Божественная благодать. Благодать божия. Что значит стяжать Святого Духа

Б ожья благодать для тебя . Что мешает нам обрести благодать. Что означает слово благодать. Спасение через благодать.

Г рех, совершаемый человеком, ведет его только лишь к упованию на свои силы, мы стараемся во всем оправдать свои действия, оправдать свой грех, мы утверждаем свою собственную праведность, тем самым лишая себя славы Божьей, стараемся делать добрые дела , ожидая, что взамен этого Бог простит нам наши грехи. Та тяжесть, от сделанного нами греха, которую мы несем на себе, внушает нашему сознанию, что мы неисправимы и нам нет прощения: — Это обман.

К огда мы поймём, что ни нашими усилиями, ни нашими добрыми делами мы не можем получить прощения грехов и быть спасёнными, только когда мы перестанем утверждать свою собственную праведность, — только тогда Бог может помочь нам! Кто бы вы ни были, к какой бы группе грешников вы ни принадлежали, к тем, которые считают себя очень плохими, утонувшими в своих грехах; или к тем, которые считают, что добьются спасения своими стараниями, заслужат его своими добрыми делами. Вам нужно понять и знать, что спасение возможно только , обратившись к Господу Иисусу Христу.

М ы с верой принимаем Божий дар спасения, ибо спасение даровано нам по великой благодати Его! В очах Божьих мы все согрешили, все лишены славы Божией, и поэтому Бог и поступает по благодати Своей.

Х ристианский термин «благодать», был введен апостолом Павлом. В дохристианской традиции значением соответствующего греческого слова (как и его латинского аналога gratia) было «прелесть, очарование, обаяние, грация», реже - «милость». У Павла и в последующей христианской традиции «благодать» означает милость к тем людям, которые не заслуживают милость , тот факт, что люди грешники, вовсе не лишает людей милости и , но, наоборот, делает проявление Его любви совершенно необходимым для спасения людей. Апостол Павел пишет, что где умножается грех, там преобразуется благодать.

З акон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим.5:20).

Б лагодатьть - в христианском богословии понимается как Божественная сила, в которой Бог являет Себя человеку и которая даруется человеку для его спасения, с помощью этой силы человек преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обо́ жения.

Т акже благодатью называется незаслуженная милость и благоволение Бога по отношению к людям. Благодать — это дар Божьей любви Вот почему никто благодати Божией не может заслужить или удостоиться, как бы он ни старался! Благодать, как спасительная сила Божия, действует на человека невидимо и прежде всего в Та́инствах. Поиск и приобретение человеком благодати Святого Духа являются целью христианской жизни.

Е сть притча, которая дополняет эту статью, хочу вам о ней поведать.

Ж ил-был некий человек. Умер он и оказался на небесах. Возле жемчужных ворот его встретил ангел:
- Чтобы пройти через эти ворота, ты должен набрать 100 баллов. Рассказывай мне обо всех добрых делах, которые ты совершил на земле, а я буду говорить, сколько баллов ты заработал.
- Хорошо, - ответил человек, - я прожил со своей женой пятьдесят лет и ни разу не изменил ей, даже в сердце своем.
- Прекрасно! - воскликнул ангел. - За это ты получаешь целых три балла!
- Три?! - изумился человек. - Ну, хорошо. Всю свою жизнь я ходил в церковь, платил десятину, помогал бедным.
- Великолепно! - воскликнул ангел. - Это достойно двух баллов
- Только два?!! - удивился человек. Я открыл бесплатную столовую, работал доме для престарелых.
- Достохвально! Ты заслужил еще четыре балла, - сказал ангел.
- Четыре?!! - в отчаянии закричал человек. В таком случае в рай можно попасть только по Божьей благодати!!!
- Тогда проходи!

А постол Павел в своем Послании к ефесянам говорит:

Б ог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе , дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф.2:4-10)

Б ожья благодать для тебя. Иисус Христос пришёл спасать грешников — в этом и явилась благодать Божия! Всякий, кто принял благодать Божию, на себе убедился в этом. Как в этом убедился и лично я, в чем вам и , к этому вас и призываю. Иисус изменил мою жизнь, на месте разрушенных хибар моего сердца, выросли высотные здания наполненные светом и любовью, я обрел по благодати то, что для меня казалось уже невозможным.

Т ы можешь прийти и положить свою душу на верность Его благодати, принять как своего личного Спасителя Иисуса Христа, Который пришёл в мир спасать именно таких грешников, как ты, и таких, каким был я. Тебе нужно в это поверить. И когда ты возложишь твою надежду на Него, на Его благодать, ты получишь самый большой дар — дар спасения, дар вечной жизни.

Н е думай так, что твоя вера недостаточна, не позволяй врагу обмануть тебя. Если даже твоя вера с горчичное зерно, Бог ею удовлетворён. Да поможет тебе Господь верить в Его благодать, принять Сына Его как спасителя. Постучи в Его дверь и Он отворит тебе!

В озможно, у вас есть дополнения или вы хотите оставить свой комментарий, пожалуйста, буду рад общению с вами, к общению призывает Библия.

Столько людей говорят о благодати не понимая что это такое, какова её цель и смысл. Потому что ещё не встречались с ней или не заметили её действие. Поэтому и говорят о ней, как в примере с ленивой студенткой первого семестра:

"Если Фауст в конце своей жизни, трудясь над познанием, говорит: «Я вижу, что мы ничего не можем знать», то это результат;
и совершенно иное дело, когда те же слова мы услышим от студентки первого семестра, пытающейся оправдать свою леность (Кьеркегор). "

Господь не двузначно сказал, что ленивые, неверные и лукавые рабы, ни по какой благодати, не войдут в Царство Небесное. Во что бы они не верили, что бы не исповедовали, на чтобы не надеялись.

