Сицилия маршрут по самым красивым местам. Сицилия самостоятельно. вещь, ради которой стоит приехать на Сицилию

Если вы решили посетить и посмотреть Сицилию, то без автомобильного транспорта тут не обойтись. Железные дороги соединяют далеко не все интересные места и города, а поезда ходят достаточно редко. Удобнее всего взять машину в прокат и объехать остров на ней. Однако у поездки на машине по Сицилии много важных особенностей.

Прокат .Начать стоит с выбора прокатной конторы, в интернете очень много отзывов о проблемах с этим действом. Южные итальянцы очень хитрые и любят чужие деньги, скорее всего на вас постараются заработать - включить разные опции в стоимость, повесить царапины и тому подобное. Этим грешат все итальянские конторы, которых не устраивают ваши жалкие 100 евро за аренду авто. Однако и крупные международные компании тоже оказываются не очень честны. Меня лично на 325 евро обманул Budget/Avis (в Италии эта одна контора). Несмотря на оплаченную аренду, мне навключали после сдачи машины всяких пунктов - другой класс авто, административные сборы, бензин и тд и тп. Пытаюсь вернуть деньги до сих пор, сам офис компании отказывается со мной общаться. А административные сборы за любые услуги там просто астрономические.

Получив машину не забудьте проверить ее состояние, при дополнительном осмотре мы нашли около 10 царапин, вмятин и тд, можете не сомневаться, после сдачи авто их повесят на вас. Поэтому проверяйте внимательно что подписываете и не отказывайтесь от доп.страховки - сторонней компании или прокатной конторы, чтобы ездить спокойно, тем более на Сицилии все машины сильно поцарапаны и помяты, не поцарапаете вы, поцарапают вас.

Дороги . Дороги на Сицилии плохие. Говорят, что такое их состояние поддерживает сицилийская мафия, которая с этого хорошо имеет. Плохое состояние выражается в постоянных дырах на дорогая, ремонте отдельных участков, отсутствия в определенных местах осфальта и тд. Проехать можно, но с ветерком проехаться можно мало где. Особенно весело на магистралях, где можно ездить 130, а местные гоняют и под двести. Там полно участков-испытаний для подвески - дыры, ухабы, неровности. Относительно хорошие трассы между Поццало и Катанией, трасса от Катании до Палермо, от Катании до Мессины, Мессина-Палермо и Палермо-Трапани, то есть север острова, южнее середины (Трассы Катания-Палермо) все гораздо хуже. Предполагаемая скорость там по навигатору 50-70 км в час. Съезжаете с трассы и дальше может быть все, что угодно. Особенно сложно в темное время суток - дороги не освещаются совсем, светоотражатели есть не везде, многие туннели не освещаются, без дальнего света фар видимость на 10 метров вперед, я молчу про осевую разметку, указатели и ограничения, про них тут любят забывать.

Есть на Сицилии и платные участки дороги . Их два и по качеству полотна они нисколько не лучше бесплатных. Первый - трасса Катания - Мессина. Там в основном одни туннели, длинна участка около 150 км. Участок от Катании до Таормины (середина) стоит 2 евро, от Таормины до Мессины - еще 2 евро. А вот за проезд по трассе от Мессины до Палермо (185 км до соединения с трассой Катания-Палермо) вам придется отдать 10 евро и 10 центов. Советую Вам сделать небольшой крюк и ехать по бесплатной трассе Катания-Палермо, она получше даже будет.
Пользоваться ими просто. Подъезжая к платному участку, где расположены пропускные коридоры, старайтесь выбирать крайне левые проезды, а не те, где указан только Telepass - автоматическая система расчетов, которая есть только у местных. В вашем случае вам нужен проезд, где вы подъезжаете, нажимаете кнопку (или автомат сам выдает) и получаете талончик. На въезде на трассу такие кнопки должны быть во всех проёмах. А вот покидая платный участок дороги, вы выбираете проезды, где нарисованы деньги или кассир. То есть, в будке сидит живой человек, вы отдаете талон, вам высвечивается стоимость и вы платите. Вроде кроме кассиров есть еще и автоматы, принимающие кредитки, но, если вы заедите в проход, где только система Telepass и оплатить нельзя, то ждите штрафа. В целом, ничего сложного, перед въездом всегда есть место и время, чтобы подумать куда именно вам надо. Я предпочитаю иметь дело с живым человеком. Первый раз, когда я въехал на платную трассу, я не взял талончик…однако при оплате сказал откуда я еду и заплатил 2 евро без всякого талона.

Въезжая на платную трассу убедитесь, что вам ничего не надо - тут есть только телефоны для экстренной связи, здесь нет кафе, заправок, мастерских или чего-то еще, просто дорога и еще карманы.

Ориентирование . В целом, остров небольшой, дорог не так много, указатели, в основном есть. Можно ездить и без навигации и карт, но лучше сделать пару распечаток, следить по геолокации или использовать навигатор, как минимум, он подскажет кротчайший путь. Однако во всех трех случаях поплутать все же придется. А если вы едите в небольшой городок, развалины древнего города и что-то подобное, то маршрут надо прокладывать заранее, на мелкие объекты указатели только за пару километров.



