Основные морские и океанские пути в мировой экономике и география морских перевозок. Какие морские пути проходят через моря тихого океана? Основные маршруты океанских путей в тихом океане

Магеллан открыл Тихий океан осенью 1520 года и назвал океан Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, за время перехода от Огненной Земли до Филиппинских островов, более трёх меяцев - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». По количеству (около 10 тыс.) и общей площади островов (около 3,6 млн км²) Тихий океан занимает среди океанов первое место. В северной части - Алеутские; в западной - Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Большие и Малые Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания; в центральной и южной - многочисленные мелкие острова. Рельеф дна разнообразен. На востоке - Восточно-Тихоокеанское поднятие, в центральной части много котловин (Северо-Восточная, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и др.), глубоководные желоба: на севере - Алеутский, Курило-Камчатский, Идзу-Бонинский; на западе - Марианский (с максимальной глубиной Мирового океана - 11 022 м), Филиппинский и др.; на востоке - Центрально-Американский, Перуанский и др.

Основные поверхностные течения: в северной части Тихого океана - тёплые Куросио, Северо-Тихоокеанское и Аляскинское и холодные Калифорнийское и Курильское; в южной части - тёплые Южно-Пассатное и Восточно-Австралийское и холодные Западных Ветров и Перуанское. Температура воды на поверхности у экватора от 26 до 29 °C, в приполярных областях до −0,5°C. Солёность 30-36,5 ‰. На Тихий океан приходится около половины мирового улова рыбы (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь и др.). Добыча крабов, креветок, устриц.

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили). Через Тихий океан по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

Растительная жизнь (кроме бактерий и низших грибов) сосредоточена в верхнем 200-м слое, в так называемой эвфотической зоне. Животные и бактерии населяют всю толщу вод и дно океана. Наиболее обильно развивается жизнь в зоне шельфа и особенно у самого побережья на малых глубинах, где в умеренных поясах океана разнообразно представлены флора бурых водорослей и богатая фауна моллюсков, червей, ракообразных, иглокожих и др. организмов. В тропических широтах для мелководной зоны характерно повсеместное и сильное развитие коралловых рифов, у самого берега - мангровых зарослей. С продвижением из холодных зон в тропические количество видов резко возрастает, а плотность их распределения падает. В Беринговом проливе известно около 50 видов прибрежных водорослей - макрофитов, у Японских островов - свыше 200, в водах Малайского архипелага - свыше 800. В советских дальневосточных морях известных видов животных - около 4000, а в водах Малайского архипелага - не менее 40-50 тысяч. В холодных и умеренных поясах океана при сравнительно небольшом числе видов растений и животных за счёт массового развития некоторых видов общая биомасса сильно возрастает, в тропических поясах отдельные формы не получают столь резкого преобладания, хотя число видов очень велико.

При удалении от побережий к центральным частям океана и с увеличением глубины жизнь становится менее разнообразной и менее обильной. В целом фауна Т. о. включает около 100 тысяч видов, но из них лишь 4-5% встречается глубже 2000 м. На глубинах более 5000 м известно около 800 видов животных, более 6000 м - около 500, глубже 7000 м - несколько более 200, а глубже 10 тысяч м - лишь около 20 видов.

Среди прибрежных водорослей - макрофитов - в умеренных поясах особенно выделяются обилием фукусовые и ламинариевые. В тропических широтах их сменяют бурые водоросли - саргассы, зелёные - каулерпа и галимеда и ряд красных водорослей. Поверхностная зона пелагиали характеризуется массовым развитием одноклеточных водорослей (фитопланктон), главным образом диатомовых, перидиниевых и кокколитофорид. В зоопланктоне наибольшее значение имеют различные ракообразные и их личинки, главным образом копеподы (не менее 1000 видов) и эвфаузиды; значительна примесь радиолярий (несколько сотен видов), кишечнополостных (сифонофоры, медузы, гребневики), икры и личинок рыб и донных беспозвоночных. В Т. о. можно различить, помимо литоральной и сублиторальной зон, переходную зону (до 500-1000 м), батиаль, абиссаль и ультраабиссаль, или зону глубоководных желобов (от 6-7 до 11 тысяч м).

Планктонные и донные животные служат обильным кормом для рыб и морских млекопитающих (нектон). Фауна рыб исключительно богата, включает не менее 2000 видов в тропических широтах и около 800 в советских дальневосточных морях, где имеются, кроме того, 35 видов морских млекопитающих. Наибольшее промысловое значение имеют: из рыб - анчоусы, дальневосточные лососи, сельдь, скумбрия, сардина, сайра, морские окуни, тунцы, камбалы, треска и минтай; из млекопитающих - кашалот, несколько видов полосатиков, морской котик, калан, морж, сивуч; из беспозвоночных - крабы (в том числе камчатский), креветки, устрицы, морской гребешок, головоногие моллюски и многое др.; из растений - ламинария (морская капуста), агаронос-анфельция, морская трава зостера и филлоспадикс. Многие представители фауны Тихого океана - эндемики (пелагический головоногий моллюск наутилус, большинство тихоокеанских лососей, сайра, терпуговые рыбы, северный морской котик, сивуч, калан и многое др.).

Большая протяжённость Тихого океана с Севера на Юг определяет разнообразие его климатов - от экваториального до субарктического на Севере и антарктического на Юге Большая часть поверхности океана, приблизительно между 40° северной широты и 42° южной широты, располагается в поясах экваториального, тропического и субтропического климатов. Циркуляция атмосферы над Тихим океаном определяется основными областями атмосферного давления: Алеутским минимумом, Северотихоокеанским, Южно-Тихоокеанским и Антарктическим максимумами. Указанные центры действия атмосферы в их взаимодействии обусловливают большое постоянство северо-восточных на Севере и юго-восточных на Юге ветров умеренной силы - пассатов - в тропических и субтропических частях Тихого океана и сильных западных ветров в умеренных широтах. Особенно сильные ветры наблюдаются в южных умеренных широтах, где повторяемость штормов составляет 25-35%, в северных умеренных широтах зимой - 30%, летом - 5%. На Западе тропической зоны с июня по ноябрь часты тропические ураганы - тайфуны. Для северо-западной части Тихого океана характерна муссонная циркуляция атмосферы. Средняя температура воздуха в феврале убывает от 26-27 °С у экватора до –20 °С в Беринговом проливе и –10 °С у берегов Антарктиды. В августе средняя температура изменяется от 26-28 °С у экватора до 6-8 °С в Беринговом проливе и до –25 °С у берегов Антарктиды. На всём пространстве Тихого океана, расположенном севернее 40° южной широты, наблюдаются существенные различия в температуре воздуха между восточной и западной частями океана, вызванные соответствующим господством тёплых или холодных течений и характером ветров. В тропических и субтропических широтах температура воздуха на Востоке на 4-8 °С ниже, чем на Западе В северных умеренных широтах наоборот: на В. температура на 8-12 °С выше, чем на Западе. Средняя годовая облачность в областях низкого давления атмосферы составляет 60-90%. высокого давления - 10-30%. Среднее годовое количество осадков у экватора более 3000 мм, в умеренных широтах - 1000 мм на Западе. и 2000-3000 мм на В. Наименьшее количество осадков (100-200 мм)выпадает на восточных окраинах субтропических областей высокого давления атмосферы; в западных частях количество осадков увеличивается до 1500-2000 мм. Туманы характерны для умеренных широт, особенно часты они в районе Курильских островов.

Под влиянием развивающейся над Тихим океаном циркуляции атмосферы поверхностные течения образуют антициклональные круговороты в субтропических и тропических широтах и циклональные круговороты в северных умеренных и южных высоких широтах. В северной части океана циркуляция складывается тёплыми течениями: Северным Пассатным - Куросио и Северотихоокеанским и холодным Калифорнийским течением. В северных умеренных широтах на Западе господствует холодное Курильское течение, на Востоке - тёплое Аляскинское течение. В южной части океана антициклональная циркуляция складывается тёплыми течениями: Южным Пассатным, Восточно-Австралийским, зональным Южно-Тихоокеанским и холодным Перуанским. Севернее экватора, между 2-4° и 8-12° северной широты, северные и южные циркуляции в течение года разделяются Межпассатным (Экваториальным) противотечением.

Средняя температура поверхностных вод Тихого океана (19,37 °С) на 2 °С выше температуры вод Атлантического и Индийского океанов, что является результатом относительно больших размеров той части площади Тихого океана, которая расположена в хорошо прогреваемых широтах (свыше 20 ккал/см2в год), и ограниченности связи с Северным Ледовитым океаном. Средняя температура воды в феврале меняется от 26-28 °С у экватора до -0,5, -1 °С севернее 58° северной широты, у Курильских островов и южнее 67° южной широты. В августе температура равна 25-29 °С у экватора, 5-8 °С в Беринговом проливе и -0,5, -1 °С южнее 60-62° южной широты. Между 40° южной широты и 40° северной широты температура в восточной части Т. о. на 3-5 °С ниже, чем в западной части. Севернее 40° северной широты - наоборот: на Востоке температура на 4-7 °С выше, чем на Западе Южнее 40° южной широты, где преобладает зональный перенос поверхностных вод, разницы между температурами воды на Востоке и на Западе нет. В Тихом океане кол-во осадков больше, чем испаряющейся воды. С учётом речного стока сюда ежегодно поступает свыше 30 тысяч км3 пресной воды. Поэтому солёность поверхностных вод Т. о. ниже, чем в других океанах (средняя солёность равна 34,58‰). Наиболее низкая солёность (30,0-31,0‰ и менее) отмечается на Западе и Востоке северных умеренных широт и в прибрежных районах восточной части океана, наибольшая (35,5‰ и 36,5‰) - соответственно в северных и южных субтропических широтах. У экватора солёность воды уменьшается от 34,5‰ и менее, в высоких широтах - до 32,0‰ и менее на Севере, до 33,5‰ и менее на Юге.