Благодать - это не оправдание нашей, недостойной Царства Божьего, жизни.

[ Благода́ть (др.-греч. χάρις, лат. gratia) - понимается как нетварная Божественная сила или энергия, в которой Бог являет Себя человеку и которая даруется человеку для его спасения. С помощью этой силы человек преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обо́жения.
Также благодатью называется незаслуженная милость и благоволение Бога по отношению к людям. ]

Для чего же благодать?
Дьявол - есть духовная личность, превосходящая человека (ибо он плоть) и в мудрости, и в силе,
и во всём остальном. Ему удалось совратить совершенного человека в Едемском саду. Поэтому ему ничего не стоит сбивать с прямых путей многих и многих уже не совершенных людей. И они ничего не могут сделать, потому что они - плоть. Своей силой они не могут его победить. Но только благодатью Божией они получают способность быть победителями над ним. Другими словами благодать Божья нужна нам для помощи жить святой жизнью.

15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести БЛАГОДАТЬ для благовременной помощи . (Евр.4:15,16)

Иисус был искушён и знает трудности борьбы с грехом и плотью. Он понимает и может сострадать в наших немощах, потому что Сам был искушен. И у нас есть возможность, по Его милости, получать эту благодать для благовременной помощи.

11 Ибо явилась благодать Божия , спасительная для всех человеков,
12 научающая нас , чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, (Тит.2:11,12)

Суть благодати - не оправдание наших грехов, непослушания или неверности, а сверхъестественная способность не грешить или делать то, что просто невозможно совершить в этом мире без действия благодати Божьей.

Может поэтому Павел писал: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Фил.4:13)

Но понять это может не каждый, не любой, но только тот, кто следуя повелениям Христа, до крови сражается с грехом, плотью и миром. Совершенное послушание заповедям Христа должно было осуществляться в ежедневных трудах. Благодать не освобождает от следования Христу, но, наоборот приводит в полное послушание Христу. И только такой человек видит реальное действие благодати и понимает её предназначение и смысл.

Человек, который не внимает словам Иисуса, не проявляет усилий, не входит тесными вратами, продолжает жить миром - не может получать помощь в виде благодати Божьей. Так как не имеет в этом нужды, поскольку не ищет этого всем сердцем.

Почему говорится, что спасение - по благодати?
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф.2:8,9)

Благодать дается через веру. Вера в Иисуса заключается в послушании Ему. Желающему быть послушным, Бог дарует способность быть угодным Ему. Эта благодать (способность) не от них, но дар Бога. Поэтому никто не может хвалиться этими делами.
Мы спасены благодатью в том смысле, что обретаем способность жить святой и угодной Богу жизнью в этом мире греха. И это дается как дар, поэтому похвалиться никто не может.

Кто может видеть и переживать на себе благодать?
...Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Иак.4:6)
Смиренный перед Богом (именно в первую очередь перед Богом), обретает способность делать невозможное, чего он не мог делать раньше. Не исключая того, что через него будут посрамлены те, кто еще вчера над ним превозносился.

..но Бог избрал немудрое мира (но смиренное), чтобы посрамить мудрых, и немощное мира (но смиренное) избрал Бог, чтобы посрамить сильное; (1Кор.1:27)
Именно под благодатью - не мудрый становится премудрым, слабый становится сильным...
Возможно поэтому во время пробуждения в Уэльсе великие толкователи Англии приходили и сидели у ног грубых, тяжело трудящихся угольщиков, и видели чудесные дела Божьи.

Благодатью Божьей мы можем не грешить в этом мире.
Всякий, рожденный от Бога, не делает греха , потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить , потому что рожден от Бога. (1Иоан.3:9)
Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит ; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. (1Иоан.5:18)

Сам, своими силами, человек не может противостать искушениям и дьяволу. Но, зная действие благодати Иоанн, делал такие заявления: "Всякий, рожденный от Бога не может грешить!". Именно сверхъестественное действие благодати позволяет верующему жить святой жизнью и хранить себя, если он этого хочет.

Временами Бог отнимает благодать.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7:24)
Временами Бог отнимает благодать, чтобы испытать человека на верность и воспитывать святой характер или показать кто он без благодати (в случае, когда он начинает превозноситься).

Благодать дается для служения.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. (1Кор.15:10)
Благодать Божья даёт способность успешно служить. Но человек может активно применять её в служении или же зарывать данные ему таланты и способности.

В случае с Павлом, он говорит что использовал благодать на "полную катушку": "я более всех их потрудился". Но тут же поправляется, зная, что способности не от него: " не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною."

Итак, благодать - это не оправдание нашей, недостойной Царства Божьего, жизни.
Благодать - это помощь жить жизнью, угодной Богу, для тех, кто этого ищет.

P.S. Всё это говорю не как теорию, но то, что прохожу на практике.
Есть еще что сказать о благодати, но пока умолчу, поскольку тема еще раскрывается.

Что такое благодать? Служители церкви уверяют, что на этот вопрос нет и не может быть однозначного ответа. Здесь речь идет о явлении нематериального мира, поэтому и выразить его обыкновенным, мирским языком очень сложно.

На одной из лекций профессора Московской Духовной академии Осипова был задан вопрос: "Что такое благодать?" Алексей Ильич сказал, что говорить о таких феноменах - это значит примерно то же, что пытаться описать в словах, что представляет собой тот или иной цвет или вкус.

Общепринятое определение

Однако в православном вероучении принято понимать под божьей благодатью силу господа, действующую на благо человека. То есть это проявление любви всевышнего к своему творению.

Можно дать определение этому понятию: слово "благодать" означает дар, который преподносит господь. Происходит такое, когда люди соблюдают заповеди, и во время церковных таинств. Считается, что благодать молитвы сходит на человека при правильном исполнении ее, когда верующий обращается к богу с покаянием, смирением и благоговением.

