нужную форму, рабочий переворачивал раму на кусок войлока или сукна. Сверху на этот еще сырой лист накладывался снова кусок войлока, на него - новый лист бумаги и т. д. Когда набирались два-три десятка листов, то вся кипа поступала под пресс и подвергалась сильному сжатию. Затем листы развешивались на веревках для окончательной просушки.

Иногда, особенно для писчей бумаги, к массе в чане подбавляли клей, чтобы на проклеенной бумаге чернила не растекались. Благодаря строению металлической сетки (длинные проволочки вдоль и поперек) на бумаге, если смотреть на свет, получались утонченные линии, поэтому можно сказать, что эта бумага была в клеточку. Обычно фабриканты путем вплетения какой-либо плоской фигурки из проволоки в сетку оттискивали свое фабричное клеймо (водяной знак, филигран) в виде колокола, орла, единорога, короны, цветов, кисти винограда, монограммы из имени Иисуса Христа (I.H.S.), своих инициалов и т.д. По этим водяным знакам можно было в большинстве случаев определить фабриканта и век, иногда даже год, когда бумага была произведена.

Древнейшая бумага была не вполне качественна: в некоторых образцах бросались в глаза длинные, выдающиеся из общей ровной поверхности бумаги волокна, иногда даже были видны кусочки тряпок. Позже процесс фабрикации все улучшался и бумажных дел мастера стали изготавливать великолепную, образцовую для нашего времени бумагу. Готовые, высушенные листы разбирались по сортам и продавались пачками.

Во времена Ренессанса в Европе из бумаги стали выделывать обои. По традициям Средневековья элита общества вывешивала большие гобелены на стенах своих домов. Однако они были чрезвычайно дороги и только представители очень богатого сословия могли позволить себе такую роскошь. Менее богатые члены дворянства, неспособные купить гобелены, начали наклеивать обои, чтобы украсить свои покои. Англия и Франция в то время были лидерами в производстве обоев в Европе.

Конечно, производство бумаги с тех пор далеко ушло вперед, и рабочий-бумажник XV века, если бы мог попасть на современную бумажную фабрику, долго не мог бы понять ни терминов, ни процесса производства. Известно, что еще во второй половине XVII века для превращения очищенного тряпья в кашеобразную массу был введен чан особого типа - голландер, в котором бумажная масса варилась вместе с хлористыми соединениями. Конец XVIII века внес переворот в эту область: рабочий бумажной фабрики в Эзонне (Франция) Луи Роберт в 1799 году изобрел прообраз современной бумажной машины, вырабатывающей бумагу в виде бесконечной ленты.

Потребность в бумаге настолько возросла, что ограничиться производством бумаги из тряпок было невозможно, и в бумажную массу начинают прибавлять механически размельченную древесину (удачные опыты Келлера и Фельтера с 1845 года), повторно изобретя данный способ. А с 1857 года вводится химически обработанная едким натром (натро-сульфатный способ) древесина, в виде бело-сероватой массы целлюлозы. Лучшая древесная масса получалась из хвойных свеже-срубленных деревьев, преимущественно ели, пихты, сосны и из лиственных - осины. Дерево для обработки поступало на завод в виде стволов неодинаковой длины, с которых еще в лесу обрубали сучья и отчасти кору. При помощи машин со стволов удалялась без остатка мало пригодная для производства бумаги кора, после чего стволы разрезались на куски. Эти куски дерева поступали на производство грубых сортов картона. Процесс получения из древесных стволов бумажной массы был сложен и громоздок, еще более сложен был процесс получения химически очищенной древесной массы - целлюлозы. Но дело того стоило.

В 19 веке практически вся газетная и оберточная бумага вырабатывалась древесины, низшие сорта оберточных бумаг имели в своем составе солому, вареную с известью. Однако тряпичная бумага все еще считалась самой качественной, поэтому именно ее использовали для производства денежных банкнот и ценных бумаг. Бумага оставалась дорогой (по крайней мере, бумага книжного размера) в течение столетий до появления паровых машин по производству бумаги.