Плотность воды на поверхности Тихого океана довольно равномерно увеличивается от экватора к высоким широтам в соответствии с общим характером распределения температуры и солёности: у экватора 1.0215-1.0225г/см3, на Севере - 1.0265 г/см3 и более, на Юге - 1.0275 г/см3 и более. Цвет воды в субтропических и тропических широтах синий, прозрачность в отдельных местах более 50 м. В северных умеренных широтах преобладает тёмно-голубой цвет воды, у берегов - зеленоватый, прозрачность 15-25 м. В антарктических широтах цвет воды зеленоватый, прозрачность до 25 м.

Приливы в северной части Тихого океана преобладают неправильные полусуточные (высота до 5,4 м в заливе Аляска) и полусуточные (до 12,9 м в Пенжинской губе Охотского моря). У Соломоновых островов и у части берега Новой Гвинеи приливы суточные, величиной до 2,5 м. Наиболее сильное ветровое волнение отмечается между 40 и 60° южной широты, в широтах господства западных штормовых ветров ("ревущие сороковые"), в Северном полушарии - севернее 40° северной широты. Максимальная высота ветровых волн в Тихом океане 15 м и более, длина свыше 300 м. Характерны волны цунами, особенно часто отмечаемые в северной, юго-западной и юго-восточной частях Тихого океана.

Лёд в северной части Тихого океана образуется в морях с суровыми зимними климатическими условиями (Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое) и в заливах у берегов острова Хоккайдо, полуостровов Камчатка и Аляска. Зимой и весной льды выносятся Курильским течением в крайнюю северо-западную часть Тихого океана.В заливе Аляска встречаются небольшие айсберги. В южной части Тихого океана льды и айсберги образуются у берегов Антарктиды и течениями и ветрами выносятся в открытый океан. Северная граница плавучих льдов зимой проходит у 61-64° южной широты, летом смещается к 70° южной широты, айсберги в конце лета выносятся до 46-48° южной широты Айсберги образуются главным образом в море Росса.

В настоящее время побережье и острова Тихого океана освоены и заселены крайне неравномерно. Наиболее крупными центрами промышленного освоения являются побережье США (от района Лос-Анджелеса до района Сан-Франциско), побережье Японии и Южной Кореи. Значительна роль океана в экономической жизни Австралии и Новой Зеландии. Южная часть Тихого океана является «кладбищем» космических кораблей. Здесь, вдали от судоходных маршрутов, затапливаются вышедшие из эксплуатации космические объекты.

Рыболовство и морские промыслы

Наибольшее промысловое значение имеют умеренные и тропические широты Тихого океана. На акваторию Тихого океана приходится около 60 % мирового улова рыбы. Среди них лососёвые (горбуша, кета, кижуч, сима), сельдеобразные (анчоусы, сельдь, сардина), тресковые (треска, минтай), окунёвые (скумбрия, тунцы), камбаловые (камбалы). Ведётся добыча млекопитающих: кашалот, полосатики, морской котик, калан, морж, сивуч; беспозвоночных: крабы, креветки, устрицы, морской гребешок, головоногие моллюски. Добывают ряд растений (ламинария (морская капуста), анфельция (агаронос), морская трава взморник и филлоспадикс), перерабатываемых в пищевой промышленности и для медицины. Наиболее результативный промысел осуществляется в Западно-центральной и Северо-западной частях Тихого океана. Наиболее крупные промысловые державы Тихого океана: Япония (Токио, Нагасаки, Симоносеки), Китай (архипелаг Чжоушань, Яньтай, Циндао, Далянь), Российская Федерация (Приморье, Сахалин, Камчатка), Перу, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Чили, Вьетнам, Южная Корея, КНДР, Австралийский Союз, Новая Зеландия, США.

Транспортные пути

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США на Тайвань, в Китай и Филиппины. Основные судоходные проливы Тихого океана: Берингов, Татарский, Лаперуза, Корейский, Тайваньский, Сингапурский, Малаккский, Сангарский, Бассов, Торресов, Кука, Магелланов. Тихий океан соединён с Атлантическим океаном искусственным Панамским каналом, прорытым между Северной и Южной Америками по Панамскому перешейку. Крупные порты: Владивосток (генеральные грузы, нефтепродукты, рыба и морепродукты, лес и пиломатериалы, металлолом, чёрные и цветные металлы), Находка (уголь, нефтепродукты, контейнеры, металл, металлолом, рефгрузы), Восточный, Ванино (уголь, нефть) (Россия), Пусан (Республика Корея), Кобе-Осака (нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, автомобили, металлы и металлолом), Токио-Иокогама (металлолом, уголь, хлопок, зерно, нефть и нефтепродукты, каучук, химикаты, шерсть, машины и оборудование, текстиль, автомобили, медикаменты), Нагоя (Япония), Тяньцзинь, Циндао, Нинбо, Шанхай (все виды сухих, наливных и генеральных грузов), Сянган (текстиль, одежда, волокно, радио и электротовары, изделия из пластмассы, машины, оборудование), Гаосюн, Шэньчжэнь, Гуанчжоу (Китай), Хошимин (Вьетнам), Сингапур (нефтепродукты, каучук, продовольствие, текстиль, машины и оборудование) (Сингапур), Кланг (Малайзия), Джакарта (Индонезия), Манила (Филиппины), Сидней (генеральные грузы, железная руда, уголь, нефть и нефтепродукты, зерно), Ньюкасл, Мельбурн (Австралия), Окленд (Новая Зеландия), Ванкувер (лесные грузы, уголь, руды, нефть и нефтепродукты, химические и генеральные грузы) (Канада), Сан-Франциско, Лос-Анджелес (нефть и нефтепродукты, копра, химические грузы, лес, зерно, мука, мясные и рыбные консервы, цитрусовые, бананы, кофе, машины и оборудование, джут, целлюлоза), Окленд, Лонг-Бич (США), Колон (Панама), Уаско (руды, рыба, топливо, продовольствие) (Чили). В бассейне Тихого океана имеется значительное количество относительно небольших многофункциональных портов.
Важную роль играют авиационные перевозки через Тихий океан. Первый регулярный авиарейс через океан был совершён в 1936 году по маршруту Сан-Франциско (США) - Гонолулу (Гавайские острова) - Манила (Филиппины). Сейчас основные трансокеанские маршруты проложены через северный и центральный районы Тихого океана. Большое значение имеют авиалинии во внутренних перевозках и между островами. В 1902 году Великобританией по дну океана был проложен первый подводный телеграфный кабель (длина 12,55 тысячи км), проходивший через острова Фаннинг и Фиджи, связывая Канаду, Новую Зеландию, Австралийский Союз. Широко и издавна применяется радиосвязь. Сейчас для связи через Тихий океан используются искусственные спутники Земли, что значительно расширяет ёмкость каналов связи между странами.

Полезные ископаемые

Дно Тихого океана скрывает богатые месторождения различных минералов. На шельфах Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединённых Штатов Америки (Аляска), Эквадора (Гуаякильский залив), Австралии (Бассов пролив) и Новой Зеландии добывают нефть и газ. По существующим оценкам, недра Тихого океана содержат до 30-40 % всех потенциальных запасов нефти и газа Мирового океана. Самым крупным производителем концентратов олова в мире является Малайзия, а циркона, ильменита и других - Австралия. Океан богат железомарганцевыми конкрециями, с общими запасами на поверхности до 7 1012 т. Наиболее обширные запасы наблюдаются в северной наиболее глубокой части Тихого океана, а также в Южной и Перуанской котловинах. В пересчёте на основные рудные элементы в конкрециях океана содержится марганца 7,1 1010 т, никеля 2,3 109 т, меди 1,5 109 т, кобальта 1 109 т. В Тихом океане обнаружены богатые глубоководные залежи газовых гидратов: во впадине Орегон, Курильской гряде и шельфе Сахалина в Охотском море, жёлобе Нанкай в Японском море и вокруг побережья Японии, в Перуанской впадине. В 2013 году Япония намерена начать опытное бурение по добыче природного газа из месторождений гидрата метана на дне Тихого океана к северо-востоку от Токио.

Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы Тихого океана характеризуются значительным разнообразием. По данным Всемирной туристской организации, на конец XX века на Восточную Азию и Тихоокеанский регион приходилось 16 % международных туристских посещений (к 2020 году прогнозируется увеличение доли до 25 %). Основными странами формирования выездного туризма в этом регионе являются Япония, Китай, Австралия, Сингапур, Республика Корея, Россия, США и Канада. Основные рекреационные зоны: Гавайские острова, острова Полинезии и Микронезии, восточное побережье Австралии, Бохайский залив и остров Хайнань в Китае, побережье Японского моря, районы городов и городских агломераций побережья Северной и Южной Америки. Среди стран с наибольшим потоком туристов (по данным на 2010 год Всемирной туристской организации) в азиатско-тихоокеанском регионе выделяются: Китай (55 миллионов посещений в год), Малайзия (24 миллиона), Гонконг (20 миллионов), Таиланд (16 миллионов), Макао (12 миллионов), Сингапур (9 миллионов), Республика Корея (9 миллионов), Япония (9 миллионов), Индонезия (7 миллионов), Австралия (6 миллионов), Тайвань (6 миллионов), Вьетнам (5 миллионов), Филиппины (4 миллиона), Новая Зеландия (3 миллиона), Камбоджа (2 миллиона), Гуам (1 миллион); в прибрежных странах Северной и Южной Америки: США (60 миллионов), Мексика (22 миллиона), Канада (16 миллионов), Чили (3 миллиона), Колумбия (2 миллиона), Коста-Рика (2 миллиона), Перу (2 миллиона), Панама (1 миллион), Гватемала (1 миллион), Сальвадор (1 миллион), Эквадор (1 миллион).