Поучения святого

Святитель Игнатий Брянчанинов наказывал своим ученикам ни в коем случае не искать во время молитвы каких-либо благодатных состояний. Поскольку человек, который делает это с целью вхождения в транс, во-первых, затуманивает свое сознание, которое необходимо для правильного покаяния, а во-вторых, пребывает в гордыне.

Ведь если он думает, что достоин такого состояния, то это само по себе свидетельствует о том, что он находится в прелести. Тот же Игнатий Брянчанинов пишет о том, что никто из смертных не должен ждать никаких божьих даров. Всевышний посылает своим чадам милость только из любви к ним, а не за какие-либо заслуги. Покаяние необходимо христианину, чтобы очистить душу. Только тогда благодать бога может снизойти на человека. Когда же тот, кому была оказана эта милость, начинает совершать грехи, она тут же отнимается.

Это происходит потому, что сила божия не может присутствовать в том, чьи поступки и помыслы неправедны. Святой говорил ученикам, что необходимо прежде всего прийти к осознанию своей греховности. Нужно ощущать духовную немощь и ничтожность перед господом богом. Отец Игнатий приводит пример старца Силуана Афонского, которому всевышний наказал не искать даров, а, наоборот, думать о том, что он недостоин их.

Дух благодати

Согласно православному вероучению, господь бог неотделим от своего действия. То есть вседержитель проявляется в том, что он совершает. Для более наглядного примера подобного слияния обычно приводят образ горящей свечи.

Когда происходит горение, то это можно рассматривать и как процесс, и как сущность, то есть как пламя и как свечение одновременно. Нередко действия господа бога отождествляют с третьим лицом троицы - святым духом. На православных иконах он по традиции изображается в виде голубя, спускающегося с небес. Что касается почитания различных людей, прославившихся своим богоугодным образом жизни, то можно сказать, что церковь поклоняется не самим этим праведникам, а благодати, действующей в них.

Памятник древнерусской литературы

Из всей письменной культуры нашей страны, которая была создана в Средние века, в общеобразовательных школах на уроках литературы упоминается обычно только "Слово о полку Игореве" и "Поучение Владимира Мономаха своим детям". А между тем существует еще целый ряд прекрасных произведений, относящихся к той же эпохе.

Об этих творениях не говорится, потому что в советское время всякое упоминание о существовавшей в России духовной культуре пресекалось, а костяк программы был разработан именно тогда, в период, когда исторический материализм считался единственно правильным мировоззрением. Одно из наиболее примечательных произведений древней словесности как раз относится к теме, которой посвящена данная статья.

Здесь идет речь о книге о благодати Иллариона. Автор этого произведения был первым патриархом русской церкви, происходившим не из Византии. Труд написан в XI веке, через несколько десятилетий после крещения народа князем Владимиром. Тогда для просвещения людей требовалась христианская литература - не только переводная, но и написанная отечественными авторами.

Данной теме были посвящены и более ранние произведения литературы Древней Руси. Одна из таких книг имеет название "Слово философа" и представляет собой краткое изложение Нового и Ветхого Заветов. Считается, что она создана специально для киевского князя Владимира с целью убедить его принять православие. Отличие этой книги от более позднего творения патриарха Иллариона заключается в том, что в "Слове философа" не рассматривается роль Руси в мировой истории и дальнейшие пути развития страны как христианской державы.

От беседы о христианстве и других религиях в целом через раздел, где освещаются религиозные проблемы Руси, он приходит к прославлению князя Владимира как человека, способствующего принятию новой веры. В первой части "Слова о законе и благодати" рассматривается отличие христианства от иудаизма. Автор говорит о том, что Ветхий Завет был создан для конкретной страны. В нем рассматривалась религия как привилегия одного-единственного народа.

Христианство же имеет своей целью спасение людей из всех частей мира. Владыка Илларион высказывает свое мнение о том, что в Ветхом Завете людям был дан закон, то есть те правила, которые человек должен был неукоснительно исполнять. Евангелие же дает верующим благодать. То есть человеку предоставляется свобода самому выбирать свой путь: быть с господом или без него.

Третья часть "Слова о законе и благодати" является хвалебной. В ней прославляется креститель Руси святой князь Владимир. Автор говорит о мудрости, позволившей этому человеку понять необходимость принятия православия. Илларион описывает также и положительные личные качества правителя, выделяющие его среди прочих людей. Он упоминает о многочисленных успешных военных походах, предпринятых под его предводительством.

Третья часть книги "О законе и благодати" Иллариона начинается с того, что автор излагает следующую мысль: у каждого народа есть определенный святой, который призван привести его к христианской вере. Для Руси таким человеком является князь Владимир, который был прославлен в лике святых как равноапостольный.

Свободное решение

В статье академика Лихачева, посвященной бессмертному творению митрополита Иллариона, высказывается мысль о том, что автор книги не зря прославляет князя Владимира. Он также описывает могущество страны, ее богатство и успешность военных кампаний.

Патриарх хочет подчеркнуть тот факт, что крещение Руси не было вынужденным политическим шагом - правитель осуществил его, руководствуясь своими духовными убеждениями. Соответственно, это событие явилось следствием того, что свободная воля князя Владимира соединилась с божьей благодатью, сошедшей на него. Писатель возражает грекам, которые часто говорили о том, что именно они способствовали просвещению "невежественного" народа.

Благодать проповеди

Произведение митрополита Иллариона было создано уже после смерти Владимира. Перечисляя духовные достоинства князя, автор ставит перед собой цель доказать святость этого человека и необходимость его канонизации.

Исследователи считают, что этот текст написан для проповеди, которую митрополит должен был произнести в храме Святой Софии в Киеве. Поэтому данный памятник древнерусской литературы неразрывно связан с великим образцом архитектуры. Владыка Илларион так тщательно готовился к проповеди, которую ему надлежало совершить, потому что считается, что через нее всевышний дарует людям благодать божию.

