Эмиль Гилельс: биография, фото и интересные факты. Гилельс Эмиль Григорьевич — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Эмиль гилельс биография

Невероятно талантливый пианист Эмиль Гилельс, музыкант и виртуоз, человек столетия, непревзойденный мастер

Советская эпоха – один из величайших и совсем недавних периодов истории России, ее принято хвалить, ее принято критиковать, отзываться с ненавистью или ностальгией, не принято только быть к ней безучастным.

Это были тяжелые годы, годы непрерывной борьбы, великих свершений, грандиозных идей и страшных трагедий, за семьдесят лет советский народ пережил столько, сколько иные нации не смогли бы изведать и за несколько столетий.

За краткое время из пепла гражданской войны и революции было построено новое государство, создана небывалая ранее идеология, воплощена в жизнь новая культура. Это было время силы, мужества, невероятной динамики и энергии.

Нашла советская эпоха свое воплощение и в музыке, одним из «герольдов» ее «звучания» был невероятно талантливый пианист Эмиль Гилельс , музыкант и виртуоз, человек столетия, непревзойденный мастер, игра которого вобрала в себя все лучшее, что было в «советском» звучании классики.

Каждый великий пианист, как и каждый великий композитор, имеет собственное звучание, характерный почерк, который делает его непохожим на всех остальных. Техника, манера исполнения, вдохновение, виртуозность – все эти качества исходят во многом из характера пианиста, его жизненных взглядов и предпочтений.

«Чудак» Гленн Гульд видел в музыке невыразимо глубокое духовное начало, которое стремился донести слушателю. Дьердь Циффра – человек тяжелейшей судьбы, будто борясь против невзгод, играл невероятно радостно, светло, помогая своей музыкой и другим находить силы пережить жизненные потрясения.

Алексей Султанов славился «инфернальным» исполнением, пронизывающим зрителя до костей.

А Эмиль Гилельс – человек серьезный, сдержанный, сильный, воплощал игру суровую, динамичную, мужественную, полную ярких красок, игру, будто становившуюся призывом жить и бороться.

Возможно, музыка Гилельса производила такое сильное впечатление в том числе и из-за поведения самого виртуоза: Эмиль всегда был суров, сдержан, абсолютно невозмутим. Он будто знал, что полностью контролирует ситуацию, его образ и его игра действовали в слаженном тандеме, производя неизгладимое впечатление на зрителя.

«Миля Гилельс является по своим редким способностям выдающимся ребенком. Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры», – заметил Я. И. Ткач о своем юном ученике, когда тому было всего только тринадцать.

Эмиль Гилельс был не только выдающимся виртуозом, обладавшим чуть ли не лучшей техникой среди советских музыкантов, а то и музыкантов всего мира своего периода, он в равной степени был великолепным музыкантом, способным подавать классику в присущей только ему одному строгой, но впечатляющей манере.

«Первое, что отличает Гилельса, это мужественность и волевая напряженность игры. Исполнение его совершенно чуждо сентиментальности, манерности, изнеженности. Художественное мышление Гилельса не знает экзальтации и вычурности. Во всем ощущается избыток здоровой энергии, естественно изливающейся из его натуры… Это искусство реалистическое, жизнеутверждающее, искусство крупного плана, энергичных линий и красок», – так высказывался об игре Эмиля другой известный виртуоз Яков Мильштейн.

Игра Гилельса была воплощением советской эпохи – могучей, сдержанной, суровой и мужественной, полной динамики и страстного призыва жить

Игра Гилельса была воплощением советской эпохи – могучей, сдержанной, суровой и мужественной, полной динамики и страстного призыва жить, творить, созидать, искать и утверждать свое место в жизни.

Такая манера исполнения не потеряла своей актуальности и сейчас, когда существует множество направлений музыки, преследующих тот же эффект. Как ни странно, игра Гилельса вполне могла бы превзойти современные техно, RnB, дабстеп и прочие «энергичные» направления музыки именно способностью дать человеку волю к жизни, внутреннюю силу и энергию.

К счастью, наследие Гилельса сохранилось в записях концертов, студийных пластинках, в виде сотен материалов, перенесенных на современные носители и, следовательно, доступных для тех, кто хочет знать, как выглядит по-настоящему мужественная музыка.

Баловень судьбы

Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе 6 октября 1916 года, застав закат Российской империи, зарю революции и немного предвосхитив советскую эпоху, подарившую ему всемирную славу.

Эмиль происходил из еврейской семьи: отец Григорий был рабочим, мать Эсфирь посвящала себя заботе о семье и доме. Как друзья, так и биографы Гилельса замечают, что он получил достаточно хорошее, но крайне суровое воспитание, родители его были людьми довольно жесткими, что, несомненно, отразилось и на характере музыканта.

Рано ощутив страсть к музыке и любовь к сцене, маленький Эмиль даже сподвигал детей из соседних дворов разыгрывать театральные представления по написанным им пьесам.

Еще до завершения обучения Гилельс стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов

Первым учителем музыки Гилельса был Я. И. Ткач, благодаря урокам которого уже к 13 годам Миля сумел блеснуть своими талантами на публике, дав концерт, завершившийся бурными овациями.