Выбор правильного направления движения для быстрой и выгод­ной доставки грузов в порт назначения является необходимым усло­вием экономически рациональной организации транспортного судо­ходства. Теоретически судно может перемещаться в открытом море любым путём, доступным ему по габаритам. Однако на скорость и безопасность движения оказывают влияние ветер, волнение, течение, туманы, наличие льда, подводные и надводные навигационные опас­ности, густота движения судов, возможность пополнения судовых запасов, наличие запретных для плавания районов и пр.

Для безопасного плавания необходимы морские карты . Их вы­пускают нескольких видов, в зависимости от назначения:

навигаци­онные (генеральные, путевые, частные, планы);

вспомогательные (карты-сетки для океанского плавания, радионавигационные и др.);

спра­вочные (часовых поясов, гидрометеорологические, земного магнетизма, звёздного неба и пр.).

Кроме того, по районам Мирового океана выпускаются лоции . Это книги с описанием условий плавания и береговой полосы. Дополнительно издаются различные навигацион­ные пособия : книги огней и знаков, радионавигационных средств. Обо всех изменениях на картах, в лоциях и навигационных пособиях сообщается в Извещениях мореплавателям . Всю эту работу выпол­няют специальные гидрографические организации. В связи с разви­тием информационных технологий все современные суда оснащаются электронными картами.

В океане кратчайшим расстоянием является ортодромия - линия или дуга большого круга, проходящая через две точки на поверхности Земного шара. В меркаторской проекции на морских картах изобра­жается кривой линией, обращённой выпуклостью к ближайшему по­люсу. Это самое короткое расстояние между точками отхода и прихо­да, но в силу названных выше причин такой путь может оказаться не самым выгодным и безопасным, т. к. иногда заводит в район штормов или льдов и т. п.

К главным мировым торговым путям относят восемь важнейших направлений морской торговли:

Североатлантический путь,

торговый путь Средиземное море - Азия - Австралия,

Южноамериканский путь,

торговый путь Карибского моря,

Южно-тихоокеанский путь,

Северо-тихоокеанский путь,

Путь Европа - Южная Америка

и Южно­африканский путь.

(Л.К. Кендалл. Морской бизнес. ‒ М.: Транспорт, 1978. С. 7)

Первое место по интенсивности судоходства в начале XXI века занимает Атлантический океан (примерно 3/5 всех морских перево­зок). По берегам этого океана находится большинство крупных пор­тов мира. Важнейшее направление - североатлантическое, соединяю­щее два наиболее мощных центра современной мировой экономики - США и Европу. К нему примыкают морские трассы Средиземного, Норвежского и Северного морей. Менее интенсивны в Атлантичес­ком океане другие направления:

южно-атлантическое (Европа - Юж­ная Америка)

и западно-атлантическое (Европа - Африка).

Значение Атлантического океана в мировой экономике в связи с интенсивным развитием стран Юго-Восточной Азии постоянно падает .

Тихий океан занимает второе место по объёму морских перевозок (примерно 1/4), но его доля постоянно увеличивается . Важнейшим направлением считается транстихоокеанское , соединяющее порты США и Канады со странами Юго-Восточной Азии. Номенклатура перевозимых грузов самая разнообразная: от продовольствия до ма­шин и оборудования. К трансокеанским относятся и транспортные мосты (угольный, железорудный, бокситовый), соединяющие Авст­ралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Развиты су­доходные линии и вдоль Азиатского и Американского материков.

Третье место по объёму перевозок занимает Индийский океан (1/6). Наиболее существенное значение в нём имеют морские пере­возки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал. По ин­тенсивности перевозок нефти из Персидского залива Индийский оке­ан занимает первое место. Меньшее значение в мировой экономике имеют трансокеанские направления, связывающие Австралию с Аф­рикой и Европой вдоль мыса Доброй Надежды.

В Северном Ледовитом океане торговое мореплавание осуще­ствляется эпизодически.

С учётом опыта плавания, для океанских переходов созданы специальные пособия - «Океанские пути мира ». Они разработаны в двух вариантах: для судов с сильными энергетическими установками и со слабыми. Кроме того, практикуется переход через океан под провод­кой гидрометеобюро. В этом случае капитан регулярно получает ре­комендации о пути следования от береговой станции на основе имею­щейся у неё гидрометеорологической информации. В любом случае окончательное решение о выборе пути остаётся за капитаном.

Для повышения безопасности мореплавания, применительно к местным условиям, разработаны рекомендованные пути следования судов . Там, где движение судов особенно интенсивно, практикуется установление зон или районов разделения движения . Например, в Гибралтарском, Балтийских (Датских), Черноморских проливах, Ла-Манше и др. Через эти проливы большие судопотоки, поскольку они являются наиболее выгодными морскими торговыми путями. Ниже приведены краткие сведения о наиболее важных, с точки зрения тор­гового мореплавания, проливах .

Балтийские проливы (иначе Датские ) состоят из трёх проли­вов: Большой Бельт, Малый Белый Зунд. Они соединяют Балтийское море и Северное через широкие проливы Скагеррак и Каттегат. Бал­тийские проливы разделяют берега Дании и Швеции.

Малый Бельт имеет длину 120 км, минимальную ширину 700 м, проходную глубину 15 м. Через него есть мост. Проход судов сложен. Большинство судов пользуется проливом Большой Бельт. Его длина 117 км, минимальная ширина 18,5 км, проходные глубины 20-25 м, на фарватере до 30 м. Зунд имеет длину 100 км, минимальную ширину 4 км, по проходам глубину 7 м. Проход через него крупным судам затруднён, но при входе в Балтийские проливы лоцманская проводка добровольная, при транзитном проходе проливов сборы не взимаются.

Проливы Ла-Манш (Английский канал ) и Па-де-Кале (Дуврский ) соединяют Северное море с Атлантическим океаном. Разделяют бе­рега Англии и Франции. Минимальная ширина 18 миль. Специаль­ных правил прохода вне территориальных вод прибрежных государств нет. Район чрезвычайно оживлённого судоходства: каждые сутки в обоих направлениях проходит около тысячи судов. Под проливом проходит железнодорожный тоннель.

Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море с Атланти­ческим океаном. Длина - 65 км, ширина минимальная 14,2 км, глуби­на от 338 до 1181 м. На полуострове Гибралтар площадью 5 кв. км расположена военно-морская база. Высота скалы Гибралтара 429 м. Внутри скалы высечены крепостные сооружения. Относится к кате­гории международных проливов, поэтому проход через пролив всех судов свободный.

Малаккский и Сингапурский проливы соединяют Андаманское море (часть Индийского океана) с Южно-Китайским морем. Длина Малаккского пролива около 432 миль, ширина в самой узкой части 21,6 мили. Он переходит в выходящий в Южно-Китайское море Син­гапурский пролив, длина которого 110 км, ширина от 4,6 км до 21 км. Международных соглашений по режиму проливов нет. Проход судов свободный, но условия плавания трудные, поэтому крупнотоннаж­ным судам рекомендуется лоцманская проводка. Через проливы про­ходит один из важнейших морских путей. Разделяет берега Малайзии и Сингапура на северо-востоке и Индонезии на юго-западе (о. Сумат­ра). В последние годы приобрёл известность, как район опасный в отношении пиратства.

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Проходит между материком Южная Америка и архипелагом остро­вов Огненная Земля и др. Омывает побережье двух государств: Аргентины и Чили. Длина пролива 575 км. Ширина в самом узком месте до двух миль (3,5 км). Открыт для свободного прохода су­дов, но плавание по нему опасно. После сооружения Панамского канала значение Магелланова пролива для мирового судоходства утрачено.

Баб-эль-Мандебский пролив (араб. Ворота скорби, Ворота слез ) соединяет Красное море с Аравийским морем (часть Индийского оке­ана). По нему проходит морской транспортный путь мирового значе­ния. Отделяет Аравийский полуостров от Африки. Длинна 109 км, наименьшая ширина 26 км. Глубина фарватера 31 м. На середине пролива находится небольшой остров Перим. На Африканском бере­гу расположена Эфиопия, на Аравийском - Йемен.

Босфор и Дарданеллы (Черноморские проливы ) являются райо­ном активного судоходства. Босфор соединяет Чёрное и Мраморное море и имеет длину 30 км, среднюю ширину 2 км, минимальную глубину на фарватере 20 м. Дарданеллы соединяют Эгейское Мра­морное море и имеют длину 120, 5 км, ширину - 1,3-2,7 км, глубину 40-153 м. Через проливы в среднем проходит в сутки около 150 судов.