О видимом явлении даров

Как правило, всевышний посылает свое благословение людям, очистившимся покаянием и снискавшим божью благодать через молитву и исполнение заповедей. Это действие происходит невидимым образом. Однако бывали случаи, когда благодать веры проявляла себя материально.

Так, например, произошло с вождем израильского народа Моисеем, когда он выводил своих подопечных из Египта. Тогда его лицо светилось, и это сияние был способен видеть каждый человек. У такого проявления благодати божией, как правило, есть особая причина.

В случае с Моисеем это необходимость того, чтобы весь народ признал особое расположение господа к нему. Богу было необходимо, чтобы весь покоренный народ последовал за одним человеком, которому было суждено вывести его из плена и в течение сорока лет идти по пустыне в Землю обетованную. С помощью того, что лицо праведника светилось, всевышний отметил, что он действительно поставил Моисея главным над израильтянами.

Старец Серафим

Мотовилов, бывший духовным учеником Саровского святого, описывает в своих трудах беседу о стяжании благодати божией, состоявшуюся у него с наставником. Во время этого разговора он спросил батюшку о сущности благодати. Мотовилов также задал вопрос: "Что означает стяжать духа святого?"

Преподобный Серафим ответил, что это чем-то напоминает приобретение мирских, материальных благ, к которым обычно стремятся люди. Только в данном случае речь идет о накоплении богатств иного рода - духовных ценностей. Когда же ученик сказал, что ему все-таки не совсем понятно, что же означает "стяжать духа святого и находиться в нем", то он увидел, что преподобный старец начал светиться.

Благодать божия проявилась в нем видимым образом. При этом сам Серафим Саровский уверил своего воспитанника, что и он сам в этот момент тоже светился, соответственно, находился в подобном состоянии.

Также святой старец указал на то, что Адаму, Еве и их ближайшим потомкам было гораздо лучше известно, что такое благодать, поскольку они еще не утратили способность видеть дела господа и его самого.

В дальнейшем человек стал все более подвержен греху, вследствие этого он разучился замечать всевышнего, чувствовать его волю и заботу о своих детях. До падения первых людей благодать всевышнего постоянно пребывала на них. После того как они вкусили плод запретного древа познания добра и зла, прародители стали подвержены грехам, соответственно дар божий не всегда мог быть с ними. Серафим Саровский также подчеркнул, что слова из Ветхого Завета о том, что бог создал Адама и вдохнул в него жизнь, следует понимать не таким образом, что первый человек появился на свет мертвым, а только потом Господь оживил его. Эта фраза означает, что он осенил свое творение благодатью.

После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они все равно сохраняли способность видеть и ощущать бога и его заботу о себе. То же самое происходило и с их детьми и ближайшими потомками. Даже после того как Каин убил своего брата Авеля, он все равно продолжал общаться с творцом. Так было не только с избранными людьми, но и со всем народом.

Это подтверждается, например, словами из Ветхого Завета о том, что, когда евреи шли по пустыне в Иерусалим, господь являлся им в виде столпа. Это значит, что в то время каждый человек мог видеть всевышнего. Позже такую способность сохранили только те, кто вел праведный образ жизни. Например, когда пророка Иова обвинили в том, что он безбожник, святой ответил на это, что не мог отступить от бога, поскольку чувствует его "дыхание в своих ноздрях". Но со временем становилось все меньше людей, которые не только знали теоретически, но и чувствовали и видели своими глазами, что такое благодать.

Как действуют дары творца

Что такое благодать? Это божья помощь, необходимая для правильной христианской жизни. Без такой поддержки всевышнего любое доброе дело не может называться таковым. Благодать господа бога необходима, поскольку она влияет на человека, изменяя и исправляя его испорченную духовную природу. Однако господь не может осуществлять это против воли людей.

Для того чтобы произволение отца небесного свершилось, требуется желание самого христианина. Таким образом, можно сказать, что жизнь по Евангелию может осуществляться только во взаимодействии бога и человека.

Такое сотрудничество в христианской литературе имеет название "синергия". Преподобный Силуан Афонский учил, что люди не способны даже получить знания о господе без действия в них божественной силы.

Чисто теоретические сведения о всевышнем и о законах его мало чем могут быть полезными для правильной жизни православного человека.

Христово воскресение

Евангелие учит тому, что Спаситель, явившись в мир и пострадав за всех людей, вернул им возможность получать особые дары через таинство причастия. Благодать Христа передается человеку вместе с хлебом и вином, которые он вкушает, предварительно исповедавшись и помолившись.

Богословы говорят, что готовиться к причастию необходимо с должным вниманием и покаянием. Важно помнить, что сам процесс исполнения этого таинства, совершенный без веры, не только не полезен для души, но может быть и вредным. По преданию, апостол Иуда, причастившись из рук самого Иисуса Христа, впустил в себя вместе с хлебом и вином дьявола. Также немаловажно соблюдать заповеди божии и жить по Евангелию и после выхода из храма. Поскольку благодать господня остается в человеке ровно столько, сколько он остается чистым душою.

Благодать – это одно из основополагающих понятий в богословии христиан. Под ним обычно подразумевают дар, посылаемых Богом человеку, который он дает только по своей милости. То есть этот дар не предполагает каких бы то ни было заслуг со стороны представителей рода людского.

Он предназначается для спасения душ и приближения ко Всевышнему. С помощью благодати изменяется человеческое сердце, что говорит о снисхождении к нему Бога. Поэтому она рассматривается как Божественное действие и одновременно его сила, указывающие на его милосердие и доброту. Рассмотрим понятие божественной благодати более подробно.

Библия о благодати

Что же сказано о благодати Господа в Священном Писании – в Новом и Ветхом Завете?