Дорога до Сегесты

Правила вождения . Дорожной полиции я на дорогах не видел. Камеры есть, они двух типов - нависают над дорогой и их видно из далека и несколько, которые направлены на вас с противоположной полосы. Работают они или нет - я не знаю. Местные носятся невзирая ни на какие ограничения, но в каких-то местах они ползут как черепахи. Скорость в городе 50, на обычных дорогах 90, на трассе 130. Но из-за плохого покрытия очень много ограничений, вплоть до 30 км в час. Если их все соблюдать, вы никуда не доедете. В остальном все понятно, особо знаками тут дорогу не перегружают.

Поведение на дороге . Местные не соблюдают правил вождения совсем - гоняют как хотят, поворотники не включают, могут ослеплять дальним светом, обгонять, подлезать, перестраиваться как хотят, не смотреть на вас перед поворотом, влезать куда-то. Особенно тут плохо с приоритетами, на многих дорогах их нет - кто кому должен уступить - непонятно. Вас пропускать не будут. Кто первый влез на дорогу, тот и прав. На трассе еще не так страшно, а в городе сложно, будьте очень внимательны. Особенно следите за мопедами, они едут как хотят и на любой свет (автомобилисты тоже не всегда смотрят), вылезти могут с любой стороны.

Вдоль трассы . Заправок вдоль дорог тут почти нет, в основном они стоят на съездах или в населенных пунктах. Будьте внимательны и следите за уровнем топлива. Кафе и магазинчики тоже редки, только если вы не едете через город (явно не магистраль). Так же на дороге вы едва ли найдете шиномонтаж или сервис..я на Сицилии пробил колесо и 4 дня ездил с временным, шиномонтаж нашел только в Мессине в центре города, на дороге их нет и это очень странно.


Машина с временным колесом

Безопасность . На каждом углу вас предупредят, что оставлять что-то в машине - хоть шляпу, хоть пустой пакет - нельзя, велика вероятность, что в машину залезут. Есть улицы и районы где вероятность ограбления равна почти 100%. В прокатной конторе, например, я увидел список таких улиц. Местные жители тоже советуют ничего не оставлять. Если паркуетесь, то выбирайте людные и освещенные места.

Заправки. Заправок достаточно много, но они обычно в населенных пунктах или при въезде, на трассах их почти нет - хозяевам просто неудобно туда ездить, с учетом, что большинство - частные. Ходят слухи, что и тут вас могут обмануть, недолить, обсчитать…особенно вблизи аэропорта, где сдают авто. Я, вроде, не сталкивался. Заправиться можно дизелем и бензином 95, дизель может быть двух категорий, премиум дизель стоит как бензин. Интересная особенность итальянских заправок, тут можно заправляться самостоятельно. Далеко не везде есть сотрудники, а вечером и в выходные там точно никого нет. Значит, заправляетесь сами. Подъезжаете к нужной колонке, где указан self-service, находите рядом автомат, туда вставляете карточку или купюры - 5/10/20/50, затем нажимаете на номер колонки и потом только(!) идете вставлять шланг с нужным топливом. Тут важно не перепутать порядок! Если вы сначала вставить шланг, а потом оплатите, то автомат съест ваши деньги и выдаст чек. Чек на предъявителя на колонке, если сотрудник есть, отдаете ему, получаете деньги, если никого нет…ну, вы сами поняли. Я знал об этом, но на последней заправке меня отвлекли и я нажал не ту кнопку, а потом взял пистолет. Автомат выдал чек на 20 евро и получить деньги на этой заправке я уже не мог. Помогли в гостинице, там хозяин взял чек и отдал деньги. Ну, мы договорились, но это было единственный шанс.

Так же бывают случаи, что как только вы отходите от автомата, к нему подъезжают, делают отмену, берут чек и уезжают. В остальном все просто, после того, как вы вставите шланг и нажмете собачку, пойдет топливо ровно на внесенную сумму. Если сразу после оплаты нажать кнопку чека, то после заправки вам выдадут чек со стоимость бензина. Можно заправиться и у человека, если он есть, но обычно в таком случае литр стоит от 12 до 25 центов дороже, а это от 10 до 40% от общей стоимости. Но такое есть не везде и лучше все делать самому, так и никто не обманет. А вот как сделать полный бак, оплачивая самому - я не знаю...если у вас место на 5 литров, а вы оплатили 10, то либо у вас начнет выливаться топливо, либо вам выдадут чек с неизрасходованным количеством, поле того, как бак заполнится. Будьте внимательны, возвращая авто вечером или в выходные, найти заправку с заправщиком будет сложно, мне в такой ситуации пришлось мудрить - набрать бумажек по 5 евро и заправляться так, чтобы перед офисом сдачи авто у меня показывало полный бак. Возможно, кредиткой можно оплачивать более избирательно, но определить сколько тебе надо литров до полного бака самостоятельно сложно.