Сегодня бумага доступна каждому, а процесс ее производства значительно упростился. Хотя при столь грандиозном развитии машинного производства бумаги до сих пор сохранилось производство бумаги ручным способом, особенно для выработки дорогих сортов, идущих для тонких рисунков акварелью и печатания роскошных изданий с гравюрами.

В древние времена люди делали записи на камнях, листьях, коре деревьев, шкуре животных, панцирях черепах, костях и на ткани, но у каждого из этих методов была масса недостатков. бумаги в Китае дало новый толчок развитию человечества, а благодарить за появление столь необходимого сегодня материала мы должны древнего изобретателя Цай Луня.

Цай Лунь родился в Восточной династии Хань (25—220 н.э.). В 15 лет его отдали на службу евнухом в императорский двор. За своё трудолюбие, изобретательность и настойчивость Луня не раз повышали в должности. За сорок лет жизни при дворе он послужил пяти императорам, завоевал их расположение и получил титул князя.

Однажды ему поручили изготовлять инструменты и оружие для императорской семьи, и с тех пор он увлёкся различными ремёслами. Очень скоро Цай Лунь стал знаменитым мастером, и изделия, сделанные под его руководством, поражали своей искусностью.

До Восточной династии Хань для создания книг использовали древесину бамбука или шёлковую ткань. Учёным того времени было весьма неудобно вести свои записи в подобных книгах, потому что бамбук был тяжёлым, а шёлк - дорого стоил. Хотя в то время начала появляться бумага из конопли, но технология её изготовления оставалось незрелой, да и доступна она была лишь немногим.

Цай Лунь же предложил новый способ. Он велел своим подручным собирать кору деревьев, остатки тканей и непригодные для рыболовства сети. Затем его работники измельчали эти материалы и замачивали их в воде на долгое время. Когда смесь превращалась в мягкую массу, её нагревали, а затем заливали в специальные формы и выставляли для просушки на солнце. Так и получали первые образцы бумаги, пригодной для письма.

Как шаг за шагом изготовлял бумагу Цай Лунь и его подручные, можно увидеть на следующих рисунках:


Изобретение бумаги: этап первый. Работники измельчают бамбук, очищают от листьев и отмачивают в воде, чтобы обесцветить материал для бумаги


Изобретение бумаги: этап второй. Материалы варятся на сильном огне


Изобретение бумаги: этап третий. С помощью специальной доски с отверстиями работник достаёт часть полученной смеси - на ней вскоре образуется лист бумаги



Изобретение бумаги: этап четвёртый. На каждую доску со смесью кладётся крышка. Сверху - ещё одна доска и на неё снова крышка. И так много слоёв

Изобретение бумаги: этап пятый. Полученные листы сушат на стене

В 105 году нашей эры Цай Лунь показал своё изобретение императору, и тот очень обрадовался такому новшеству. Тут же был издан указ: распространить удивительное изобретение по всей Поднебесной. Китайские мыслители и учёные радостно вздохнули - ведь теперь они смогут записывать свои мысли так же легко, как острым мечом рубить молодой побег бамбука. Изобретение бумаги стало одним из основных двигателей китайского цивилизации, а впоследствии - всего мира.

В восьмом веке Китай начал торговать бумагой с другими странами Азии, но тайну её изготовления жители Поднебесной хранили ещё не одно столетие. Однако, как гласит пословица, секреты долго не живут.

В 751 году при династии Тан, во времена, когда обострились противоречия Китая с арабской империей, несколько китайских рабочих были захвачены неприятелем в плен. Они-то и выдали вековую китайскую загадку. Вскоре производство бумаги наладили в Багдаде, и постепенно технология стала достоянием всего арабского мира. Впоследствии бумажное ремесло попало в Европу, а оттуда - на другие континенты планеты.

Согласно историческим записям, первый завод по производству бумаги в Европе появился через тысячу лет после того, как Цай Лунь изобрёл её. Способ Цай Луня и поныне используется как основа бумажной промышленности - одной из наиболее развитых сфер производства в наше время.

Культура древнего Китая явила миру много великолепных творений и вдохновила к развитию весь остальной мир, но всё это было немыслимо, не изобрети Цай Лунь бумагу.