  • В Ветхом Завете часто встречается такое слово, как «хэн». Оно есть, например, в книге Бытия, у пророка Захарии, в притчах царя Соломона, в Екклесиасте. В синодальном переводе (переводе на русский язык XIX века, предназначенном для домашнего чтения) оно чаще всего звучит, как «благодать», а также «благоволение», «милость», иногда – «приятность», «приязнь», «благорасположение».
  • В Новом Завете имеется греческое слово «харис», которое переводится, как «награда», «благодеяние», «милость», «услуга». Его можно встретить в двух Евангелиях – от Луки и Иоанна, в Деяниях апостолов, а также в посланиях таких апостолов, как Иаков, Петр и Иоанн. В основном понятие святой благодати используется здесь, когда речь идет о прощении грехов для тех, кто верит в Иисуса Христа, или о содействии их духовной жизни. Реже оно обозначает какие-то конкретные дары, а также благословения.

В раннем христианстве

В записях, относящихся к периоду раннего христианства, сделанных «апостольскими мужами», христианская благодать рассматривается как особый дар, дающийся Всевышним человеку через Иисуса Христа. Этот дар представляет собой такую силу, благодаря которой люди могут двигаться по пути послушания и стремиться стать праведниками. В таком понимании великая благодать дарует человеку силы, с помощью которых он, обретя праведность, достигает спасения.

Так, апостолы, приводя слова царя Соломона о том, что Бог противится гордым, а смиренным дает благодать, призывают присоединиться к тем, которым она уже дана Богом. Стать смиренными, воздержанными, далекими от злоречия и клеветы, оправдывая себя не словами, а делами. А также они призывают укрепляться Божественной благодатью.

Спор Августина с Пелагием


В V веке учение о спасении грешников по благодати получило свое дальнейшее развитие благодаря спору между двумя богословами – Августином (епископом Гиппонским) и Пелагием (британским монахом). Первый из них настаивал: «Благодать – это единственное условие, необходимое для спасения души». Второй же выдвигал предположение о том, что достигнуть святости спасения возможно, воспользовавшись собственными силам, без помощи Бога.

Разногласия между оппонентами были связаны с тем, что Пелагий рассматривал первородный грех как случайный факт, не отразившийся на потомках Евы и Адама. Они, как считал монах, представляли собой таких же людей, каким Адам был до грехопадения. Августин же доказывал, что после первородного греха человек пал, а природа его изменилась так сильно, что без помощи Бога обрести спасение он не может.

Учение Кассиана

Во время проведения Арелатского собора был одобрен трактат, посвященный смиренной благодати и свободе человеческой воли, написанный преподобным Иоанном Кассианом, что послужило временным разрешением спора между Пелагием и Августином в духе синергии. То есть принималось положение о том, что в деле спасения души необходимо приложение совместных усилий – как со стороны Бога, так и со стороны человека. При этом созидательная роль принадлежит обеим сторонам, но Господ создает обновленного человека, а свободная воля создает только необходимые условия.

Учение, созданное Кассианом, о совместных действиях Всевышнего и человека в деле спасения души, стало учением общецерковным. Но ненадолго. После того как умер Кассиан, представители Римской поместной церкви встали на сторону Августина. Но при этом они признавали некоторое участие в деле спасения и человека. Таким образом, произошло отступление от принципа синергизма, что было подтверждено на одном из соборов в начале VI века.

Концепции благодати в православии

Представления о духовной благодати, о ее природе и действии в разных конфессиях христианства отличаются друг от друга. Это в значительной мере является водоразделом между протестантизмом и церквами, а также внутри самого протестантского вероисповедания – между арминианством, лютеранством и кальвинизмом. Рассмотрим каждое из них в отдельности, начиная с православия.

Согласно православному учению, благодать – это нематериальная божественная сила или божественное действие, являющие собой Бога человеку падшему. Когда такой человек получает ее, он преодолевает греховное начало внутри себя с ее помощью. При этом он спасает свою душу и достигает состояния обожения, то есть приближения к Богу.

С понятием благодати неразрывно связано почитание ангелов, а также святых, так как почитается именно такая благодать, какая обитает в них и действует. Восприятие благодати в качестве действующей Божественной силы, направленной на освящение и спасение, восходит к словам, содержащимся в Новом Завете. Например, таким как: «Вы примете его силу, когда Дух Святой сойдет на вас».

«Слово» митрополита Илариона


У митрополита Киевского и Всея Руси Иллариона, жившего во времена Ярослава Мудрого, есть произведение «О законе и благодати», где он противопоставляет два этих понятия. Он говорит, что закон не является истиной, хотя он и готовит к ее принятию. Закон оправдывает племя Авраамово, а благодать спасла все народы, открывая перед ними «пакибытие» - новое бытие.

Это противопоставление понимается исследователями следующим образом. В слове о благодати Илларион, по сути, противопоставляет Ветхий и Новый Завет, называя первый законом, а второй благодатью.

Тем самым он говорит о равноправии народов, споря со средневековыми теориями, проповедующими богоизбранничество лишь какого-то одного народа, империи или церкви. Он указывает, что, дав людям Евангелие и крещение, Бог спас все народы, а также прославляет народ русский.

Таким образом, Иларион рассматривает изучаемое нами понятие как благодать Иисуса, посланного Богом Отцом для спасения рода человеческого.

Учение исихазма


Византийский богослов и мистик XIV века Григорий Палама в своем учении исихазма раскрыл сущность благодати. Исихазм (в переводе с древнегреческого – «уединение, спокойствие») – это мистическое мировоззрение в христианстве, составляющее основу аскетизма в православии.

Оно имеет вид полемики с монахом Варлаамом Калабрийским о Фаворском свете. Согласно Евангельским текстам, в момент преображения Иисуса на горе Фавор, он преобразился перед своими спутниками, лицо его просияло подобно солнцу, а одежды стали белыми, как свет.