Парковка . С парковкой в Италии и на Сицилии сложно, здесь на каждой улице либо можно парковаться, либо нельзя. Если можно, то обычно платно. Улочки узкие, места мало, а местных и так много автомобилей. В сезон тут совсем плохо, в другое время полегче. Ориентируйтесь по знакам, если на улице стоит знак парковки, то под ним указаны условия и стоимость.Обычно стоят ограничения по времени и по дням недели, например, в выходные бесплатно. Но встречаются парковки и только для резидентов. Платные места обычно отмечают синей краской, белые - бесплатные. Желтые - для инвалидов. Если вы встали на платную парковку, то ищите паркомат, где оплачиваете нужное количество часов. В среднем парковка стоит от 60 центов до 1 евро в час. Затем чек кладете под лобовое стекло, чтобы было видно проверяющему.

Однако обычно вокруг много парковок и бесплатных - у торговых центров, магазинов, на площадях, вдоль обычных улиц и проспектов. Днем на временную остановку проблем точно нет, вечером уже надо смотреть, старайтесь выбирать гостиницы с частными парковками. Если вы не уверены, платная это парковка или нет, посмотрите под стекло у соседних припаркованных машин, есть квиточек - платная, нет - бесплатная.
Иногда на бесплатных парковках парковаться можно только на пару часов, под знаком специальный значок, который совпадает с картонными часами у вас под стеклом (есть на всех арендуемых авто). На часах под стеклом вы выставляете время приезда и возвращаетесь, соответственно, не позже требуемого времени (через 2 часа, например) или просто меняете время, проходя мимо.

Под запрещающими знаками остановиться на полчаса-час можно без проблем, так и делают и местные, но на сутки машину тут, конечно, не оставишь. Однако парковщиков или эвакуаторов я на Сицилии не видел.

Да, и при выборе машины в прокате лучше Хаммер не брать - поставить его будет сильно сложнее. Выбирайте лучше итальянские малометражки.

Еще раз напоминаю, что в машине нельзя ничего оставлять, я, правда, оставлял чемодан, но делал это днем и в приличных местах, просто в багажник он не влезал уже.

В крупных городах на бесплатных парковках орудуют помощники, итальянцы или мигранты, которые оказывают непонятные услуги…обычно услуга заключается в том, что он машет тебе рукой, типа здесь свободно, заезжай…все. Они не будет машину охранять, следить, помогать выезжать или что-то еще, при мне машина выезжала и прилично задела другой автомобиль, этот стоял рядом и вообще не реагировал. За услуги они хотят денег..говорят, что одного евро достаточно, но я слышал, как они и 5 просили. Я на таких парковках парковался редко и денег не давал. Вообще неприятно, проезжаешь мимо, а какой-то чумичка тебе машет. А когда уезжаешь, он бежит к тебе, трясет деньгами, всем видом показывает, что ему надо заплатить. Правда, они держат парковки постоянно и не должны вредить авто в случае неуплаты, а чтобы платили, я особо не видел.


Вдалеке стоят двое африканцев, они держат эту парковку на набережной Палермо

Зона ZTL (Zona Traffico Limitato). Это головная боль Италии и куча нервов и испорченного настроения. В Италии и на Сицилии города обеспечивают свое место для транспорта тем, что запрещают нерезидентам въезжать в определенные части города. Подъезжаешь ты к центру - «бац», впереди знак и камера. Где-то этой зоны нет, где-то зона только у собора, а где-то полгорода в ней. Заехал и получи штраф от 40 до 120 евро. В интернете карты этой зоны есть только на крупные города и то не на все. Под знаками обычно висят условия проезда, иногда нерезидент может въехать рано утром или поздно вечером, но обычно лучше с этим не сталкиваться и объезжать центр города, чтобы навигатор не говорил. Иногда, если вы живете в центре в крупной гостинице, то администрация может направить в полицию бумагу и штраф не возьмут, но не всем это охота делать и не все гостиницы имеют на это право, лучше не связываться, я считаю.

Иногда я рассматривал вариант, чтобы при въезде скрывать задние номера бумажкой или тряпочкой, тоже самое при выезде, но это крайний случай, поймают..берегитесь! Сам я таких махинаций не видел.

Небольшое послабление с зоной есть вне сезона, как утверждают местные жители, зимой, а я ездил в январе, система не работает…в итоге я один раз въехал в зону. В Интернете рассказывают, что часто въезд в зону находится на узкой улице, откуда потом не ведешь и проехать можно только вперед, я с таким не сталкивался. Знаки висят очевидно, часто предупреждают и в основном в самом центре.

Если через город проходит трасса, пускай и мимо собора - то не проблема, зон там не будет. Однако лучше не искушать и в самый центр не ехать, оставлять машину на окраине городка или в пределах центра. Да, надо будет пройтись, но так спокойнее.