Дэвид Ву, Евгений Довбуш, Великая Епоха

История бумаги начинается в Китае. Произошло это еще в первом веке нашей эры, когда Цай Лунь, воспитатель императора, попытался найти альтернативу прежним материалам для сохранения письменных знаков – камню, глине, металлу, коже, пальмовым листьям, покрытым воском дощечкам из дерева или бамбука, ткани, папирусу. Он немало поэкспериментировал с различными растениями, но первый реальный результат получил, мелко, нарезав волокна шёлка, сделав из них кашицу и осадив её на мелком сите. В одной из китайских рукописей, относящейся к 69 году, есть упоминание об этом изобретении, которое было названо «бумагой».


История изготовления бумаги также имеет несколько версий. Другой датой рождения бумаги называют 105 год. Неутомимый Цай Лунь попробовал добавлять в кашицу волокна из старых рыбацких сетей, веревок, поношенной ткани и даже древесного луба. В конце концов, он остановился на коре тутового дерева, которую перед этим долго разбивал молотком, разделяя на волокна, к которым потом добавлял толику растительного клея. Надо сказать, что изготовленная в Китае бумага была жёсткой и хрупкой. Но тем не менее на ней уже можно было писать тушью.

История изобретения бумаги

Считается, что впервые японцы познакомились с бумагой в 610 году. И привез ее из Кореи монах-врачеватель Там Чин (в японской истории он остался под именем Донтё). В те годы практически правивший страной в роли регента при императрице принц Сётоку стремился насадить в Японии буддизм. Он приглашал в Японию священнослужителей и монахов из Китая и Кореи обосновываться на японской земле, строить храмы и монастыри, воздвигать изваяния Будды, знакомить японцев со священными текстами. Естественно, что для размножения буддийских сутр и их сохранения требовалась бумага. Привозимой из Китая бумаги не хватало, поэтому принц приказал выращивать по всей стране шелковицу и коноплю. Эти растения и раньше культивировались в Японии, но в основном для изготовления тканей. Теперь же японским мастеровым было предписано на основе этих растительных волокон создать бумагу лучшего качества, чем у импортной. Ремесленники приступили к поискам новых рецептов и технологий и добавляли в бумажную массу волокна других растений, кипятили их, промывали, добавляли в раствор древесный уголь, различные клеящие субстанции. И результат не заставил себя ждать.
Виды бумаги, полученной в Японии, были значительно лучше качеством, чем китайская бумага. Японскую бумагу стали звать ВАСИ (ВА – другое иероглифа Ямато, обозначающего название японского государства, СИ – бумага) в отличие от привозной с континента КАРА-ГАМИ.
Появление ВАСИ связывают с двумя технологическими новшествами. Во-первых, японские мастера не отцеживали волокнистую пульпу через неподвижное сито, как это делалось в Китае, а постоянно покачивали его, заставляя бумажную массу оседать более равномерно (этот прием назвали НАГАСИ_ДЗУКИ). А во-вторых, было найдено водное растение ТОРО-АОИ, чей сок оказался великолепным средством для проклеивания бумажного листа.


Золотой век листа бумаги

В период Нара (710-794) возросшие потребности императорского дворца, храмов и монастырей породили настоящий бум ее производства. Чаще всего её использовали для написания буддийских сутр. Но так как тексты были священными, для этого требовалась непростая, а очень высококачественная бумага. В то время в Наре в ходу было около 180 типов бумаги, различавшихся плотностью и цветом. С точки зрения буддиста белый цвет означает траур. Очевидно поэтому, для буддийских свитков стали изготавливать красные, синие, желтые и голубые ее сорта. Переписывание таких сутр стало любимым развлечением (а можно сказать, и обязанностью) придворных вельмож. К концу восьмого века в столицу поступали целые кипы бумаги из 23 провинций. Она стала вторым посоле риса средством уплаты натурального налога. Лучшие виды бумаги того времени хранятся в Сёсоин, сокровищнице храма Тодайдзи в Наре. Там представлено 233 ее разновидности.
Буддийские монахи приобрели при дворе чуть ли не абсолютную власть. И император Каму в 794 году перенес свою столицу в новый город Хэйан(будущий Киото), подальше от окружавших его старый дворец храмов и монастырей. В новой столице пышным цветом расцвела изысканная и утонченная культура аристократии. Но без бумаги, изящной и нежной, было просто невозможно обмениваться стихотворными посланиями, записывать в дневники впечатления и мысли, рождавшиеся в ходе медитаций на природе, писать вошедшие в моду мемуары. Не менее остро в бумаге нуждались чиновники и священнослужители. Спрос на бумагу ещё более увеличился. Ремесленникам пришлось искать для этого новое сырье, поскольку запасов конопли уже не хватало. Ремесленники –бумагоделы перешли целиком на кору шелковицы.

