Венчание на царство бориса годунова произошло. Венчание на царство. Венчание на царство Бориса Годунова

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

7 мая в связи с репетицией Парада Победы проход к кассовому павильону Музеев Московского Кремля в Александровском саду осуществляется только из станции метро "Библиотека им. Ленина" по подземному пешеходному переходу. Парковка автомобилей невозможна.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

7 мая в связи с репетицией Парада Победы проход к кассовому павильону Музеев Московского Кремля в Александровском саду осуществляется только из станции метро "Библиотека им. Ленина" по подземному пешеходному переходу. Парковка автомобилей невозможна.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Венчание Годунова на царство

Возведение нового государя на царский престол было назначено на 1 сентября. Именно в этот день в то время начинался новый год. В поздних источниках, правда, встречались другие даты: 2 или 3 сентября.

По устоявшемуся обычаю церемонию проводили в Успенском соборе. Осуществлял ее патриарх Иов. В Чине венчания впервые было записано, кто из представителей знати принимал в ней активное участие. Некоторым из них было поручено нести царские регалии в собор, другие держали их во время литургии. Так, было зафиксировано, что шапку Мономаха (царский венец) держал князь и боярин Ф. И. Мстиславский, скипетр (символ царской власти) держал боярин Д. И. Годунов, яблоко (державу) - боярин С. В. Годунов. При выходе из собора царя обсыпал золотыми монетами царевич Федор.

Затем в Грановитой палате состоялся грандиозный пир, на который были приглашены не только представители знати, но и простолюдины, члены гостиных сотен, купцы, городские старосты и рядовые москвичи. Такие пиршества продолжались 10 дней. При этом для народа на Соборную площадь выкатывали бочки с пивом и медом, ставили столы с всевозможными угощениями. Кроме того, по всей стране было объявлено, что население на год освобождается от уплаты налогов, а государственные служащие получают тройной оклад. Все заключенные были выпущены на волю, получили свободу и пленники, которым было предложено либо остаться в России и получить ссуду на постройку дома и открытие своего дела, либо вернуться на родину. При этом царь Борис дал клятву 5 лет никого не казнить за преступления.

Во время пиров щедро раздавались чины. Конюшим был объявлен боярин Д. И. Годунов, дядя царя. Боярство получили князь М. П. Катырев-Ростовский, А. Н. Романов, князь A. B. Трубецкой, князь Б. К. Черкасский, князь Ф. А. Ноготков. Окольничество было сказано М. Н. Романову, Б. Я. Вельскому, князю В. Д. Хилкову, М. М. Салтыкову, Н. В. Годунову, С. Н. Годунову, С. С. Годунову (сын боярина С. В. Годунова), Ф. А. Бутурлину. Кравчим был назначен И. И. Годунов (сын боярина И. В. Годунова), чашником - П. Ф. Басманов, ясельничим - М. И. Татищев.

Все эти назначения говорят о том, что Б. Ф. Годунов стремился угодить всем: и знатным Рюриковичам, и кровным родственникам царя Федора Романовым, и своим родичам.

Всеобщее веселье омрачила лишь болезнь и смерть дворецкого Г. В. Годунова. Вместо него был назначен С. В. Годунов. В итоге ключевые позиции в правительстве остались в руках Годуновых, но они уже были не так молоды и энергичны, как при царе Федоре Ивановиче. Самому Борису было уже 47 лет (он родился в октябре 1552 г.), и в то время это считалось более чем зрелым возрастом.

После окончательного утверждения Б. Ф. Годунова на престоле была составлена новая Утвержденная грамота, которую подписали все члены царского двора. В ней заслуги нового государя были расписаны со всеми подробностями: победил крымского хана, разгромил шведского короля, установил мир и дружбу с турецким султаном и крымским ханом, устроил «все великие государства Российскаго царствия тихи и немятежны… Бедные вдовы и сироты в милостивом покровении и в крепком заступлении, всем повинным пощада и неоскудные реки милосердия». Один экземпляр этой грамоты положили на хранение в государственную казну, второй - в гробницу митрополита Петра в Успенском соборе. Царь Борис надеялся, что этот документ остановит подданных от измены в будущем. Но он просчитался. По приказу самозванца Лжедмитрия I оба экземпляра грамоты уничтожили. До нас дошло лишь несколько ветхих копий.