Затем была Одесская консерватория, куда примерно в те же годы вопреки стараниям отца – преподавателя музыки так и не поступил своенравный , также живший в Одессе.

А технического совершенства молодому виртуозу помог добиться уже в Москве легендарный Генрих Нейгауз, и тут стоит опять упомянуть Святослава Рихтера, ибо, несмотря на все выдающиеся успехи Гилельса, именно Рихтера – «строптивого» пианиста – Генрих Густавович называл своим любимым учеником.

С другой стороны, талантами Гилельса восхищался сам , познакомившийся с виртуозом во время учебы того в Одессе.

Еще до завершения обучения Гилельс прославился как вдохновенный интерпретатор и яркий музыкант, он стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов, а затем сумел выиграть несколько престижных европейских конкурсов. А дальше были только слава, успех, признание и яркая линия жизни пианиста, пронизавшая всю Советскую Эпоху.

Жены и возлюбленные

Казалось бы, суровый и сдержанный, Гилельс вряд ли мог особенно ярко проявлять свои чувства. Однако его жизненная история обозначена яркими моментами, связанными с женщинами.

Не обошлось и без трагедий – первая жена маэстро пианистка Роза Тамаркина, с которой его свели военные годы, когда Гилельс много выступал по СССР (в том числе в блокадном Ленинграде), рано ушла из жизни, оставив музыканта, не миновавшего порог тридцати лет, вдовцом.

Эмиль Гилельс ушел из жизни в 1986 году, но остался самым талантливым и почитаемым музыкантом страны

В суровые военные годы случился и бурный роман Гилельса с Боней Гиршберг – латвийской еврейкой, коммунисткой, успевшей отсидеть срок за активную политическую работу и потерявшей почти всю семью в фашистских лагерях.

Боня и Эмиль встретились во время визита виртуоза в Киров, где эмигрантка, почти не знавшая русского, работала медсестрой в чине младшего лейтенанта. Между ними разгорелось горячее чувство, продлившееся несколько лет и затронувшее не только этих двоих, но и большинство известных музыкантов того времени, через которых Эмиль передавал свои чувственные и вдохновенные письма Боне.

Свадьбы не вышло – Гиршберг «испугалась» тяжелого нрава пианиста и не смогла связать с ним свою жизнь, она вышла за военного хирурга, с которым счастливо провела остаток жизни. А Гилельс не менее счастливо связал свою жизнь с поэтессой и восторженной почитательницей его таланта Фаризет Хуцистовой, сумевшей оставить нам потрясающе систематизированный архив из более чем 11 тысяч документов о жизни Гилельса.

Эмиль Гилельс ушел из жизни 14 октября 1986 года в Москве, пережив от а до я всю великую советскую эпоху, но, наверное к счастью, не увидев распада страны. Он был любимцем Сталина, Хрущева, Брежнева, самым талантливым и почитаемым музыкантом страны.

Один из величайших пианистов ХХ века Эмиль Григорьевич Гилельс был с детства знаковой фигурой в Одессе. Родившийся в громадной семье бухгалтера (девятеро детей) рыжеволосый в сплошных веснушках мальчик испытывал невероятное чувство неполноценности и одиночества среди сверстников. Ему судьба даровала рояль, за которым происходило преображение в победителя, виртуоза, уникального вундеркинда, коими честолюбивая Одесса умела гордиться. Первый сольный концерт в Оперном театре в 1929 году и победа во 2-м Всеукраинском конкурсе юного музыканта убедили в этом музыкальную общественность. Сталин спросил у молодого Гилельса после его триумфальной победы на 1 Всесоюзном конкурсе в 1933 году, где бы он хотел жить: в Москве или Одессе. Гилельс, не задумываясь, ответил: “в Одессе”!

Ревнивая Одесса вскоре после переезда Гилельса в Москву в 1935 году ответила едкими стихами:

“…Милька Рыжий

– Теперь он об Одессе и не вспоминает,

А знает только Лондон и Парижи-и…”

Действительно, помимо широчайших гастрольных поездок, все мыслимые и немыслимые награды и звания ему вручали и присваивали, регулярно в Кремль приглашали, “послом советского искусства” величали на базе “соцреализма” отечественного искусствоведения. Рудименты сего и по сей день отдают душком “искусствоведения в штатском”, когда Гилельса оставляют в ранге “виртуоза” с его, якобы, “здоровой непосредственностью и жизненной правдивостью исполнения”.


А.Е. Орентлихерман, Э.Г. Гилельс, Л.Н. Гинзбург ;
Н.И. Зосина-Соколовская, С.Л. Могилевская, Г.И. Лейзерович, ... 1930-е гг.

Гламурная оболочка жизни величайшего артиста резко контрастировала с его личностными качествами, сохранившимися с детства – максимальная сдержанность, если не сказать хмурость, порой переходящая в мрачность, растущие, а не уменьшающиеся с годами. Героическая виртуозность, сделавшая Гилельса триумфатором середины ХХ века для широкой слушательской среды, естественная и необходимая в своей необычайности, уникальности (как цирковой трюк), становилась для него – настоящего художника – “шкурой”, которую необходимо было менять, и менять весьма болезненно в глубинах подлинного художественного мировоззрения.