Порядок прохода Черноморскими проливами регулируется Кон­венцией о режиме Черноморских проливов, подписанной в Монтре (Швейцария) в 1936 г. Ограничения свободы судоходства применяют­ся только в отношении военных судов, торговые суда всех стран пользу­ются правом свободного прохода проливов.

После распада СССР Турция ужесточила порядок прохода судов из Чёрного в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданел­лы. Новые ограничения объясняются требованиями безопасности мореплавания и экологии. С 3 октября 2002 г. морские власти Турции изменили правила регулирования движения судов через турецкие про­ливы. Так, судам длиной более 200 м (в основном это танкеры грузо­подъёмностью от 60 000 т) запрещено одновременно двигаться по проливам во встречных направлениях. Это привело к увеличению времени ожидания прохода для танкеров и соответственно к повыше­нию стоимости их фрахта.

В среднем, каждый месяц Россия экспортирует 3,5 млн. т нефти и нефтепродуктов из Новороссийска и 1 млн. т из Туапсе. Некото­рые эксперты считают, что ограничения прохода через проливы слу­жат для Турции политическим аргументом в поддержку транспор­тировки нефти по нефтепроводу Баку-Джейхан (открыт в 2006 г.), который даёт каспийской нефти выход на Средиземное море в обход России.

На организацию движения судов существенное влияние оказыва­ют искусственные каналы , построенные для сокращения протяжён­ности морских перевозок. Они имеют также большое военно-стратегическое значение.

Старейший из них - Суэцкий канал , соединяющий Средиземное и Красное моря. Сооружён в 1859-1869 гг. Проходит по территории Египта. У северного входа в канал находится Порт-Саид, на южном - г. Суэц.

Длина канала 86 миль, с подходными морскими каналами 93 мили, ширина по поверхности 120-150 м, по дну 45-60 м, проходные глуби­ны 16 м, что позволяет проход судов до 150 тыс. т водоизмещения.

Шлюзов нет. С севера два входа, а с юга - один. Движение карава­нами, со скоростью 7 узлов. В районе Большого Горького озера караваны с севера и с юга расходятся. Очерёдность судов в караване определяет администрация канала. Быстроходные суда ставятся в го­лове каравана. Существуют свои правила плавания и правила обмера судов. Администрация канала находится в г. Исмаилия.

Среднесуточный проход судов - около 70. Через канал проходит 14 % всех международных морских перевозок, из которых - 70 % нефть и нефтепродукты. Он сокращает путь из Индийского в Атлантичес­кий океан и обратно примерно в два раза. Это немаловажно, учиты­вая, что через Суэцкий канал в южном направлении (экспорт из стран Западной Европы), и в западном направлении (дальневосточный им­порт) ежегодно пропускается не менее 80 млн. т грузов.

В течение восьми лет с 1967 по 1975 гг. движение по каналу было прекращено в связи с арабо-израильской войной. За эксплуатацию канала Египет получает ежегодно до 2 млрд. долл.

Следующий по возрасту Коринфский канал , пересекает Коринф­ский перешеек в Греции и соединяет Эгейское и Ионическое моря. Построен в 1881-1893 гг. Длина 6,3 км, ширина 24,6 м, глубина 8 м. Могут проходить суда, водоизмещением до 5 тыс. т. Движение попе­ременное, одностороннее. За год проходит около 15 тыс. судов.

Кильский канал соединяет Северное и Балтийское моря, проло­жен через Ютландский полуостров. Построен в 1887-1895 гг. Прохо­дит по территории Германии. Длина 98,7 км, ширина по поверхности 104 м, по дну 44 м, глубина 11,3 м. Движение одностороннее, но есть 11 расширений для расхождения судов. Шлюзы только для защиты канала от резких колебаний уровня моря.

Панамский канал соединяет Тихий и Атлантический океаны. Проложен через Панамский перешеек. Направление канала с северо-запада на юго-восток. Постройка начата в 1879 г. Францией, в 1904 г. право строительства перешло к США. Первое судно прошло в 1914 г., официальное открытие канала состоялось в 1920 г. Канал контроли­ровался США вплоть до 31 декабря 1999 г., после чего был передан правительству Панамы.

По каналу суда двигаются своим ходом, а в шлюзы затягиваются с помощью электровозов. Применяется принудительная лоцманская проводка: полностью управляет судном лоцман и специальная швар­товная команда. Время прохода каналом десять часов (в среднем), минимальное - четыре часа. Максимальное число шлюзований в сутки 40-50. В год канал может пропустить около 17,5 тыс. судов. Фактически проходит 12-14 тысяч. Проход каналом в десять раз дешевле пути вокруг мыса Горн, поскольку сокращает расстояние в 2,5-3 раза.

Тихий океан - крупнейший из океанов. Его площадь - 178,7 млн. км 2 . Океан превосходит по площади все материки, вместе взятые, и имеет округлую конфигурацию: заметно вытянут с северо-запада на юго-восток, поэтому наибольшего развития здесь достигают воздушные и водные массы и в обширных северо-западной и юго-восточной акваториях. Протяженность океана с севера на юг - около 16 тыс. км, с запада на восток - более 19 тыс. км. Максимальной ширины он достигает в экваториально-тропических широтах, поэтому он самый теплый из океанов. Объем воды составляет 710,4 млн. км 3 (53% объема вод Мирового океана). Средняя глубина океана 3980 м, максимальная - 11 022 м (Марианский желоб).

Океан омывает своими водами берега почти всех континентов, кроме Африки. К Антарктиде он выходит широким фронтом, и ее охлаждающее влияние распространяется через и воды далеко на север. Напротив, от холодных воздушных масс Тихий защищен значительной изолированностью (близкое расположение Чукотки и Аляски с узким проливом между ними). В связи с этим северная половина океана теплее южной. Бассейн Тихого океана связан со всеми остальными океанами . Границы между ними довольно условны. Наиболее обоснованна граница с Северным Ледовитым океаном: она проходит по подводным порогам узкого (86 км) Берингова пролива несколько южнее Северного полярного круга. Граница с Атлантическим океаном проходит по широкому проливу Дрейка (по линии мыс Горн в архипелаге - мыс Штернек на Антарктическом п-ве). Граница с Индийским океаном условна.

Обычно ее проводят следующим образом: Малайский архипелаг относят к Тихому океану, а между Австралией и Антарктидой океаны разграничивают по меридиану мыса Южного (о. Тасмания, 147° в. д.). Официальная граница с Южным океаном колеблется от 36° ю. ш. у берегов Южной Америки до 48° ю. ш. (у 175° з. д.). Очертания береговой линии довольно простые на восточной окраине океана и весьма сложные на западной, где океан занимает комплекс окраинных и межостровных морей, островных дуг и глубоководных желобов. Это обширный район самого большого на Земле горизонтального и вертикального расчленения земной коры. К окраинному типу относятся моря у берегов Евразии и Австралии. Большинство межостровных морей располагается в области Малайского архипелага. Их часто объединяют под общим названием Австрало-Азиатские. Моря отделены от открытого океана многочисленными группами островов и полуостровов. Островные дуги, как правило, сопровождаются глубоководными желобами, по числу и глубине которых Тихий океан не имеет себе равных. Берега Северной и Южной Америки изрезаны слабо, здесь нет окраинных морей и столь крупных скоплений островов. Глубоководные желоба располагаются непосредственно у побережий материков. У берегов Антарктиды в тихоокеанском секторе находятся три крупных окраинных моря: Росса, Амундсена и Беллинсгаузена.

Окраины океана вместе с прилегающими частями материков входят в Тихоокеанский подвижный пояс («огненное кольцо»), для которого характерны мощные проявления современного вулканизма и сейсмики.

Острова центральной и юго-западной частей океана объединяют под общим названием Океания.

С огромными размерами Тихого океана связаны его своеобразные рекорды: он самый глубокий, самый теплый на поверхности, здесь образуются самые высокие ветровые волны, самые разрушительные тропические ураганы и цунами и т. д. Положение океана во всех широтах обусловливает исключительное разнообразие его природных условий и ресурсов.

Занимая около 1/3 поверхности нашей планеты и почти 1/2 площади , Тихий океан - это не только уникальный геофизический объект Земли, но и крупнейший регион многосторонней хозяйственной деятельности и разнообразных интересов человечества. С давних времен жители тихоокеанских берегов и островов осваивали биологические ресурсы прибрежных вод и совершали недалекие плавания. С течением времени в хозяйство начали вовлекаться и другие его ресурсы, их использование получило широкий промышленный размах. В наши дни Тихий океан играет очень важную роль в жизни многих стран и народов, что в немалой степени определяется его природными условиями, экономическими и политическими факторами.

Особенности экономико-географического положения Тихого океана

На севере обширные пространства Тихого океана через Берингов пролив соединены с Северным Ледовитым океаном.

Граница между ними проходит по условной линии: мыс Уникын (Чукотский полуостров) - бухта Шишмарева (полуостров Сьюард). На западе Тихий океан ограничен материком Азии, на юго-западе — берегами островов Суматра, Ява, Тимор, далее - восточным побережьем Австралии и условной линией, пересекающей Бассов пролив и следующей затем вдоль берегов острова Тасмания, а южнее по гряде подводных поднятий до мыса Олден на Земле Уилкса в . Восточными пределами океана служат берега Северной и Южной Америки, а южнее - условная линия от острова Огненная Земля до полуострова Антарктический на одноименном материке. На крайнем Юге воды Тихого океана омывают Антарктиду. В этих пределах он занимает площадь 179,7 млн. км 2 , включая окраинные моря.