Чтобы обеспечить постоянное снабжение столицы бумагой, в 807 году на реке Канъягава в пригороде Хэйана была построена правительственная мастерская по производству бумаги (КАНЪЯИН, или КАМИЯИН). Для работы там были мобилизованы лучшие ремесленники страны. Мастерская стала выпускать высококачественную продукцию – листы размером 60х36 см, получившие название КАНЪЯ-ГАМИ.

Но первенство КАНЪЯ-Гами было недолгим. Великолепная бумага стала поступать из северных провинций, в частности из Муцу (нынешняя префектура Аомори). Появились в обращении бумажные листы, в ткань которых для повышения декоративного эффекта вплетали засушенные травы и цветы. Иные листы были надушены благовониями. Эти листы как нельзя лучше передавали настроение поэта или страсть автора любовной записки. Затем появилась высококачественная МИТИНОКУ-ГАМИ – бумага из Митиноку. Повышенным спросом стала пользоваться «мраморная» бумага, а так же листы декорированные золотой и серебряной фольгой.

Захиревшая в столь жестких условиях конкуренции мастерская Канъянин вынуждена была перейти на производство более дешевых и менее трудоемких сортов бумаги. Сырьём для нее стала макулатура. При ее обработке окончательно вытравить следы старых надписей было невозможно, поэтому СУЙИНСИ (дословно бумага водяного облака), как стали называть эту продукцию, получалась серовато –голубоватой.

Васи или Ёси?

Приход в самом начале 17 века к верховной власти в стране самурайского клана Токугава прекратил в стране кровавые междуусобицы. В Японии на два с половиной века установился мир. Однако, политика самоизоляции страны которую жестко проводили в жизнь сёгуны клана Токугава, заставляли японских ремесленников «вариться в собственном соку». Новые технологии изготовления бумаги, освоенные в Европе оставались для японских мастеров неизвестными. Они шли своими путями, совершенствуя дедовские способы производства бумаги. Однако, при всем различии конкретных приемов в каждой провинции качество вырабатываемой бумаги постепенно приходило к единому стандарту.
Этому способствовал, кстати, и широко распространенный в то время промышленный шпионаж. Князья посылали своих тайных агентов к соседям, чтобы выведать секреты производства.

В то время на рынке доминировали три основных поставщика бумаги – провинция Гифу, чья бумага МИНО-ГАМИ стала стандартной для печатания книг, провинция Коти, поставлявшая свою ТОСА-ВАСИ осакским купцам, и провинция Огава, удовлетворявшая потребность Эдо с его 1,3 миллионным населением в бумаге.