С 10 до 7 заезжать неместным нельзя

На Сицилии в основных городах с зоной следующая ситуация. В Катании ZTL только вокруг собора и на паре соседних улиц. Попасть в нее сложно. В Таормине весь город в зоне, как добраться в город на горе без машины - я не знаю. Ну, не потащите же вы чемодан пару километров вверх. Именно тут я заехал, хотя кучу времени потратил на выяснения, ходьбу и тд, альтернативных путей нет (я не нашел). В Мессине на основных улицах без проблем. В Палермо зона есть только в старом городе, паркуйтесь сразу после въезда в центр - 2 км вокруг собора, но самые оживленные улицы не содержат ограничений, только небольшие улочки, подъезды к домам. В Монреале въехать в центр не получится. В Рагузе машину надо оставить на кольцевой вокруг Старого (нижнего) города, но там все очевидно. В Сиракузах смело въезжайте на остров Ортига, где Старый город, только самые центр острова закрыт, основные дороги с множеством бесплатных парковок свободны для проезда. В итоге, если быть внимательным, проблем быть не должно.

Надеюсь, что этот мой подробный рассказ поможет без проблем посетить Сицилию и объехать все, что нужно.

Подготовка путешествия
О Сицилии мы наслушались столько восторженных отзывов побывавших там друзей, что вскоре и сами начали бредить поездкой.
Когда наконец то решили ехать, то определиться в маршрутом помогли дружеские советы и Guide Verte Michelin "Sicile" (возможно его перевели и на рус.). Я вообще давний поклонник Мишляновских гидов, они ещё ни разу не подводили с выбором маршрутов и ресторанов в многочисленных поездках.
Вспомогательным гидом выступил Routard . Это было первое близкое знакомство с этим гидом, и я остался им доволен - выбирать маршрут с ним конечно менее удобно и рестораны не всегда лучшие, но зато в Рутарде можно найти где поесть вкусное мороженное (проверено!) и он написан очень живым языком (с этим у мишеляновского гида туговато) - рутард читается легко и даёт хорошую вводную информацию о новом месте.
Итак, маршрут был выбран такой: Таормина (+ вулкан Этна) - Палермо (+ Монреале) - Кастелламмаре-дель-Гольфо (+ Сегеста+ Эриче) - Агридженто (долина Храмов) - Рагуза-Ното - Сиракуза.

Немного о выборе времени для поездки : все гиды советуют избегать июля и августа, я к этому могу добавить что уже во второй половине июня было ЖАРКО. Поэтому ехать наверное лучше вообще в мае. Мы планировали отдыхать по своей любимой формуле - утром и вечером пляж (пока не безумно жарко), днём - смотреть на красоты. Но эта формула хорошо работает если рядом есть горы или море (на Сицилии местами где не жарко днём были - Этна, Эриче и достаточно терпимо в заповеднике Зингара тк море рядом), а на плоской местности, особенно в городах - днём жарко везде. Немного ещё спасают узкие улочки (если они есть). Так что самых жарких месяцев лучше избегать, чтобы не испортить поездку.
И немного о маршруте: У нас он получился достаточно плотным и насыщенным. Мы побывали везде где запланировали (и даже больше) и остались довольны, но всё же порой бывало и утомительно (особенно тяжело тому, кто ведет машину - на Сицилии это достаточно нервное занятие). Так что если есть сомнения - то лучше не пытаться успеть везде, тем более что можно безболезненно сократить маршрут если избегать "повторов". Ну например - развалины греческих театров везде одинаковые, тоже самое касается греческих храмов. Самое большое отличие - это местность куда они вписаны. В выборе места грекам не было равных как и в искусстве тесать огромные колонны, поэтому пейзажи у них тоже являются произведением искусства. Если брать наш маршрут, то мне кажется при желании можно было бы пожертвовать Долиной Храмов Агридженто в пользу Сегесты (где храм и театр (особенно) находятся в обрамлении сказочно красивого пейзажа). Рагуза симпатичный городок, но если со временем туго то лучше потратить его на Ното.. (Мы сами правда сократили только греческий театр в Сиракузе, всё остальное смотрели как и собирались). В общем смотрите по своим силам.
Немного о вождении: На Сицилии управлять машиной - экстремальный спорт (во всяком случае так было для меня). На дороге машины, мопеды и пешеходы движутся так как им хочется, дорожная сигнализация (особенно ограничения скорости) игнорируется полностью (как и сплошные разделительные). Информации очень мало - названия улиц часто не видны. Поэтому очень советую взять GPS Навигатор и перед очередным переездом на новое место - забивать в него координаты паркинга (который предварительно желательно локализировать на google maps). Не забивайте в навигатор просто "центр города" - это часто не то, что вам нужно и не то место где можно запарковаться! Если в гиде на плане есть парковка, то лучше ещё раз локализовать её в google maps и забивать в навигатор проверенные координаты - это поможет минимизировать вождение в городах, где движение совершенно сумашедшее (а в гидах часто бывают ошибки).
И ещё о машине: При переездах между гостиницами часто бывают какие-то промежуточные остановки, интересные места, и бывает очень трудно соблюсти золотое правило "не оставлять в машине ничего". Т.е. если вам удасться никогда ничего не оставлять в машине - это замечательно, если нет - то нужно постараться хотя бы следовать правилу "не оставлять в машине ничего, что было бы видно через окно". В багажник недорогих прокатных машинок как правило не влазит два полновесных чемодана, поэтому лучше взять один чемодан и одну мягкую сумку, которую можно утрамбовать в багажник вместе в чемоданом.