Океан имеет сферическую форму, особенно хорошо выраженную в северной и восточной частях. Его наибольшая протяженность по широте (порядка 10 500 миль) отмечается по параллели 10° с.ш., а наибольшая длина (около 8500 миль) приходится на меридиан 170° з.д. Столь большие расстояния между северными и южными, западными и восточными берегами — существенная природная черта этого океана.

Береговая линия океана сильно изрезана на западе, на востоке берега гористы и слабо расчленены. На севере, западе и юге океана находятся крупные моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Сулавеси, Яванское, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена и др.

Рельеф дна Тихого океана сложный и неровный. В большей части переходной зоны шельфы не имеют значительного развития. Например, у американского побережья ширина шельфа не превышает нескольких десятков километров, но в Беринговом, Восточно-Китайском, Южно-Китайском морях она достигает 700-800 км. В целом шельфы занимают около 17% всей переходной зоны. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые, расчленены подводными каньонами. Ложе океана занимает огромное пространство. Системой крупных поднятий, хребтов и отдельных гор, широких и сравнительно невысоких валов оно разделено на большие котловины: Северо-Восточную, Северо-Западную, Восточно-Марианскую, Западно-Каролинскую, Центральную, Южную и др. Наиболее значительное Восточно-Тихоокеанское поднятие входит в мировую систему срединноокеанических хребтов. Кроме него в океане распространены крупные хребты: Гавайский, Императорские горы, Каролинский, Шатского и др. Характерная особенность рельефа дна океана - это приуроченность наибольших глубин к его периферии, где располагаются глубоководные желоба, большинство из которых сосредоточено в западной части океана - от залива Аляска до Новой Зеландии.

Обширные пространства Тихого океана охватывают все природные пояса от северного субполярного до южного полярного, чем обусловлено многообразие его климатических условий. При этом наиболее значительная по площади часть пространства океана, расположенная между 40° с. ш. и 42° ю.ш., находится в пределах экваториального, тропического и субтропического поясов. Южная окраинная часть океана климатически более сурова, чем северная. Из-за охлаждающего влияния Азиатского материка и преобладания западно-восточного переноса для умеренных и субтропических широт западной части океана характерны тайфуны, особенно частые в июне-сентябре. Северо-западной части океана свойственны муссоны.

Исключительные размеры, своеобразные очертания, крупномасштабные атмосферные процессы во многом предопределяют особенности гидрологических условий Тихого океана. Поскольку довольно значительная часть его площади находится в экваториальных и тропических широтах, а связь с Северным Ледовитым океаном весьма ограниченна, поскольку воды на поверхности выше, чем в других океанах и равна 19’37°. Преобладание осадков над испарением и большой речной сток обусловливают более низкую, чем в других океанах, соленость поверхностных вод, среднее значение которой равно 34,58% о.

Температура и соленость на поверхности изменяются и по акватории, и по сезонам. Наиболее заметно по сезонам изменяется температура в западной части океана. Сезонные колебания солености повсеместно невелики. Вертикальные изменения температуры и солености наблюдаются главным образом в верхнем, 200-400-метровом, слое. На больших глубинах они незначительны.

Общая циркуляция в океане складывается из горизонтальных и вертикальных движений вод, которые в той или иной мере прослеживаются от поверхности до дна. Под воздействием крупномасштабной атмосферной циркуляции над океаном поверхностные течения образуют антициклональные круговороты в субтропических и тропических широтах и циклонические круговороты в северных умеренных и южных высоких широтах. Кольцеобразное движение поверхностных вод в северной части океана формируют Северное пассатное, Куросио, Северо-Тихоокеанское теплые течения, Калифорнийское, Курильское холодные и Аляскинское теплое. В систему круговых течений южных районов океана входят теплые Южнопассатные, Восточно-Австралийское, зональное Южно-Тихоокеанское и холодное Перуанское. Кольца течений северного и южного полушарий на протяжении года разделяют Межпассатное течение, проходящее к северу от экватора, в полосе между 2-4° и 8-12° с.ш. Скорости поверхностных течений различны в разных районах океана и изменяются по сезонам. Разные по механизму и интенсивности вертикальные движения вод развиты по всему океану. В поверхностных горизонтах происходит плотностное перемешивание, особенно значительное в районах льдообразования. В зонах схождения поверхностных течений поверхностные воды погружаются, а нижележащие воды поднимаются. Взаимодействие поверхностных течений и вертикальных движений вод - один из важнейших факторов формирования структуры вод и водных масс Тихого океана.

Кроме этих главных природных черт на хозяйственное освоение океана сильно влияют социальные и экономические условия, характеризуемые ЭГП Тихого океана. В отношении тяготеющих к океану пространств суши ЭГП имеет свои отличительные черты. Тихий океан и его моря омывают побережья трех континентов, на которых расположено более 30 прибрежных государств с общим населением около 2 млрд. человек, т.е. здесь проживает примерно половина человечества.

К Тихому океану выходят страны - Россия, Китай, Вьетнам, США, Канада, Япония, Австралия, Колумбия, Эквадор, Перу и др., В каждую из трех основных групп притихоокеанских государств входят страны и их районы с более или менее высоким уровнем развития экономики. Это сказывается на характере и возможностях использования океана.

Протяженность Тихоокеанского побережья России более чем втрое превышает длину береговой линии наших атлантических морей. Кроме того, в отличие от западных дальневосточные морские берега образуют сплошной фронт, что облегчает хозяйственное маневрирование на его отдельных участках. Однако Тихий океан значительно отдален от главных экономических центров и густозаселенных районов страны. Эта удаленность как бы уменьшается в результате развития промышленности и транспорта в восточных районах, но все же она существенно влияет на характер наших связей с этим океаном.

Почти все материковые государства и многие островные, исключая Японию, прилежащие к бассейну Тихого океана, обладают большими запасами разнообразных природных ресурсов, которые интенсивно разрабатываются. Следовательно, источники сырья размещены относительно равномерно по периферии Тихого океана, а центры его переработки и потребления находятся главным образом в северной части океана: в США, Японии, Канаде и в меньшей степени в Австралии. Равномерность распределения природных богатств по побережью океана и приуроченность их потребления к определенным очагам - характерная черта ЭГП Тихого океана.

Материки и частично острова на огромных пространствах отделяют естественными рубежами Тихий океан от других океанов. Лишь к югу от Австралии и Новой Зеландии тихоокеанские воды широким фронтом соединены с водами Индийского океана, а через Магелланов пролив и пролив Дрейка - с водами Атлантического. На севере Тихий океан Беринговым проливом соединен с Северным Ледовитым. В общем, Тихий океан, исключая его приантарктические районы, в сравнительно небольшой части соединяется с другими океанами. Пути, его сообщения с Индийским океаном проходят через австрало-азиатские моря и их проливы, а с Атлантическим - по Панамскому каналу и Магелланову проливу. Узость проливов морей Юго-Восточной Азии, ограниченная пропускная способность Панамского канала, удаленность от крупных мировых центров обширных пространств приантарктических вод снижают транспортные возможности Тихого океана. Это немаловажная черта его ЭГП по отношению к мировым морским путям.

История формирования и развития котловины

Домезозойский этап развития Мирового океана в значительной степени построен на предположениях, и многие вопросы его эволюции остаются неясными. Относительно Тихого океана имеется много косвенных данных, свидетельствующих о том, что палео-Тихий океан существовал с середины докембрия. Он омывал единственный материк Земли - Пангею-1. Считается, что прямым доказательством древности Тихого океана, несмотря на молодость его современной коры (160-180 млн. лет), служит наличие офиолитовых ассоциаций пород в складчатых системах, обнаруженных по всей континентальной периферии океана и имеющих возраст до позднекембрийского. Более или менее достоверно восстановлена история развития океана в мезозойское и кайнозойское время.

Мезозойский этап, по-видимому, сыграл большую роль в эволюции Тихого океана. Главное событие этапа - распад Пангеи-II. В поздней юре (160-140 млн. лет назад) происходило раскрытие молодых Индийского и Атлантического океанов. Разрастание их ложа (спрединг) компенсировалось за счет сокращения площади Тихого океана и постепенного закрытия Тетиса. Древняя океаническая кора Тихого океана погружалась в мантию (субдукция) в зонах Заварицкого-Бениофа, которые окаймляли океан, как и в настоящее время, почти непрерывной полосой. На этом этапе развития Тихого океана происходила перестройка его древних срединно-океанических хребтов.

Образование в позднем мезозое складчатых сооружений северо-востока Азии и Аляски отделило Тихий океан от Северного Ледовитого. На востоке развитие Андийского пояса поглотило островные дуги.

Кайнозойский этап

Тихий океан продолжал сокращаться из-за надвигания на него материков. В результате непрерывного движения Америки на запад и поглощения ложа океана система его срединных хребтов оказалась значительно смещенной к востоку и юго-востоку и даже частично погруженной под континент Северной Америки в районе Калифорнийского залива. Образовались также окраинные моря северо-западной акватории, приобрели современный вид островные дуги этой части океана. На севере при образовании Алеуте кой островной дуги отчленилось Берингово море, раскрылся Берингов пролив, в Тихий океан стали поступать холодные воды Северного Ледовитого. У берегов Антарктиды оформились котловины морей Росса, Беллинсгаузена и Амундсена. Произошло крупное раздробление суши, соединявшей Азию и Австралию, с образованием многочисленных островов и морей Малайского архипелага. Приобрели современный вид окраинные моря и острова переходной зоны к востоку от Австралии. 40-30 млн. лет назад образовался перешеек между обеими Америками, и связь Тихого океана и Атлантического океана в Карибском районе была окончательно прервана.