Спрос на бумажную продукцию в Японии был столь высок и потому, что ее предназначение не ограничивалось почтовыми и издательскими нуждами. Так, в Сидзуоке выпускали СУРУГА-ХАНСИ, чьи стандартные листы бумаги (25х35см) шли на производство бумажных зонтиков. Текстура ЁСИНО-ГАМИ была столь тонкой и нежной, что её использовали в качестве фильтров для масла или лака. Из особых сортов бумаги делали носовые платки и одежду, бумагу вставляли в окна вместо стекла, из нее изготавливали веера, фонари, коробки, ширмы и подвижные перегородки для комнат. Соответствующим образом обработанная бумага (промасленная, гофрированная бумага , лакированная, проклеенная) могла заменить ткани, веревки, солому, бамбук, кожу, дерево…
Она вошла в быт японцев как универсальный материал, превратив национальную жизнь и культуру в уникальный образец «бумажной цивилизации».
Однако, при всем своем разнообразии ВАСИ оставалась исключительно продукцией ручного производства. Ситуация стала меняться только после реставрации Мэйдзи (1868), когда были отменены все ограничения на торговлю и иное общение с заграницей. Первое в Японии промышленное предприятие, оснащенное импортной техникой, заработало в предместьях Токио в 1873 году. И, конечно же, это была фабрика по производству бумаги. Станки для нее были закуплены во Франции. По всей стране стали появляться такие же предприятия, владельцами которых были и иностранцы, и японцы. Рынок был завален дешевой фабричной ЁСИ (дословно европейской бумагой) . Это имело двоякий результат. С одной стороны резко подешевела вся печатная продукция. Книжка стоила столько же, сколько стоила порция лапши. Но с другой…
Японские мастерские по производству ВАСИ стали закрываться одна за другой, не выдерживая конкуренции. Процесс этот шел медленно, но неотвратимо. Если в 1928 году в стране насчитывалось 28 532 семьи занятые в производстве Васи, то к 1973 году эта цифра упала до 851.Вместе с закрытием мастерских утрачивались знания, опыт, ноу0хау, семейные секреты… Великолепная бумага ВАСИ уходила в прошлое. Лишь в конце 20 века, когда в стране вновь вспыхнул интерес к традиционной японской продукции, народные промыслы вновь стали возрождаться, забытые было технологии,вновь стали востребованными. Сейчас при государственной поддержке вновь активно заработали бумагоделательные центры в префектурах Фукуи (Гока), Гифу (Макидани), Коти (Тоса). Работающие там мастера получили статус «живое национальное сокровище». Хотя, конечно же, «золотой век» японской бумаги уже восстановить не удастся.

Сегодня специальная техника китайского производства производит тонны бумаги, качество которой ничем не уступает японскому. Актуальность бумажного производства в наше время становится всё меньше. Производители от количества переносят приоритеты на качество.







Сегодня бумага производится по всему миру. Волокна целлюлозы, полученные из древесины, трава или ветошь прессуются вместе, высушиваются и принимают форму гибкого листа.
Кто изобрёл бумагу.

Много споров велось о том, кто первый придумал бумагу. По одной версии история бумаги начинается в древнем Египте. Это предположение основано на том, что слово «бумага», «paper», произошло от слова «папирус» — растения, которое в изобилии растёт в Египте.

Первый известный человек, который изобрёл бумагу.

Как свидетельствует история, бумага и процесс её изготовления были разработаны в Китае в начале II века н.э. изобретателем Цай Лунь.

Как он сделал бумагу.

Как говорят, он был первым, кто придумал тонкий плоский лист или материал, очищенный от коры, травы и ветоши. На самом деле, элементы древнего китайского метода до сих пор используются на современных бумажных комбинатах. Этот стиль китайского бумагопроизводства позже распространился в Японии, Египте и Европе, куда она была привезена на территорию Испании около 1100 года н.э.

Модификации в процессе создания.

К 1400 году бумага уже производилась по всей Европе, но только три века спустя в конце 1700 годов бумага начали изготавливать в виде длинных сплошных рулонов. В 1798 году французский рабочий бумажного комбината изобрёл станок, который мог производить длинный тонкий лист бумаги различных размеров и форм. Впоследствии этот станок был усовершенствован и запатентован англичанами Генрихом и Сили Фурдринье в 1807 году. Это изобретение стало ключевым в развитии газетного дела.

Человек вначале пытался писать на скалах, пещерах, деревьях, камнях и других материалах. Изобретение бумаги, несомненно, стало важным этапом в развитии цивилизации. Бумага представляет собой обязательную составляющую жизни современного человека. Будь то ребёнок или взрослый. Даже в эпоху компьютеров и Интернета бумажная продукция занимает почётное место. Однако экологические проблемы диктуют новые стандарты: «рациональное использование бумаги на предприятиях».

Кроме бумажного производства, изобретения пороха, печати и компаса были также сделаны в древнем Китае, и все вместе они считаются «четырьмя великими изобретениями» Китая.