Выбор гостиниц и проката машины:
Все гостиницы я резервировал через http://www.booking.com/ . Сайт отличный, я им часто пользуюсь и очень доволен. Принцип выбора был следующий - самая недорогая из гостиниц с хорошим рейтингом и отзывами + удобное местоположение (я всегда смотрел на карте где она расположена). Результат был хороший - из шести гостиниц какие-то понравились больше, какие-то - меньше (я скажу пару слов когда буду рассказывать о точке визита), но ни с одной гостиницей не было связано ни проблем ни особых разочарований.
Самый недорогой вариант для проката машины нашелся на http://www.ebookers.fr/ (http://www.ebookers.com/). Я честно поискал и на других, но дешевле не было, и к тому же контора была известная - Hertz (которая правда разочаровала дичайшим бардаком в день когда мы брали машину - мы убили на это часа два наверное, к тому же в этом дурдоме они мне втюхали опцию "покупаете у нас бензин - возвращаете пустой бак". Не думаю что я много на этом потерял денег, но всё равно это явный развод в пользу прокатчика, не ведитесь).
Ниже - наш предварительный план путешествия (время в столбце "план" - это время переезда из одного города в другой), список отелей и их цена, чтобы дать приблизительное представление о бюджете (в списке нет ресторанов (у нас один счёт на двоих получался примерно 40-50 евро) и билетов в музеи и тп)

(перелёт был по маршруту Париж - Катания - Париж)

В следующих выпусках немного полезной информации и впечатлений от мест, где мы побывали:
Таормина и окрестности
Палермо (+ Монреале)
Кастелламмаре-дель-Гольфо (+ Заповедник "Зингаре"+ Сегеста+ Эриче)
Агридженто (+долина Храмов + "Турецкая скала")
Рагуза,Ното
Сиракуза

Приятного вам путешествия в эту невероятно красивую и очень гостеприимную страну!

Многие опытные путешественники советуют исследовать Сицилию на машине . Действительно, общественный транспорт в этой части Италии развит не очень хорошо. Но все же, даже туристы, у которых нет возможности арендовать автомобиль , вполне могут объехать основную часть Сицилии , воспользовавшись поездами. Если вы все же берете напрокат машину (подобрать подходящую вы можете по этой ссылке), то все-равно найдете полезную информацию в нашей статье.

Катания

Большинство людей начинают знакомство с Сицилией из Катании, где расположен один из самых крупных аэропортов Италии . Если вы решите взять напрокат автомобиль, стойки соответствующих контор можно легко найти в аэропорту Катании , следуя указателям. Службы проката машин работают круглосуточно, но рекомендуем позаботиться об этом заранее, .

Таормина и Этна

Если вас больше манят природные красоты и пляжи, тогда советуем поселиться ближе к морскому побережью . Так вы сможете посетить Isola Bella – самый знаменитый пляж Таормины , Mazzar и расположенный чуть дальше курортный городок Giardini Naxos . Выбирайте подходящее жилье в этой части Таормины, кликая по названиям пляжей, а в нашей специальной статье смотрите лучшие отели с собственным пляжем . Впрочем, вы можете добраться до моря и из центра города, для этого вам нужно будет воспользоваться автобусом или фуникулером. Все варианты проживания .

Чефалу

Далее наше путешествие продолжится в сторону Чефалу, расположенного на северном берегу Сицилии. Чтобы добраться из Таормины в этот город, потребуется одна пересадка в Мессине . Поезда отправляются с Taormina - Giardini . Время в пути – от 3 до 5 часов. Поездка обойдется от 12 до 23 евро.

Чефалу примечателен красивым пейзажем, норманнской архитектурой и убаюкивающим умиротворением, характерным для рыбацких городков. Чтобы лучше познакомиться с ним за короткий промежуток времени, постарайтесь найти жилье недалеко от Соборной площади (лучшие предложения отелей в этом районе вы найдете по этой ссылке , а все варианты ).

Агридженто

Следующий пункт нашего путешествия – Агридженто, который сам по себе является своеобразным музеем под открытым небом. Этот город находится в двух часах езды от Палермо. Поезд прибывает на станцию Agrigento Bassa . Стоимость поездки – примерно 9 евро.

Сиракузы

Поездка по Сицилии будет не полной, если вы не увидите Сиракузы, где по сей день дух древности вполне гармонично уживается с современным темпом и образом жизни. Поездка в этот город из Агридженто на поезде займет немало времени – от 5 до 8 часов, при этом потребуется как минимум одна пересадка. В плане цены, путешествие в Сиракузы обойдется в 14-19 евро.

Neapolis ) и расположенный на его территории Античный театр ( Teatro Greco ).