За последние 1-2 млн. лет размеры Тихого океана сократились очень незначительно.

Основные черты рельефа дна

Как и в других океанах, в Тихом четко выделяются все основные планетарные морфоструктурные зоны: подводные окраины материков, переходные зоны, ложе океана и срединно-океанические хребты. Но общий план рельефа дна, соотношение площадей и расположение указанных зон, несмотря на определенное сходство с другими частями Мирового океана, отличаются большим своеобразием.

Подводные окраины материков занимают около 10% площади Тихого океана, что значительно меньше в сравнении с другими океанами. На материковую отмель (шельф) приходится 5,4%.

Наибольшего развития шельф, как и вся подводная окраина материков, достигает в западном (азиатско-австралийском) приматериковом секторе, в окраинных морях - Беринговом, Охотском, Желтом, Восточно-Китайском, Южно-Китайском, морях Малайского архипелага, а также к северу и востоку от Австралии. Шельф широк в северной части Берингова моря, где есть затопленные речные долины и следы реликтовой ледниковой деятельности. В Охотском море развит погруженный шельф (1000-1500 м глубиной).

Материковый склон - также широкий, с признаками сбросово-глыбового расчленения, прорезан крупными подводными каньонами. Материковое подножие представляет собой узкий шлейф накопления продуктов выноса мутьевых потоков и оползневых масс.

К северу от Австралии располагается обширная материковая отмель с повсеместным развитием коралловых рифов. В западной части Кораллового моря находится уникальное сооружение Земли - Большой Барьерный риф. Это прерывистая полоса коралловых рифов и островов, мелководных заливов и проливов, простирающаяся в меридиональном направлении почти на 2500 км, в северной части ширина - около 2 км, в южной - до 150 км. Общая площадь - более 200 тыс. км 2 . В основании рифа лежит мощная толща (до 1000-1200 м) мертвого кораллового известняка, накопившегося в условиях медленного погружения земной коры в этом районе. На запад Большой Барьерный риф спускается полого и отделен от материка обширной мелководной лагуной - проливом шириной до 200 км и глубинами не более 50 м. На востоке риф почти отвесной стеной обрывается к материковому склону.

Своеобразную структуру представляет собой подводная окраина Новой Зеландии Новозеландское плато состоит из двух плосковершинных поднятий: Кэмпбелл и Чатем разделенных впадиной. Подводное плато в 10 раз превышает площадь самих островов. Это огромный блок земной коры материкового типа, площадью около 4 млн. км 2 , не связанный с каким-либо из ближайших Материков. Практически со всех сторон плато ограничено материковым склоном, переходящим в подножие. Эта своеобразная структура, получившая название Новозеландского микроконтинента, существует, по крайней мере, с палеозоя.

Подводная окраина Северной Америки представлена узкой, полосой выровненного шельфа. Материковый склон сильно изрезан многочисленными подводными каньонами.

Своеобразна область подводной окраины, расположенная к западу от Калифорнии и получившая название Калифорнийского бордерленда. Рельеф дна здесь крупноглыбовый, характеризующийся сочетанием подводных возвышенностей - горстов и впадин - грабенов, глубины которых достигают 2500 м. Характер рельефа бордерленда схож с рельефом района прилегающей суши. Считается, что это сильно раздробленная и погруженная на разные глубины часть материковой отмели.

Подводная окраина Центральной и Южной Америки отличается очень узким шельфом шириной всего несколько километров. На большом протяжении роль материкового склона здесь выполняет приконтинентальный борт глубоководных желобов. Материковое подножие практически не выражено.

Значительная часть материковой отмели Антарктиды перекрыта шельфовыми ледниками. Материковый склон здесь выделяется большой шириной и расчлененностью подводными каньонами. Переход к ложу океана характеризуется слабыми проявлениями сейсмичности и современного вулканизма.

Переходные зоны

Эти морфоструктуры в пределах Тихого океана занимают 13,5% его площади. Они исключительно разнообразны по своему строению и выражены наиболее полно по сравнению с другими океанами. Это закономерное сочетание котловин окраинных морей, островных дуг и глубоководных желобов.

В Западно-Тихоокеанском (Азиатско-Австралийском) секторе обычно выделяют целый ряд переходных областей, сменяющих одна другую в основном в субмеридиональном направлении. Каждая из них отличается своим строением, и возможно, они находятся на разных стадиях развития. Сложно построена Индонезийско-Филиппинская область, включающая Южно-Китайское море, моря и островные дуги Малайского архипелага и глубоководные желоба, которые здесь располагаются в несколько рядов. К северо-востоку и востоку от Новой Гвинеи и Австралии находится также сложная Меланезийская область, в которой островные дуги, котловины и желоба расположены в несколько эшелонов. К северу от Соломоновых о-вов есть узкая впадина с глубинами до 4000 м, на восточном продолжении которой расположен желоб Витязя (6150 м). О.К. Леонтьев выделил эту область в особый тип переходной зоны - витязевский. Особенностью этой области является наличие глубоководного желоба, но отсутствие вдоль него островной дуги.

В переходной зоне Американского сектора отсутствуют окраинные моря, нет островных дуг и имеются лишь глубоководные желоба Центральноамериканский (6662 м), Перуанский (6601 м) и Чилийский (8180 м). Островные дуги в этой зоне замещены молодыми складчатыми горами Центральной и Южной Америки, где и сосредоточен активный вулканизм. В желобах же отмечается очень высокая плотность эпицентров землетрясений силой до 7-9 баллов.

Переходные зоны Тихого океана являются районами самого значительного на Земле вертикального расчленения земной коры: превышение Марианских о-вов над днищем одноименного желоба составляет 11 500 м, а Южно-Американских Анд над Перуанско-Чилийским желобом - 14 750 м.

Срединно-океанические хребты (поднятия). Они занимают 11% площади Тихого океана и представлены Южно-Тихоокеанским и Восточно-Тихоокеанским поднятиями. Срединно-океанические хребты Тихого океана по своему строению и расположению отличаются от аналогичных структур Атлантического и Индийского океанов. Они не занимают срединного положения и значительно сдвинуты к востоку и юго-востоку. Такую асимметрию современной оси спрединга в Тихом океане часто объясняют тем, что он находится в стадии постепенно закрывающейся океанической впадины, когда рифтовая ось смещается к одному ее краю.

Строение срединно-океанических поднятий Тихого океана также имеет свои особенности. Эти структуры характеризуются сводообразным профилем, значительной шириной (до 2000 км), прерывистой полосой осевых рифтовых долин при широком участии в формировании рельефа зон поперечных разломов. Субпараллельными трансформными разломами Восточно-Тихоокеанское поднятие рассечено на отдельные блоки, сдвинутые по отношению друг к другу. Все поднятие состоит из серии пологих куполов, при этом центр спрединга приурочен к средней части купола, примерно на равных расстояниях от ограничивающих его с севера и юга разломов. Каждый из этих куполов рассечен также кулисообразно расположенными короткими разломами. Поперечные крупные разломы секут Восточно-Тихоокеанское поднятие через каждые 200-300 км. Протяженность многих трансформных разломов превышает 1500-2000 км. Часто они не только пересекают фланговые зоны поднятия, но и выходят далеко на ложе океана. Среди крупнейших структур такого типа - Мендосино, Меррей, Кларион, Клипертон, Галапагосский, Пасхи, Элтанин и др. Большая плотность земной коры под гребнем, высокие значения теплового потока, сейсмичность, вулканизм и ряд других проявляются весьма ярко, несмотря на то, что рифтовая система осевой зоны срединно-океанических поднятий Тихого океана выражена слабее, чем в Срединно-Атлантическом и других хребтах этого типа.

Севернее экватора Восточно-Тихоокеанское поднятие суживается. Здесь четко выражена рифтовая зона. В районе Калифорнии эта структура вторгается на материк Северной Америки. С этим связывают откол Калифорнийского п-ова, образование крупного активного разлома Сан-Андреас и ряда других разломов и депрессий в пределах Кордильер. С этим же, вероятно, связано и образование Калифорнийского бордерленда.

Абсолютные отметки рельефа дна в осевой части Восточно-Тихоокеанского поднятия повсеместно около 2500-3000 м, но на отдельных возвышенностях они уменьшаются до 1000-1500 м. Подножие склонов отчетливо трассируется по изобате 4000 м, а глубины дна в обрамляющих котловинах достигают 5000-6000 м. На наиболее высоких участках поднятия находятся о. Пасхи и Галапагосские о-ва. Таким образом, амплитуда воздымания над окружающими котловинами в целом весьма велика.

Южно-Тихоокеанское поднятие, отделенное от Восточно-Тихоокеанского разломом Элтанин, очень схоже с ним по своему строению. Протяженность Восточного поднятия - 7600 км, Южного - 4100 км.

Ложе океана

Оно занимает 65,5% общей площади Тихого океана. Срединно-океанические поднятия делят его на две части, различающиеся не только своими размерами, но и особенностями рельефа дна. Восточная (точнее, юго-восточная) часть, занимающая 1/5 часть ложа океана, более мелководна и менее сложно построена в сравнении с обширной западной частью.