Сторонники исихазма считали, что, молясь, они приходят к непосредственному общению с Богом, когда человек видит Божественный свет и чувствует благодать в душе. Этот свет является визуальным выражением силы Бога, или Божественной энергии, его действием в тварном мире, то есть мире им сотворенном, материальном. В то время как сам этот свет является нетварным.

Рассуждения Варлаама

Что же касается Варлаама и его сторонников, то они считали, что созерцание Бога – не православное дело, и высмеивал позу исихастов, в которой они молились – сидя, наклонившись вперед. Он признавал, что свет, воссиявший на Фаворе, был создан для просвещения апостолов, а затем бесследно исчез.

Варлаам рассуждал, что все, что видимо, является созданным, а раз свет на Фаворе был видимым, значит, и он был создан. Отсюда следует, что созерцание, о котором говорят исихасты, – ложно, никакого реального общения ни со Всевышним, ни с его энергиями быть не может.

Утверждение учения

Однако Константинопольский православный собор утвердил учение исихастов. Более сжато оно было изложено монахом Андроником, вот суть его тезисов.

  1. Фаворский свет не является ни сущностью Бога, ни его творением, он – энергия сущности.
  2. Энергия сущности неотделима от нее, но и не сливается с нею полностью.
  3. Энергия сущности не является материальной.
  4. Она не вносит разделения в сущность и не усложняет ее.
  5. Наименование «Божество» имеет отношение не только к сущности Бога, но также и к энергии. То есть энергия принадлежит самому Богу.
  6. Человек не может принимать участия в сущности Бога, но может участвовать в его энергии.

Из тезиса о том, что человек может соучаствовать в энергии Бога, следует понятие синергии – взаимодействия Божества и человека в деле спасения последнего.

Христианское богословие и благодать

В богословии благодать – это термин, тесно связанный с такими понятиями, как покаяние, спасение души, таинства, почитание святынь, церковная иерархия. Благодать является ключевым понятием сотериологии христиан (науки о спасении). В ней выделяются разные действия, или виды благодати:

  • Предшествующая, или приготовляющая. Она создает расположение человека к покаянию, пробуждая в нем сознание того, что ему необходима божественная помощь для спасения.
  • Особая, или действующая. Возбуждает веру в Христа и любовь к нему, вводит с ним в общение. В связи с этим и посредством усвоения себе заслуг Иисуса человеку прощаются его грехи, ему даются силы к добру, и он возрождается.
  • Содействующая. Считается, что и в возрожденном человеке еще присутствует Адам с присущими ему греховными похотями, поэтому для последующего преуспевания в жизни святой необходимо содействие Бога и его помощь. Ее он и получает посредством содействующей благодати.

Католический взгляд


Согласно понятиям католической церкви, благодать – это даваемая Богом милость, его безвозмездная помощь, оказываемая людям для того, чтобы они ответили на его зов. Чтобы они стали его чадами, усыновленными детьми, «причастниками» его естества и вечной жизни.

Передавая благодать Христову, Господь отдает людям свою жизнь, вливая ее через Духа Святого им в душу, для избавления ее от греха. Она дается и при крещении, освящая и обожествляя верующих. Католики делят благодать на два вида:

  • Постоянную – когда имеется постоянное расположение к жизни и действиям по зову Бога.
  • Воздействующую, или актуальную, - когда вмешательство Бога осуществляется у истоков обращения или же в процессе освящения.

Как и в православной, в католической церкви считается, что благодать нисходит на человека посредством его участия в церковных таинствах или же проявляется в духовных дарах.

Такие дары дают получившим их возможность содействовать спасению других людей и возрастанию церкви как Тела Христова. Это, например, так называемые харизмы (по-гречески – благодеяние, безвозмездный дар) – дар творить чудеса, исцелять, пророчествовать, обладать даром убеждения. Все они служат любви, созидаемой церковью.

Понимание в протестантизме

Протестантские богословы рассматривают благодать как Божий дар, незаслуженную людьми милость, любовь, доброту, а также действие Бога, направленное на человека.

В большинстве своем протестанты соглашаются с основной идеей Августина об укоренившийся порочности человека в результате грехопадения. А также они согласны с ним в том, что человек не способен обрести спасение только лишь собственными силами.

Его они получают в качестве дара от Бога, который они не заслужили – по благодати, посредством своей веры. При этом сама вера воспринимается как дар Бога для спасения.

Нужно подчеркнуть, что в протестантизме считается, что благодать передается человеку от Бога непосредственно, без участия церкви и священников.

В протестантизме существует три основных концепции действия благодати: лютеранская, арминианская и кальвинистская. В этих трех направлениях имеется ряд дискуссионных вопросов, которые связаны:

  • с возможностью потери благодати и утраты спасения;
  • с преодолимостью или непреодолимостью действия благодати;
  • с вопросами избранности и предопределения (все ли люди получают благодать);
  • с соотношением благодати и человеческих действий (проявления веры).

О благах земных и небесных


Иногда люди, которые обращаются с горячими молитвами к Богу, считают, что получают от него благодать. Например, после молитв выздоровел родственник, родился долгожданный ребенок, человек получил хорошую работу. Можно ли в таком случае говорить о снисхождении благодати Божьей? Да, если только речь идет о земной благодати.

Но значит ли это, что приобретена и небесная благодать, за которой следует спасение? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем пример из Евангелия от Луки. Когда 10 прокаженных попросили Иисуса Христа об исцелении, он проявил свою милость к страдальцам и сделал это, послав им свою благодать.

Но из этой же самой истории нам становится известно, что только один из всех излечившихся от проказы обрел спасение. Тот, который пал ниц к ногам Иисуса и с благодарностью посвятил ему жизнь.