Таким образом, все документальные источники говорят о том, что Б. Ф. Годунов получил царскую корону совершенно законным путем. Сначала он был избран государем на представительном Земском соборе. Потом духовенство и подданные с помощью наиболее почитаемых икон совершили обряд умоления его на царство. Затем царица Ирина Федоровна, обладавшая по завещанию мужа легитимной властью, благословила его на престол, и, наконец, в монастырском и Успенском соборах патриарх Иов благословил его с использованием одной из царских регалий - животворящего креста.

Однако позднее современники оценили воцарение Бориса по-разному. Неизвестный автор «Истории в память сущим», использованной Авраамием Палицыным в качестве предисловия к своему «Сказанию о Троицкой осаде», писал об этом следующее:

«Благочестивому и храброму во царех великому князю Ивану Васильевичу… восприиимник бысть сын юнейший Федор Иванович. И той убо не радя о земном царьствии мимоходящем, но всегда ища непременяемого, его же и видя око зрящее от превыщниих небес, дает по того изволению немятежно земли Росийстей пребывание. В славе же его вознесся брат царицы его Ирины, якоже Иосиф во Египте… Но аще и разумен бе в царских правлениих, но писания Божественнаго не навык и того ради в братолюбствии блазен бываше». (Сказание Авраамия Палицына. М., Л., 1955. С. 250–251.)

Можно заметить, что версия «Истории» возвышения Б. Ф. Годунова при царе Федоре аналогична «Повести о честном житии царя Федора». Это подразумевает использование в ней сочинения Иова. Различие лишь в том, что анонимный автор почему-то представил Федора Ивановича «юнейшим», хотя тому было на момент воцарения 27 лет. Видимо, так он пытался объяснить, почему царь Федор не правил сам.

«…царю святому Феодору, пременившу земное царьство на небесное, от многих же правление держащих в России промышляется бытии царем вышеупомянутый Борис. Он же, или хотя, или не хотя, но вскоре на се не подадеся, и отрицаяся много, и достойных на се избирати повелевая; сам же отшед в великую лавру матери Слова Божия… и ту сестре си царице Ирине… служаше; от народного же множества по вся дни принужаем бываше к восприятию царствия и молим от многих слез, но никакоже преклонящеся… Вси церковницы, повелением патриаршим, со всем освященным собором приемлют убо икону матери всех Бога… приписан сыи Лукою апостолом. Той убо и инии прочии святыи иконы и мощи нешеносцы износими бываше от места… Сим же образом тленна человека увещеваху… Той образ Пречистыя Богоматере не изношаху никому же на умоление, разве к чюдотворным иконам и… святым… мощем на сретение… Достойно убо бяше самому тому приити Борису в дом Матери всех Бога и от тоя пречистаго образа милости просити… Двигнут бысть той образ нелепо, двигнута же и Росия бысть нелепо.

Венчеваему же бывшу Борису рукою святейшего отца Иева… не вемы, что ради, - испусти сицев глагол, зело высок и богомерзостен: «Се, отче… Бог свидетель сему. Никто же убо будет в моем царьствии нищ или беден». И треся верх срачицы на собе, глаголя: «И сию последнюю разделю со всеми». (Сказание Авраамия Палицына. С. 251–252.)

Как видим, современник осудил обряд умоления Б. Ф. Годунова иконой Владимирской Богоматери. Не понравились ему и слова нового царя, произнесенные во время обряда венчания на царство. Но в целом он не обвинил Бориса в узурпации власти и подробно описал народные шествия к нему с просьбой сесть на царский престол.