Большая доля восточного сектора занята морфоструктурами, имеющими непосредственную связь с Восточно-Тихоокеанским поднятием. Здесь находятся его боковые ответвления - Галапагосское и Чилийское поднятия. Крупные глыбовые хребты Теуантепек, Кокосовый, Карнеги, Носка, Сала-и-Гомес приурочены к зонам трансформных разломов, секущих Восточно-Тихоокеанское поднятие. Подводные хребты делят восточную часть океанского ложа на ряд котловин: Гватемальскую (4199 м), Панамскую (4233 м), Перуанскую (5660 м), Чилийскую (5021 м). В крайней юго-восточной части океана расположена котловина Беллинсгаузена (6063 м).

Обширная западная часть ложа Тихого океана характеризуется значительной сложностью строения и разнообразием форм рельефа. Здесь расположены практически все морфологические типы подводных поднятий ложа: сводовые валы, глыбовые горы, вулканические хребты, окраинные поднятия, отдельные горы (гайоты).

Сводовые поднятия дна представляют собой широкие (несколько сотен километров) линейно ориентированные вздутия базальтовой коры с превышением над прилегающими котловинами от 1,5 до 4 км. Каждое из них - как бы гигантский вал, рассеченный разломами на ряд блоков. Обычно к центральным сводовым, а иногда к фланговым зонам этих поднятий приурочены и целые вулканические хребты. Так, наиболее крупный Гавайский вал осложнен вулканическим хребтом, часть вулканов - действующие. Надводные вершины хребта образуют Гавайские о-ва. Самый большой - о. Гавайи представляет собой вулканический массив из нескольких слившихся щитовых базальтовых вулканов. Крупнейший из них - Мауна-Кеа (4210 м) делает Гавайи самым высоким из океанических островов Мирового океана. В северо-западном направлении размер и высота островов архипелага уменьшаются. Большая часть островов - вулканические, 1/3 - коралловые.

Наиболее значительные валы и хребты западной и центральной частей Тихого океана имеют общую закономерность: они образуют систему дугообразных, субпараллельных в плане поднятий.

Самую северную дугу образует Гавайский хребет. Южнее расположена следующая, самая крупная по протяженности (примерно 11 тыс. км), начинающаяся горами Картографов, которые затем переходят в горы Маркус-Неккер (Мидпасифик), сменяющиеся подводным хребтом о-вов Лайн и далее переходящие в основание о-вов Туамоту. Подводное продолжение этой возвышенности прослеживается далее на восток вплоть до Восточно-Тихоокеанского поднятия, где в месте их пересечения располагается о. Пасхи. Третья горная дуга начинается у северной части Марианского желоба горами Магеллана, которые переходят в подводное основание Маршалловых о-вов, о-вов Гилберта, Тувалу, Самоа. Вероятно, гряда южных о-вов Кука и Тубу а и продолжает эту горную систему. Четвертая дуга начинается поднятием Северных Каролинских о-вов, переходящих в подводный вал Капингамаранги. Последняя (самая южная) дуга состоит также из двух звеньев - Южных Каролинских о-вов и подводного вала Эауриапик. Большинство упомянутых островов, которые маркируют на поверхности океана сводовые подводные валы, - коралловые, за исключением вулканических островов восточной части Гавайского хребта, о-вов Самоа и др. Существует представление (Г. Менард, 1966), что многие подводные поднятия центральной части Тихого океана - реликты существовавшего здесь в меловом периоде срединно-океанического хребта (названного поднятием Дарвина), который в палеогене подвергся сильнейшему тектоническому разрушению. Это поднятие простиралось от гор Картографов до о-вов Туамоту.

Глыбовым хребтам часто сопутствуют разломы, не связанные со срединно-океаническими поднятиями. В северной части океана они приурочены к субмеридиональным зонам разломов к югу от Алеутского желоба, вдоль которого располагается Северо-Западный хребет (Императорский). Глыбовые хребты сопровождают крупную зону разломов в котловине Филиппинского моря. Системы разломов и глыбовых хребтов выявлены во многих котловинах Тихого океана.

Различные поднятия ложа Тихого океана вместе со срединно-океаническими хребтами образуют своеобразный орографический каркас дна и отделяют друг от друга океанические котловины.

Крупнейшими в западно-центральной части океана являются котловины: Северо-Западная (6671 м), Северо-Восточная (7168 м), Филиппинская (7759 м), Восточно-Марианская (6440 м), Центральная (6478 м), Западно-Каролинская (5798 м), Восточно-Каролинская (6920 м), Меланезийская (5340 м), Южно-Фиджийская (5545 м), Южная (6600 м) и др. Днища котловин Тихого океана отличаются малой мощностью донных отложений, в связи с чем плоские абиссальные равнины распространены очень ограниченно (котловина Беллинсгаузена в связи с обильным поступлением терригенного осадочного материала, выносимого с Антарктического материка айсбергами, Северо-Восточная котловина и ряд других районов). Снос материала в другие котловины «перехватывается» глубоководными желобами, и поэтому в них преобладает рельеф холмистых абиссальных равнин.

Для ложа Тихого океана характерны отдельно расположенные гайоты - подводные горы с плоскими вершинами, на глубинах 2000-2500 м. На многих из них возникли коралловые постройки и образовались атоллы. Гайоты, как и большая мощность мертвых коралловых известняков на атоллах, свидетельствуют о значительных погружениях земной коры в пределах ложа Тихого океана в течение кайнозоя.

Тихий океан - единственный, ложе которого почти полностью находится в пределах океанических литосферных плит (Тихоокеанской и малых - Наска, Кокос) с поверхностью на глубине в среднем 5500 м.

Донные осадки

Донные отложения Тихого океана исключительно разнообразны. В окраинных частях океана на материковом шельфе и склоне, в краевых морях и глубоководных желобах, а местами и на океанском ложе развиты терригенные осадки. Они покрывают более 10% площади дна Тихого океана. Терригенные айсберговые отложения образуют полосу у Антарктиды шириной от 200 до 1000 км, достигая 60° ю. ш.

Среди биогенных осадков наибольшие площади в Тихом океане, как и во всех других, занимают карбонатные (около 38%), в основном фораминиферовые отложения.

Фораминиферовые илы распространены главным образом к югу от экватора до 60° ю. ш. В Северном полушарии их развитие ограничивается вершинными поверхностями хребтов и прочих поднятий, где в составе этих илов преобладают донные фораминиферы. Птероподовые отложения распространены в Коралловом море. Коралловые осадки располагаются на шельфах и материковых склонах в пределах экваториально-тропического пояса юго-западной части океана и занимают менее 1% площади дна океана. Ракушечные, состоящие в основном из раковин двустворчатых и их обломков, встречаются на всех шельфах, кроме антарктического. Биогенные кремнистые осадки покрывают более 10% площади дна Тихого океана, а вместе с кремнисто-карбонатными - около 17%. Они образуют три основных пояса кремненакопления: северный и южный кремнистых диатомовых илов (в высоких широтах) и экваториальный пояс кремнистых радиоляриевых осадков. В районах современного и четвертичного вулканизма наблюдаются пирокластические вулканогенные осадки. Важная отличительная особенность донных отложений Тихого океана - широкое распространение глубоководных красных глин (более 35% площади дна), что объясняется большими глубинами океана: красные глины развиты только на глубинах более 4500-5000 м.

Минеральные ресурсы дна

В Тихом океане находятся самые значительные площади распространения железомарганцевых конкреций - более 16 млн. км 2 . В отдельных районах содержание конкреций достигает 79 кг на 1 м 2 (в среднем 7,3-7,8 кг/м 2). Специалисты предрекают этим рудам блестящее будущее, утверждая, что массовая их добыча может быть в 5-10 раз дешевле получения подобных руд на суше.

Общие запасы железомарганцевых конкреций на дне Тихого океана оцениваются в 17 тыс. млрд. тонн. Опытно-промышленную разработку конкреций ведут США и Япония.

Из других полезных ископаемых в форме конкреций выделяются фосфоритовые и баритовые.

Промышленные запасы фосфоритов найдены близ Калифорнийского побережья, в шельфовых частях Японской островной дуги, у берегов Перу и Чили, вблизи Новой Зеландии, в Калифорнии. Фосфориты добывают с глубин 80-350 м. Велики запасы этого сырья в открытой части Тихого океана в пределах подводных поднятий. Баритовые конкреции обнаружены в Японском море.

Важное значение в настоящее время имеют россыпные месторождения металлоносных минералов: рутила (титановая руда), циркона (циркониевая руда), монацита (ториевая руда) и др.

Ведущее место в их добыче занимает Австралия, вдоль ее восточного побережья россыпи тянутся на 1,5 тыс. км. Прибрежно-морские россыпи касситеритового концентрата (оловянная руда) располагаются на тихоокеанском побережье материковой и островной Юго-Восточной Азии. Значительны россыпи касситерита у берегов Австралии.

Титаномагнетитовые и магнетитовые россыпи разрабатываются у о. Хонсю в Японии, в Индонезии, на Филиппинах, в США (вблизи Аляски), в России (у о. Итуруп). Золотоносные пески известны у западного побережья Северной Америки (Аляска, Калифорния) и Южной Америки (Чили). Платиновые пески добывают у берегов Аляски.

В восточной части Тихого океана вблизи Галапагосских о-вов в Калифорнийском заливе и в других местах в рифтовых зонах выявлены рудообразующие гидротермы («черные курильщики»)- выходы горячих (до 300-400°С) ювенильных вод с большим содержанием соединений различных . Здесь идет образование месторождений полиметаллических руд.