Если вам удастся выкроить время для пляжного отдыха, то Сиракузам есть что предложить туристам, мечтающим освежиться в морской воде. Пляж Calamosche многие считают самым красивым на Сицилии, и, единственное, в чем он уступает прекрасным пляжам Таормины, это недостаточно развитый сервис. С Agnone открывается удивительный вид на Этну. А пляж Punta Asparano порадует любителей уединения: обычно здесь гораздо меньше людей.

Познакомиться с историческим и архитектурным достоянием города и узнать о значимых событиях, произошедших в разные эпохи существования Сиракуз можно заказав .

Проехав по этому маршруту, можно смело сказать, что вы видели основные достопримечательности Сицилии , и самое время вернуться к отправной точке нашего путешествия – в Катанию . Время в пути – около 1,5 часа, билет обойдется примерно в 7-11 евро.

Желаем вам веселого и радостного путешествия по Сицилии!

Завершилось мое четвертое путешествие по Италии — на этот раз я осматривал только один регион — но зато какой — СИЦИЛИЯ — это самый большой регион Италии. И путешествие получилось самым большим по продолжительности — 29 дней и было совершено без знания иностранных языков и только благодаря моей тщательной подготовке!

Можно сказать, что все эти дни я потихоньку и никуда не спеша, складывал разноцветную сицилийскую мозаику, которая оказалась на редкость красочной. В итоге Сицилия заблестела самыми ярками красками — это и лазурный и синий цвет морей, которые ее омывают со всех сторон, — это — черный цвет — цвет ее вулканов и лавы, на которой стоят многие сицилийские города, — это — и белый — цвет — ее белоснежных пляжей, золотой цвет — в ее византийских мозаиках, зеленый цвет- ее субтропическая растительность — кактусы, кипарисы и пальмы, красный цвет — это буйство ее цветов (столько красного я не видел нигде в Италии), бордовый цвет — это цвет ее знаменитых вин — Неро Дьяволо и крепленных Марсала и так далее…

Все цвета сплелись в единую картинку и получилась незабываемая Сицилии!

Сицилийская мозаика так же сложилась из множества компонентов, ни один из которых я не хотел упустить — это ее достопримечательности. Были осмотрены более тридцати городов и городков (от ее столиц, таких как Палермо и Катания — до древних и очень маленьких-таких как — Эриче (в котором проживает сейчас всего 500 человек), я увидел десятки византийских, арабских, норманских замков и крепостей, огромное количество выдающихся соборов и скромных церквей, античные древнегреческие храмы (которые сохранились лучше, чем в самой Греции), древнеримские виллы и укрепления, поднялся на два действующих вулкана (Этна и Вулкано), находился по горам и скалам и почти каждый день — купался и загорал на пляжах Тирренского, Ионического и Средиземных морей, посетил несколько природных парков. Все основные достопримечательности этого самого большого острова в Средиземном море были осмотрены! Поэтому теперь я могу твердо сказать, что я сложил сицилийскую мозаику!

Решение о поездке на Сицилию было принято летом 2014 года, после третьего путешествия по Италии — было решено посвятить следующую поездку — Южной Италии и сначала у меня были наполеоновские планы — осмотреть за месяц всю Южную Италию (Калабрию, Апулию и Базиликату) вместе с Сицилией. Выделив на эти две части по две недели. Однако начав подготовку, я понял, что не укладываюсь в две недели — ни по Южной Италии, ни по Сицилии. Я решил не мучиться и сделать две поездки по месяцу. На это лето — была Сицилия. А следущее лето будет посвящено уже южной Италии.

Я уже отмечал, что Италию невозможно охватить за один — два или три раза — надо терпеливо и никуда не спеша осматривать от одного до трех регионов этой страны. Меня это не напрягает — так как, Италия моя любимая страна в Европе.

Сицилию, вообще по ее масшатабам в Европе, можно рассматривать как отдельную страну. По населению (более 5 миллионов жителей), например она больше таких стран, как Хорватия и Словакия, по территории почти равна Бельгии.

Хотя я бы не стал Сицилию отделять от остальной Италии. Сицилия — это Южная Италия и особых различий в образе жизни, в население я не нашел — по сравнению, например с регионом Кампания (Неаполь)- а вот достопримечательности -это конечно разные!

Вот, что написал Гёте в 1787 году после своей поездки о Сицилии — «Италия без Сицилии, не оставляет в душе никакого образа — только здесь ключ к целому».

Свое путешествие, я планировал под себя и по своей любимой и давно проверенной схеме (которая приносит мне удовольствие от путешествий) — это совмещение культурного отдыха (осмотр достопримечательностей) и пляжный отдых (обязательно на теплом море) и Сицилия в этом отношении подходит просто безукоризненно.

По количеству достопримечательностей, объявленных ЮНЕСКО Всемирным наследием человечества, в Сицилии их десять, она обгоняет такие туристические страны, как Австрия и Венгрия.

Так, что проблем, чем себя занять на Сицилии не существует.

Хотелось бы еще развеять два мифа, сложившихся о Сицилии.