Совсем по-иному представлено это событие в «Сказании о Гришке Отрепьеве», «Повести како» и связанном с ними «Ином сказании». Например, в «Сказании» писалось так: «И при державе государя царя и великако князя Федора Ивановича… был на Московском государстве властелин царев шурин Борис Годунов с родом своим и нача умышляти злыми своими помыслы и лукавыми обычаи на царский род и на великих Российских боляр, подъискивая государства Российскаго, как бы Российского великого государства царьский род извести и великих бояр и самому бы в Российском государстве воцаритися и царьствовати». Для исполнения своих преступных замыслов он сначала сослал в Углич царевича Дмитрия, а всех его родственников отправил в темницы, где их «горкою смертию и голодною помориша». Затем с дьяками Щелкаловыми оболгал князя боярина И. Ф. Мстиславского и сослал его в Кириллов монастырь в заточение. Потом составил «изменные слова» на князей Шуйских и разослал их по темницам. Наконец, Борис нашел наемных убийц, «зверообразного злодея Михаила Бетяговского с товарищи», которые по его приказу убили царевича Дмитрия.

После смерти царя Федора Ивановича «начат Борис Годунов возвышатися и укреплятися на Российское государство и приводити к себе всяких вельмож, и иных милостию и дарами, и ласкою, и обещанми великими, а иных гневами и свирепством, и розсылками, и лютым лукавым умыслом. И потом тако восприемлет скипетр Росиискаго государства, и поставлен бысть царем».

(Русская историческая библиотека. Т. 13. СПб. 1909. Стб. 714–718.)

Содержание многих сочинений о Смутном времени показывает, что их авторы не стремились к исторической правде. Они выполняли политический заказ очередного претендента на престол. При этом для всех Б. Ф. Годунов являлся самым главным злодеем и преступником. Объяснить это можно лишь тем, что он первым осмелился нарушить устоявшийся порядок престолонаследия и надел царскую корону не имея на нее прав. Добиться успеха ему помогли лишь шоковое состояние русского общества после безвременной кончины Федора Ивановича и ловкая агитация патриарха Иова. Другие претенденты на власть осознали это позднее и возненавидели обошедшего их Бориса.

Из книги Тайны дома Романовых автора

автора

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Над Москвой плыл колокольный звон. Звонили во всех кремлевских соборах - у Спаса на Смоленской площади, у Николы Чудотворца у Каменного моста через Москву-реку. Им вторили окраинные церкви и монастыри - Новинский, Симонов, Андроньев и другие. В

Из книги Россия времени Ивана Грозного автора Зимин Александр Александрович

Венчание на царство 1 Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). СПб., 1904, т. XIII, с.

Из книги Царь грозной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

17. ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Боярское правление избаловало знать. Она своевольничала, приказы выполняла кое-как. Вокруг великого князя шли склоки и интриги за влияние на него. А на местах по-прежнему творились злоупотребления, кормления рассматривались именно как сытная

Из книги Последний император автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Венчание на царство Царь Михаил Федорович не отличался отменным здоровьем. Он часто жаловался на «телесную скорбь» и особенно на боль в ногах, отчего во время поездок царя «в возок и из возка в кресле» носили. Позднее «скорбели ножками» и телесной слабостью сыновья царя

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Время Ивана Грозного. XVI в. автора Коллектив авторов

Венчание на царство 16 января 1547 года состоялась церемония венчания на царство Ивана IV. Принятие царского титула, безусловно, было очень важным шагом и для самого Ивана, и для страны. На Руси царями именовали императоров Византии да ханов Золотой Орды. А теперь появлялся и

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Венчание на царство Церемониал являлся стержнем и основанием придворной культуры. Основополагающим церемониалом русского государства, экстраординарным событием в повседневной жизни царского двора, знаменовавшим вступление монарха в свой «государев чин», было

автора

Венчание Годунова на царство Возведение нового государя на царский престол было назначено на 1 сентября. Именно в этот день в то время начинался новый год. В поздних источниках, правда, встречались другие даты: 2 или 3 сентября.По устоявшемуся обычаю церемонию проводили в

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание на царство Лжедмитрий находился в Туле до конца мая и оттуда рассылал по всей стране грамоты о своих победах. В них он уверял русских людей в том, что является истинным сыном Ивана Грозного. Однако не во всех городах его гонцов встречали с радостью. Бывали случаи,

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Венчание на царство В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана - Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г. Контрольный тест №3

по теме: «Россия в XVII веке»

«Смутное время»

1. Венчание на царство Бориса Федоровича Годунова произошло?

2. Восстание хлопка вспыхнуло:

а) в Юго-западных уездах страны;

б) на севере страны;

в) на Урале и Сибири.

3. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:

а) Гаврила Принцип;

б) Григорий Отрепьев;

в) Василий Шуйский.

4. Народ принимает Лжедмитрия II, потому что:

а) мечтали о новых землях;

б) хотели поменять религию;

в) надеялись на «доброго царя».

5. Первое ополчение возглавил?

а) Д.Т. Трубецкой;

б) П. Ляпунов;

в) И.М. Зарецкий.

6. Смоленск находился в осаде в период интервенции в течении?

а) 20-ти месяцев;

б) 15-ти месяцев;

в) 7-и месяцев.

7. Временное правительство в период смуты называлось?

а) «Союз крестьян и дворян»;

б) «Казачий совет»;

в) «Совет всея земли».

8. В конце октября 1612 года интервенты:

а) капитулировали;

б) одержали победу;

в) бежали в свою страну за помощью.

9. Смутное время сильно ослабило Россию, и …

а) дало возможность захватить русскую землю Речью Посполитой;

б) показало силу русского народа;

в) еще надолго сохранилось безвластие.

10. Первым царем династии Романовых был?

а) Алексей Михайлович;

б) Михаил Федорович;

в) Дмитрий Иванович.

11. В XVII веке бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, входили:

а) В тайный совет;

б) В совет оппозиции;

в) В Боярскую Думу.

12. Шляхта – это:

а) Шведские дворяне;

б) Русские наемные солдаты;

в) Польские дворяне.

13. Земские соборы при Михаиле Федоровиче рассматривали вопросы…

а) войны и мира, сборов экстренных налогов и отношений с соседними странами;

б) законодательства и Конституции;

в) налогообложения с крестьян и помещиков.

14. Основная территориальная единица в XVII в.:

а) волость;

в) губерния.

15. Соборное уложение 1649 г. стояло на защите:

а) ремесленников и крестьян;

б) купцов и помещиков;

в) интересов самодержавной монархии и верхов общества.

16. С 1630 года в русской армии началось создание:

а) полков нового строя;

б) стрелецких полков;

в) пищальных полков.

17. Филарет был Михаилу Федоровичу:

а) старшим братом;

18. Церковный раскол связан с именем патриарха:

а) Филарета;

б) Гармогена;

в) Никона.

19. Соловецкое восстание в XVII веке было связано:

а) с голодом;

б) с интервенцией;

в) с церковной реформой.

20. Во главе церковной реформы XVII века стоял:

а) Патриарх Никон;

б) Протопоп Аввакум;

в) Царь Алексей Михайлович.

21. Складывание всероссийского рынка происходит:

22. Бессрочный сыск беглых крестьян узаконен:

а) Соборным уложением 1649 г.;

б) Специальным указом 1581 г.;

в) Судебником 1550 г.

23. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате:

а) Широких родственных связей;

б) своей родовитости;

в) избрания на Земском Соборе.

24. Представитель дома Романовых, ставший патриархом:

а) Алексей;

в) Гермоген.

25. Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум:

а) Поднял восстание верующих;

б) Был заживо сожжен в 1681 г.;

в) Стал патриархом в 1666 г.

26. «Соляной бунт» произошел в:

27. «Соляной бунт» начался в результате:

а) Запрета продажи соли на местных рынках;

б) Вывода большого количества соли за границу;

в) Огромного налога на соль.

28. «Медный бунт» произошел в:

29. Участниками «медного бунта» являлись:

а) дворяне и помещики;

б) крестьяне и нищие;

в) посадские люди и стрельцы.

30. Результатам «медного бунта» было:

а) отмена медных денег;

б) увеличение налога на соль;

в) отмена налога на землю.

31. Русским пиратам можно назвать:

а) Ивана Болотникова;

б) Сергея Кривого;

в) Степана Разина.

32. Земский собор решил начать войну с Польшей за Смоленск в:

33. В результате Смоленской войны:

а) Польше возвращались все города и земли, захваченные в ходе войны русскими;

б) Россия присоединила к своим территориям новые земли;

в) И Польша, и Россия остались при своих территориях.

34. Движение против иноземцев на Украине возглавил:

а) Богдан Хмельницкий;

б) Юрий Хмельницкий;

в) граф Шереметев.