Среди нерудного сырья, расположенного в шельфовой зоне, представляют интерес глауконит, пирит, доломит, строительные материалы - гравий, песок, глины, известняк-ракушечник и др. Наибольшее значение имеют морские месторождения , газа и каменного угля.

Нефтегазопроявления обнаружены во многих районах шельфовой зоны как в западной, так и в восточной частях Тихого океана. Добычу нефти и газа ведут США, Япония, Индонезия, Перу, Чили, Бруней, Папуа, Австралия, Новая Зеландия, Россия (в районе о. Сахалин). Перспективно освоение нефтегазовых ресурсов шельфа Китая. Перспективными для России считают Берингово, Охотское и Японское моря.

В некоторых районах шельфа Тихого океана залегают угленосные пласты. Добыча каменного угля из недр морского дна составляет в Японии 40% от общей. В меньших масштабах уголь добывают морским способом Австралия, Новая Зеландия, Чили и некоторые другие страны.

Средняя глубина — 3988 м. Самая глубокая точка океана (она же является самой глубокой точкой в мире) расположена в Марианской впадине и называется Бездной Челленджера (11.022 м).
. Средняя температура: 19-37°С. Самая широкая часть Тихого океана расположена в экваториально-тропических широтах, поэтому температура поверхностных вод значительно выше, чем в других океанах.
. Размеры: площадь — 179,7 млн. кв.км, объем — 710,36 млн. кв.км.

Чтобы представить, насколько велик Тихий океан, достаточно цифр: он занимает треть нашей планеты и составляет почти половину Мирового океана.

Соленость — 35-36 ‰.

Течения Тихого океана


Аляскинское — омывает западное побережье Северной Америки и доходит до Берингова моря. Распространяется на большие глубины, вплоть до дна. Скорость течения: 0,2-0,5 м/с. Температура воды: 7-15°С.

Восточно-Австралийское — самое крупное возле австралийских берегов. Начинается на экваторе (Коралловое море), проходит вдоль восточного побережья Австралии. Средняя скорость — 2-3 узла (доходит до 7). Температура - 25°С.

Куросио (или Японское) — омывает южные и восточные берега Японии, перенося теплые воды Южно-Китайского моря в северные широты. Имеет три ветви: Восточно-Корейское, Цусимское и Соя. Скорость: 6 км/ч, температура 18-28°С.

Северо-Тихоокеанское — продолжение течения Куросио. Пересекает океан с запада на восток, возле берегов Северной Америки разветвляется на Аляскинское (уходит к северу) и Калифорнийское (к югу). Возле берегов Мексики сворачивает и пересекает океан в обратном направлении (Северо-Пассатное течение) — вплоть до Куросио.

Южное Пассатное — протекает в южных тропических широтах, тянется с востока на запад: от берегов Южной Америки (Галапогосских островов) до берегов Австралии и Новой Гвинеи. Температура - 32°С. Дает начало Австралийскому течению.

Экваториальное противотечение (или Межпассатное) — тянется с запада на восток между Северо-Пассатным и Южно-Пассатным течениями.

Течение Кромвеля — подповерхностное противотечение, которое проходит под Южным Пассатным. Скорость 70-150 см/сек.

Холодные:

Калифорнийское — западная ветвь Северо-Тихоокеанского течения, протекает вдоль западных берегов США и Мексики. Скорость — 1-2 км/ч, температура 15-26°С.

Антарктическое циркумполярное (или течение Западных Ветров) — огибает весь земной шар между 40° и 50° ю.ш. Скорость 0,4-0,9 км/ч, температура 12-15 °С. Это течение часто называют "ревущими сороковыми", так как здесь свирепствуют мощные штормы. От него в Тихом океане ответвляется Перуанское течение.

Перуанское течение (или течение Гумбольдта) — протекает с юга на север от берегов Антарктиды вдоль западного побережья Чили и Перу. Скорость 0,9 км/ч, температура 15-20 °С.

Подводный мир Тихого океана

Флора и фауна подводного мира в Тихом океане — самая богатая и самая разнообразная. Здесь обитает почти 50% всех живых организмов Мирового океана. Самым густонаселенным считается акватория близ Великого Бальерного рифа.

Вся живая природа океана расположена согласно климатическим поясам — на севере и юге скуднее, чем в тропиках, зато общая численность каждого вида животных или растений здесь больше.

Тихий океан дает больше половины мирового улова морепродуктов. Из промысловых видов наиболее популярны лососевые (95% мирового улова), скумбрии, анчоусы, сардины, ставриды, палтусы. Ведется ограниченный китовый промысел: усатых и кашалотов.

О богатстве подводного мира красноречиво свидетельствуют цифры:

  • более 850 видов водорослей;
  • более 100 тыс. видов животных (из них свыше 3800 видов рыб);
  • около 200 видов животных, обитающих на глубине более 7 тыс. км.;
  • более 6 тыс. видов моллюсков.

В Тихом океане обитает самое большое число эндемиков (животных, которые водятся только здесь): дюгони, морские котики, каланы, сивучи, голотурии, полихеты, леопардовые акулы.

Природа Тихого океана изучена только процентов на 10. Каждый год ученые обнаруживают все новые виды животных и растений. Например, только в 2005 году было найдено более 2500 новых видов моллюсков и более 100 видов ракообразных.

Исследование Тихого океана

Согласно исследованиям ученых, Тихий океан — самый древний на планете. Его формирование началось в меловой период мезозоя, то есть более 140 млн. лет назад. Освоение океана началось задолго до появления письменности. Люди, жившие на берегу величайшей акватории, пользовались дарами океана уже тысячелетия назад. Так, экспедиция Тура Хейердала на бальсовом плоту Кон-Тики подтвердила теорию ученого о том, что острова Полинезии могли заселить выходцы из Южной Америки, которые смогли пересечь Тихий океан на таких же плотах.

Для европейцев история освоения океана официально исчисляется с 15 сентября 1513 года. В этот день путешественник Васко Нуньес де Бальбоа впервые увидел водную гладь, расстилавшуюся до горизонта, и окрестил ее Южным морем.

По легенде свое название океан получил от самого Ф. Магеллана. Во время своего кругосветного путешествия великий португалец впервые обогнул Южную Америку и оказался в океане. Проплыв по нему более 17 тысяч километров и не испытав за все это время ни одного шторма, Магеллан окрестил океан Тихим. И только более поздние исследования доказали, что он ошибался. Тихий океан на самом деле — один из самых неспокойных. Именно здесь случаются самые крупные цунами, а тайфуны, ураганы штормы здесь бывают чаще, чем в других океанах.

С этих пор началось активное исследование самого большого океана на планете. Перечислим лишь самые знаменательные открытия:

1589 г. — А.Ортелий публикует первую в мире детализированную карту океана.

1642-1644 — океан покоряет А.Тасман и открывает новый материк — Австралию.

1769-1779 — три кругосветных плавания Д. Кука и исследование южной части океана.

1785 — плавание Ж. Лаперуза, исследование южной и северной частей океана. Таинственное исчезновение экспедиции в 1788 году до сих пор будоражит умы исследователей.

1787-1794 — путешествие А. Маласпина, который составил подробную карту западного побережья Америки.

1725-1741 — две Камчатские экспедиции под руководством В.И. Беринга и А. Чирикова, исследование северной и северо-западной части океана.

1819-1821 — кругосветное путешествие Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, открытие Антарктиды и островов в южной части океана.

1872-1876 — организована первая в мире научная экспедиция по изучению Тихого океана на корвете "Челленджер" (Англия). Были составлены карты глубин, рельефа дна, собрана коллекция флоры и фауны океана.

1949-1979 — 65 научных рейсов судна "Витязь" под флагом Академии Наук СССР (измерение глубины Марианской впадины и подробные карты подводного рельефа).

1960 — первое погружение на дно Марианской впадины.

1973 — создание Тихоокеанского океанологического института (г. Владивосток)

С 90-х годов ХХ столетия началось комплексное изучение Тихого океана, которое объединяет и систематизирует все полученные данные. В настоящее время приоритетными являются направления геофизики, геохимии, геологии и коммерческого использования дна океана.

Со дня открытия бездны Челленджера в 1875 году на самое дно Марианской впадины спускались всего три человека. Последнее погружение состоялось 12 марта 2012 года. А отважным водолазом был ни кто иной, как знаменитый кинорежиссер Джеймс Кэмерон.

Для многих представителей фауны Тихого океана свойственен гигантизм: гигантские мидии и устрицы, моллюск тридакна (300 кг).

В Тихом океане свыше 25 тысяч остров, больше чем во всех других океанах вместе взятых. Здесь же находится и самый древний остров на планете — Кауаи, чей возраст исчисляется 6 миллионами лет.

В Тихом океане "рождается" более 80% цунами. Причина тому — большое количество подводных вулканов.

Тихий океан полон тайн. Здесь много мистических мест: Море Дьявола (возле Японии), где пропадают корабли и самолеты; кровожадный остров Пальмира, где гибнут все, кто там остается; остров Пасхи со своим загадочными идолами; Лагуна Трук, где находится самое крупное кладбище военной техники. А в 2011 году недалеко от Австралии был обнаружен остров-признак — остров Сэнди. Он то появляется, то исчезает, о чем свидетельствуют многочисленные экспедиции и спутниковые фото Google.

На севере океана обнаружен так называемый Мусорный континент. Это большая мусорная куча, содержащая свыше 100 млн.тонн пластиковых отходов.