Первый миф — то, что летом (в июле и августе) невозможно жарко! Это не так, погода все дни была солнечной, я забыл, что такое тучи. Но температура была очень комфортная. Я могу ее смело сравнить с погодой в Крыму — точно такая же — 26-30 градусов. Только наверное более сухая и более ветренная. А море естественно всегда теплое (24-26 градусов) и в отличие от Крыма без медуз (я не видел ни одной).

Поэтому не бойтесь ехать — в Италию -летом, ведь летом у вас будет одно из главных преимуществ — это шикарное и теплое море. Ведь так прекрасно, когда устанешь и находишься по достопримечательностям - нырнуть в море и поплавать по волнам, вся усталость пропадает моментально!

Второй миф — что Сицилию невозможно осмотреть используя только общественный транспорт — это не так. Я проехал всю Сицилию — используя только общественный транспорт (автобусы и региональные поезда). Когда вы путешествуете один или вдвоем -это будет и бюджетнее, чем брать автомобиль, а если втроем и вчетвером — то тогда наверное уже бюджетнее будет авто. Правда с общественным транспортом трудно разобраться- много автобусных компаний различных фирм, разные вокзалы, остановки, кассы- но я в конечном итоге разобрался и всю инфо выставлю в ближайшее время в «Советах» на этом сайте.

Теперь давайте перейдем, наконец — к самым красивым местам и городам , которые я увидел (пытался все вложить в один отчет- но это тоже не реально — поэтому их будет два) и также, я советую, у кого отпуск всего 14 дней — выделять два отпуска на Сицилию- это будет самым оптимальным и разбить поездку на две части — Восточную и Западную Сицилию. Поэтому сейчас пройдемся только по ВОСТОЧНОЙ Сицилии, по ее побережью, которое омывается Ионическим морем.

15 июля я приземлился около 13 часов в Катании , которая и является столицей Восточной Сицилии и вторым городом на острове по значимости, уступая только Палермо.

По каждому городу будет в дальнейшем отдельный отчет, а пока отмечу, что Катания становилась добычей многих империй в течении всей своей истории от греков до римлян, от арабов до норманнов и испанцев. Однако самый страшный враг Катании находится прямо под ее боком — это вулкан Этна, который уничтожал город несколько раз, последний раз почти полностью в 1693 году. В Катании огромное количество соборов и других важных достопримечательностей. На фото внизу — Кафедральный собор Катании


Сначала хотели арендовать машину в прокатной конторе самостоятельно, но в поселке Летояни ренткаров нет, а ехать специально в ближайший город Таормину по жаре было лень. Поэтому решили для путешествий на машине по Сицилии воспользоваться услугами нашего гида. По цене выходило то же самое с небольшой разницей, но плюсом было то, что гид обещала договориться с ренткаром самостоятельно и помочь разрулить ситуацию в случае непредвиденных обстоятельств и мы ей как-то поверили.
В назначенное время с утра к нам в номер позвонили с ресепшн и сообщили, что нас ожидает представитель ренткара с договором и машиной. Условия аренды по договору нас вполне устроило, страховка была полная и я его подписал без каких-либо сомнений. При этом у меня никто ни какой суммы на карте не блокировал и никакого задатка я не вносил. Расплатился наличкой сразу на месте. До этого в интернете много было написано, что на Сицилии, чтобы взять машину на прокат, необходимо обязательно иметь пластиковую карту с приличной суммой денег и обязательно МВУ. МВУ у меня было, но не понадобилось. В договоре представитель ренткара, милая обаятельная женщина, записала мой домашний адрес, причем, не вдаваясь в подробности, а нам дала свой номер телефона, чтобы быть на связи, если что-то случится в дороге. При всём при том, она нас заверила, что страховка у нас полная, без франшизы и что любые царапины или повреждения будут не нашей совести. Таким образом у нас в договоре в разделе страховка было указано: CDW+TLW.
После этих формальностей пошли к машине. Заказывали мы «Ситроен С4», но нам пригнали «Fiat Punto», что нас не очень и расстроило. В принципе, мне без разницы, на чем рулить, лишь бы не огромный джип. Представитель ренткара показала, где что в машине находится, отметила, сколько бензина в баке, сказала, чтобы вернули с тем же уровнем. Вобщем, всё, как обычно. Стоимость дня аренды нам обошлась в 80 евро в сутки плюс бензин по цене 1,85 евро за литр 95-ого. В день возврата машины мы просто отдали ключи дежурной на ресепшн. Через час проходили мимо - машины уже не было.

На Сицилии паркуются как и во всей Европе - на слух и разбитый бампер не является повреждением.