Из этой притчи следует вывод о том, что далеко не всем людям, которые соприкоснулись с Божьей благодатью, послано спасение. Не каждый, кто получил ответ на молитвенное обращение, войдет в небеса.

Отличие от счастья

Нередко люди задаются вопросом, чем отличаются счастье и благодать? При этом некоторые из них считают, что это одно и то же. Однако между двумя этими понятиями имеется весьма существенная разница. Подробно разобрав вопрос о благодати, обратимся к понятию счастья.

Этот феномен человеческой жизни изучается во многих областях знаний, например, в философии, психологии, социологии и религии. Рассмотрим его в общем понимании. Согласно словарному определению, счастье, это:

  1. Присущее человеческой психике состояние, выражающееся в высшей удовлетворенности жизненными обстоятельствами, чувстве глубокой радости и довольства. А также проявление этого чувства вовне.
  2. Сопутствующая человеку удача, получаемое им какое-либо благо.

Среди синонимов, приводимых к слову «счастье», находятся такие как успех, блаженство, благополучие, благодать. Как видим, здесь счастье соотносится с благодатью.

В чем состоит парадокс?

Если задаться вопросом о том, что же может приносить удовлетворение современному человеку, то ответ будет неоднозначным. Окружающий нас мир материален и любой человек, даже самый непритязательный, испытывает материальные потребности, которые могут приносить ему счастье, будучи удовлетворенными.

Например, когда человек, получив прекрасное образование, занимается любимым делом, развивает свой бизнес, получает большие деньги, ему легче завести благополучную семью и иметь здоровых детей, обладать множеством удобств, таких как комфортабельное жилище и престижный автомобиль. И очень возможно, что он будет счастлив. Ведь он будет испытывать удовлетворение своей жизнью и успехами.

Но парадокс заключается в том, что весь этот набор благ не является гарантией счастья. Счастливым человек может быть, например, имея дружную семью, пусть и не очень богатую. Следовательно, счастье – это понятие индивидуальное и, как правило, связанное с удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей.

Счастье бывает разным

Очень необычным может быть счастье человека, который прочно связал свою жизнь с Богом. Профессор Московской духовной академии богослов Осипов А. И. считает, что счастье отнюдь не зависит от степени обеспеченности человека материальными благами. В подтверждение своих слов он приводит два случая.

Один из них произошел с последним из насельников Оптинского монастыря Никоном, которого арестовали в 1929 году. Он был обрит, острижен, с него сняли монашескую одежду и посадили в камеру вместе с уголовниками, где он заразился туберкулезом.

Иногда ему удавалось передавать на волю письма. В одном из них есть удивительные строки о том, что счастью Никона нет предела, он в конце концов познал смысл библейского выражения «Царство Божие внутри нас».

Второй случай относится к жизни великомученика Евстратия, который жил в III веке. Когда с него снимали кожу, лицо его озарилось необыкновенным светом, и он внезапно воскликнул: «Мучение – это радость рабам Божиим». Его мучители были так потрясены, что часть из них бросила орудия казни, сказав: «Я христианин!» За это им отрубили головы.

В заключение А. И. Осипов отмечает, что христианство может дать человеку истинное счастье. Таким образом, можно сделать вывод о том, что счастье и благодать – понятия не идентичные. Однако для людей, посвятивших свою жизнь служению Богу, они могут быть очень близкими, так как они испытывают чувство счастья от приближения к Божественной сущности.

«Благодать», так часто говорят люди, попадая в лес, наслаждаясь теплым морем или гуляя по цветочному полю. Даже когда пробуя вкусную еду, фрукты, любимые ягоды, люди испытывают блаженство.

Это все относится к душе и телесным удовольствиям, а что такое благодать Божья в христианстве? Кому это доступно, и почему апостолы говорят о даре Божьем?

Что такое Божья благодать

Греки под добровольным незаслуженным покровительством принимали карис, харизму, апостолы позаимствовали это слово для обозначения дара от Творца, выражая им незаслуженную милость от Господа. Карис нельзя заслужить своими хорошими делами, это Божий подарок, дарованный христианам по великой милости Творца.

Если глубоко вдуматься, то проявление Господнего присутствия в жизни христиан, допуск до Таинств, защита и покровительство Всевышнего и есть тот благодатный подарок, для принятия которого надо так мало и так невероятно много, нужна вера.

Божья благодать представляет собой некую неуловимую силу, которую Всевышний направляет на христианина

Многие люди, не понимая самой сути благодати Бога, стараются всю жизнь работать, пытаясь заработать то, что уже им дано, но не умеют взять великое обетование по своему неверию или незнанию.

Апостол Павел в послании Римлянам 11:6 говорит о том, благодать не будет харизмой, если она дарована по делам. Каждый христианин, не понимающий великой милости Творца, пытается делами заработать право вечной жизни, хотя это дано Богом от самого начала бесплатно, безвозмездно!

Иисус сказал, что Он есть путь, истина и жизнь (Иоан. 14:6), и принимающий это автоматически, принимает подарок спасение, ибо это есть дар. Что надо для получения подарка? Ничего, кроме признания Того, Кто этот дар дает. В послании Ефесянам 2:8-9 Павел разъясняет, что достаточно только веры, чтобы получить благодать даром, ибо, если бы мы могли это заработать или заслужить, тогда наградой могли бы хвалиться, а так получили дар.

Благодатное прикосновение Господнее можно сравнить с невидимой силой, направляемой Творцом на христианина. Дьявол расставил повсеместно свои силки страха, неверия, неуверенности, пороков, а Господь накрывает верующих своей защитой, покровом безопасности, силой противостоять греху. Когда сторонники истинного вероисповедания попадают в жизненные проблемы, они ощущают харизму присутствия Творца и Спасителя через веяние Святого Духа, в их души приходит мир и покой.