35. Гетман – это

а) управляющий уездом;

б) главнокомандующий вооруженными силами польско-литовского государства;

в) выборный предводитель войны в Запорожье.

36. В 1676 г. турецко-татарская армия вторглась в Малороссию с целью:

а) захватить Киев и Чигирин и посадить в нем своего ставленника;

б) Возвратить утерянные земли Польше;

в) Начать войну с Китаем.

37. Россия заключила с Крымом Бахчисарайский договор в:

38. Городки в Сибири называются 1:

а) зимовья;

б) слободы;

в) остроги.

39. Пролив между Азией и Америкой был открыт:

а) В. Атласовым;

б) С. Дежневым;

в) Ф. Поповым.

40. Для управления Сибирью в 1637 г. был создан:

а) Сибирский приказ;

б) Посольский приказ;

в) Приказ Казанского дворца.

Эталон ответов:

1-б; 2-а; 3-б; 4-в; 5-б; 6-а; 7-в; 8-а; 9-б; 10-б; 11-в; 12-в; 13-а; 14-б; 15-в; 16-а; 17-б; 18-в; 19-в; 20-а; 21-б; 22-а; 23-в; 24-б; 25-б; 26-а; 27-в; 28-б; 29-в; 30-а; 31-в; 32-б; 33-а; 34-а; 35-б; 36-а; 37-в; 38-в; 39-б; 40-а.

Критерии оценок:

«5» - 35-41 правильных ответов;

«4» - 28-34 правильных ответов;

«3» - 20-27 правильных ответов;

«2» - менее 20 правильных ответов.

IV. Венчание Бориса на царство

Соборная площадь в Кремле, залитая ярким утренним солнцем. Прямо перед зрителем Успенский собор, справа Грановитая палата, слева Архангельский собор. Сверкают на солнце золотые купола, ослепительно белеют стены. Вся площадь запружена праздничной толпой. Звон колоколов, переливный гул голосов.

Григорий и Мисаил пробираются через толпу на площадь. Толстому Мисаилу трудно протиснуться за Григорием. Отстал, с кем-то переругиваясь, и затерялся в толпе. Но и Григорию не удается пробраться на площадь; он влезает на Кремлевскую стену, откуда ему будет видно все.

Внутри Успенского собора. Торжественная служба – венчание Бориса на царство. Когда толпа, под пенье молитв, опускается на колени, виден стоящий лицом к алтарю Борис, которому патриарх передает скипетр и державу.

Шуйский выходит на крыльцо Успенского собора и, обращаясь к толпе, говорит: «Да здравствует царь Борис Феодорович!» Народ восторженно отвечает: «Да здравствует!» раздаются звуки «Славы».

По обитому красным сукном помосту – от Успенского собора до Архангельского и от Архангельского до Красного Крыльца движется коронационная процессия. Впереди идет духовенство в полном облачении. Несут иконы, хоругви. За духовенством бояре, стрельцы, затем иностранные послы и гости. Наконец, показываются рынды. Рынды проходят. Появляется Борис, со скипетром и державой.

При появлении царя народ продолжает петь. Опускается на колени. Царь медленно и торжественно шествует, кланяясь на четыре стороны. Дойдя до середины помоста, он останавливается. Народ сразу замолкает. Наступает полная тишина.


Борис (про себя).

Скорбит душа. Какой-то страх невольный

Зловещим предчувствием сковал мне сердце.

О, праведник, о, мой отец державный,

Воззри с небес на слезы верных слуг

И ниспошли ты мне священное

На власть благословенье.

Да буду благ и праведен, как ты,

Да в славе правлю свой народ.

(Обращаясь к боярам).

Поклонимся почиющим властителям Руси.

А там – сзывать народ на пир,

Всех – от бояр, до нищего слепца,

Всем вольный вход, все гости дорогие.


Шествие под пение «Славы» снова трогается по направлению к Архангельскому собору. Григорий со стены жадно и пристально смотрит на царя. Борис, под взглядом Григория, тоже обращает на него глаза. Взгляды встречаются. На лице Бориса – мгновенная и непонятная тревога: опять этот монах. Кто он? Григорий выдерживает взгляд Бориса и вдруг узнает в нем всадника, которого видел на мельнице.