Итак, поехали. До поездки начитался в интернете, что итальянцы на дорогах ездят вообще «без башни», как им Бог на душу положит и соблюдением правил дорожного движения особо не заморачиваются. Даже такую фразу помню, что кто по Москве ездил, того таким поведением на итальянских дорогах не удивишь. На деле всё оказалось иначе. Думаю, что если итальянца запустить на московские дороги, он бы точно офигел. Да, на Сицилии ПДД не очень-то соблюдают, но у них это происходит все деликатно, без наглости и хамства. Никто никого не подрезает и на пролом не лезет. Если кто-то где-то замешкался или затупил, все терпеливо дождутся, пока ты сообразишь что к чему. Например, где-нибудь в деревушке или поселке водила на узкой улице встанет посреди дороги и пойдет поздороваться с другом, то это никого не раздражает, считается такое поведение в порядке вещей. Вообще итальянцы по натуре пофигисты, они никуда не торопятся и не лезут напролом.


Дорога к вулкану Этна.


Сицилийский серпантин.

Дороги на Сицилии очень хорошие, особенно платные автобаны, трафик не напряженный, машин не много. Плата за проезд по ним мизерная, порядка 1-1,5 евро за участок в 15-20 км. При въезде на платный участок перед шлагбаумом нужно нажать красную кнопку и выползет талончик.


Въезд на платный автобан. Если сверху написано "Telepass", туда заезжать не надо.

При съезде с автобана подаешь этот квиток тётеньке в будке и она озвучивает сумму оплаты, например, 1 евро. Всё очень просто. С непривычки горные серпантины могут привести в ступор. Но когда на такую извилистую тропу заезжаешь, то понимаешь, что обратно дороги нет и ехать всё равно надо. И ты едешь и чувствуешь себя настоящим сицилийцем. До сицилийских дорог я был уверен, что повидал серпантинов достаточно, но таких, как здесь я точно не видел. Но, привыкаешь к ним быстро и путешествие по Сицилии на машине становится не так уж и страшно. На крутых поворотах установлены выпуклые зеркала и виден скрытый участок дороги к тому же желательно перед таким изгибом немного побибикать, чтобы встречная машина, если таковая будет, обратила на тебя внимание. В некоторых городках и поселках встречаются настолько узкие улицы, что, кажется, физически здесь две машины не разъедутся, однако каким-то чудом практически в расстоянии полмиллиметра вы разъезжаетесь и к тому же без последствий.
Уже много лет ездим по Европе и всегда без навигатора. На этот раз решил им воспользоваться, чтобы узнать, как это выглядит. Собственно навигатора у меня не было, был (и есть) телефон LG P-500 со встроенным навигатором. Перед поездкой закачал карту Италии «Novitel». Вполне можно было бы обойтись на Сицилии и без навигатора, но разницу я почувствовал сразу, особенно в городах. Девушка Марина в навигаторе уверенно прокладывала путь и вовремя предлагала свернуть в нужном месте. Прокололась она лишь в одном месте, когда мы проезжали нужный нам поселок. В тот момент, когда мы проносились по бетонный эстакаде над нужной нам деревушкой, Марина уверенным голосом сообщила, что цель поездки достигнута. В принципе, она была права, мы действительно находились в нужном нам населенном пункте, но только на высоте пары десятков метров над ним. В итоге пришлось рулить ещё километров семь до съезда с платной эстакады и возвращаться назад, чтобы попасть в нужное место.
На Сицилии большинство парковок платные. Существует их три вида. Место парковки, обозначенное синим цветом всегда платное. Видите такой синий квадрат на дороге возле тротуара, можете смело парковаться, но при этом сразу ищите поблизости паркомат, о нем чуть ниже. Место парковки обозначенное белым цветом принадлежит резидентам, т.е. тем, кто проживает поблизости или имеет специальный парковочный «чек». На таких местах парковаться не стоит, в противном случае получите под стекло протокол штрафа о нарушении правил парковки на Сицилии.


Тётенька-полицейский выписывает штраф.

Даже в небольших поселках и деревеньках мы видели тётенек полицейских, уверенно выписывающих такие протоколы и подсовывающих их под стеклоочистители на машины. И третий вид парковки обозначается желтым цветом. Это места для инвалидов, скорой помощи или иных муниципальных служб. За парковку на таких местах вы также получите штраф. Ну и, разумеется, можно парковаться на улицах везде, где нет никаких разметок или запрещающих знаков стоянка или остановка запрещена. Таким образом, внимательнее осматривайте место своей будущей парковки, ищите синий знак с буквой «Р».


Квитанцию о штрафе кладут на лобовое стекло.


Парковочный чек для резидентов.


Разметка платной парковки.

Чтобы оплатить парковку на Сицилии через паркомат, нужно вставить в специальную щель монетку из расчета 1 евро в час (в разных городах цена разная). На экране появится время окончания вашей оплаченной парковки. Например, вы кидаете один евро в 17.00. На экране высвечивается дата и время 18.00. Добавляете ещё 1 евро и время меняется на 19.00. Затем нажимаете кнопку «ввод» и в ответ из другой щелочки выползет талончик с обозначенным временем окончания парковки. Этот талончик необходимо обязательно положить под лобовое стекло. Эти паркоматы принимают только монеты, поэтому желательно заранее запастись мелочью в сумме примерно 10-15 евро. Она пригодится вам и для оплаты для проезда по платным автобанам.


Парковочный автомат.