Важно! Христианин, принимающий благой дар от Господа, наполняется Его силой, но при этом остается человеком, наполненным благодатью, но не Богом.

Сила благодати

Каждый верующий может проверить, есть на нем сила харизмы, проанализировав свою жизнь, поведение, отношение с другими людьми по плодам.

Если у человека нет веры и благодатного дара, он будет постоянно пребывать в стрессе и нервозности, а значит, в этом случае открыта дверь болезням и семейным неурядицам. Идти одному против ураганного ветра нынешнего мира невозможно, но все меняется, когда тебя за руку берет Спаситель.

Только Господь способен наполнить душу верующего своей милостью

Иисус никогда не сделает это насильно, каждый человек должен позволить Богу касаться его души, наполняя ее миром, любовью, прощением и терпением, это также плоды.

Когда христианин наполнен харизмой, он оставляет грехи, ибо около святого Учителя невозможно оставаться грязным, Его чистота вливается в доверчивую, открытую христианскую душу.

У человека, наполненного благодатным даром, не возникает вопросов по поводу курения, обмана, гнева, гражданского брака, аборта и чего-то нечистого, совесть проведет покрытого Божьего любовью христианина мимо всего этого к познанию воли Господа.

Безусловно, любой человек может упасть, впасть в искушение, но христианина, познавшего благодатное прикосновение Творца, будет мучить совесть, ощущение прикосновения к грязи. Он пойдет на исповедь, покается, примет причастие и будет дальше идти по дороге чистоты под покровом благодатной силы Всевышнего.

Важно! Одним из благодатных плодов является нежность, которая никогда не опустится до осуждения и превозношения, ибо понимает, что вся чистота дарована Творцом.

На кого сходит Божья благодать

В послании Римлянам, глава 3, апостол Павел подчеркивает, что перед Всевышним нет таковых, на ком нет греха. Все грешат, и ни на ком нет славы Божьей, но великий Отец так возлюбил людей, что послал Своего Сына, чтобы каждый верующий в Него был искуплен по благодати, даром!

Для получения великого подарка нужно исполнить одно условие, стать дитем Господним, иметь веру во Христа. Тогда перестает действовать закон, для соблюдения которого надо было прилагать усилия, вступает в силу харизма, дарующая спасение и жизнь вечную даром.

Благодать Божия — действие, направленное на спасение человека

Соблюдая все заповеди закона, проводя дни в постах и молитвах, без веры в спасительную Кровь Христа невозможно стать праведником перед Творцом.

Христиане живут праведной жизнью перед Господом, ибо Иисус есть ориентиром, путеводителем через Духа Святого, Его присутствие в жизни праведников - дар. Источник нашего спасения - Творец, Всевышний Господь, и в нем нет человеческой заслуги, это дарование с Небес.

Что происходит, когда на человека сходит Божественная энергия и Дух Святой

При сближении с Творцом, посредством Его касания сердца, души, духа христианина, тот наполняется совершенством в человеческом понимании. У человека меняются жизненные ценности, характер, восприятие неприятности и реакция на проявление агрессии и несправедливости.

Чем ближе верующий человек ощущает себя к Божьему престолу, тем ярче в нем горит Господний огонь, тем светлее мысли, в этом спасительном процессе происходит преобразование единения человека с Творцом. Стяжание благодатного дара может осуществляться в присутствии икон или святых мощей, но при этом акцент делается не на самом предмете, а на вере, которой наполнен человек, в зависимости от внутреннего состояния зависит сила Божьего помазания.

Важно! Присутствие икон или мощей помогает молитвеннику настроиться на Божье присутствие, сосредоточившись на видимом образе. При схождении Господней харизмы в жизни христианина все меняется, молитва вызывает умиление и прилив сил, присутствие в сердце Бога заряжает энергией любви.

Многие верующие часто задают вопрос о том, что если мы под благодатью, тогда нам не надо выполнять закон и 10 заповедей. Ответ однозначный, находясь под Божьей харизмой, тебе и в голову не придет нарушить хотя бы одну из заповедей, чтобы не огорчить Творца, Сына и Святого Духа.

О Заповедях Божиих:

Иисус - единственный путь к получению благодати

Христиане, старающиеся угодить Богу своей самоправедностью, без признания спасающей силы Крови Христа, потерпят крах.

Когда человек уверует в Спасителя, он наполняется праведностью, искуплением и святостью

В Первом послании Коринфянам 1:30 сказано, что христиане принадлежат Богу только по одной причине, они пребывают всей своей жизнью во Христе. При этом не имеет значения ни достижения, способности или достоинства, главное:

  • благодать;
  • любовь;
  • великодушие.

Как я могу хвалиться великим даром, если в этом нет моей заслуги, хвалимся Господом, Его милостью и благодатью даровать мир и покой в сердца, уверенность в завтрашнем дне и вечном присутствии Духа Святого в христианской жизни.

Важно! Все добрые дела не во имя Христова и не по Его любви не приведут к спасению души, если нет веры.

Когда Бог дарует Свою харизму? В тот момент, когда человек уверует в Спасителя, он одевается в праведность, искупление и святость.

Бог не говорит нам молиться, поститься, заниматься добродетельностью для того, чтобы обрести спасение. Наоборот, когда приходит вера в Иисуса Христа, как в Спасителя, тогда в сердца Богом по благодати поселяется любовь, желание молиться, поститься и творить добрые дела, чтобы быть ближе к Творцу, Иисусу, Духу Святому, ибо только так можно испытывать настоящее блаженство.

Важно! Чистое сердце, наполненное добротой, умение прощать и терпеть, это не наши добрые дела, а плоды отношения с Ним, и вся благодарность не человеку, а Богу, ибо это Его заслуга.

Что такое благодать Божия? Протоиерей Головин Владимир