Б.М. Рейнгбальд и Э. Гилельс

“Удобства” быстрого профессионального роста в Одессе по виртуозной шкале, сначала у Я.И. Ткача, а затем в классе Б.М. Рейнгбальд (у которой он окончил консерваторию в 1935 году), сменились “трудностями врастания” в московской аспи-ран-туре, соответственно, художественным и философским вы-со-там Г.Г. Нейгауза. Сам Нейгауз недвусмысленно выска-зался в статье, где представлен Гилельс – “активный комсомолец”.

“Огромная чисто пианистическая одаренность Э. Ги-лель-са ставит перед ним высокую задачу быть не только перво-классным профессионалом-исполнителем, но и представителем высокой культуры” – писал Нейгауз. Еще более строго выска-зал-ся Нейгауз несколько позднее в газете “Советское искусство”:

“Гилельс – музыкант… стихийного порядка. Его технические возможности, его виртуозное мастерство безграничны. Но наряду с большой музыкальностью в нем чувствуется отсутствие общей культуры, что объясняется, конечно, возрастом”.

Но только ли возрастом? Намного позднее, близкий друг и коллега Гилельса профессор Л.Н. Гинзбург следующим образом оценивала контрастность профессуры Одессы и педагога-художника Г.Г. Нейгауза: “Это совсем другое” , что однозначно расшифровывалось – другого порядка художественная педагогика! И этот “переход” на совершенно “иной” уровень давался музыканту очень сложно, впрочем, как и Я.И. Заку, о чем он, не скрывая, говорил и писал.

Появление в классе Нейгауза Святослава Рихтера в 1937 году и нескрываемое восхищение новым студентом, вызвало у Э.Г. Гилельса неоднозначное чувство ревности и раздражения, о чем ходило немало сплетен. Все оказалось гораздо сложнее и внутренне трагичнее для Гилельса, ибо в нем схлестнулось сугубо житейское человеческое (“слишком человеческое” Ницше) и подлинно художественное чувство гениального музыканта. Это противоречие влекло за собой необходимость “сбросить шкуру” виртуозного благополучия и взрастить новые неизведанные качества музыканта, вовсе не гарантирующие безоблачное будущее. Особенность сложившейся ситуации такова, что необходимость художественной “перепрививки” была болезненно инициирована Г.Г. Нейгаузом, а проведена на себе самим Гилельсом. Стимулятором этой “операции” стал музыкантский облик молодого С. Рихтера, “перескочившего” через виртуозный рубеж самодидактикой, на виду одесской профессуры, этого и не заметившей.

Теперь такая задача стала у зрелого и знаменитого артиста в сложнейших условиях общественного признания и массы всевозможных обязанностей. Титаническая внутренняя перестройка, проведенная само-сто-ятельно, отражает гениальный взлет творчества музыканта, поднявшего его на высоты требований беспощадного великого учителя – Г.Г. Нейгауза, у которого в едином ранжире имена Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса.

Общаясь с Э.Г. Гилельсом в феврале 1966 года, спустя двадцать лет после получения им Сталинской премии и четыре года после присуждения Ленинской, приходилось наблюдать “преображение” музыканта-человека. Его неоценимая помощь в спасении Одесской лютеранской церкви (кирхи) от сноса, в которой прошли молодые годы Святослава Рихтера и в которой органистом с 1916 года работал отец Рихтера – Теофил, отмела все сложности “молвы” о размолвке Рихтера и Гилельса. Первым побуждением Гилельса было сообщить Рихтеру о готовящемся акте вандализма, сменившееся нежеланием травмировать и без того болезненное одесское рихтеровское прошлое, в связи с расстрелом отца. Между тем, Э.Г. Гилельс включил все свои связи с газетами “Правда”, “Известия”, Министерством культуры СССР, чтобы отменить санкционированный правительством Украины снос немецкой церкви, что отражено в составленном вместе с ним письме.

text-align: center; margin-top: 10px; display: block; max-width: 533px;">Э. Гилельс среди преподавателей Одесской консерватории. 1969 г.

Фотография Эмиля Гилельса с дарственной надписью Одесской консерватории. 1978 год.

Громадный репертуар, записи и плеяда выдающихся учеников отражают завоеванный аристократизм духа гениального музыканта, получившего звание народного артиста СССР в 1954, почетного члена Лондонской Королевской Академии Музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии “Санта Чечилия” (Рим, 1980), но всегда остававшегося Великим Одесситом.


В переулке Чайковского, 4, на фасаде дома, в котором жил пианист, ему и его сестре Елизавете (известной скрипачке) установлена мемориальная доска.

Юрий Дикий, пианист и публицист


2 сентября 2016 года, к 222-летию со дня основания Одессы, на Аллее Звезд появилась новая звезда – в честь Эмиля Гилельса.

Имя Эмиля Гилельса связывают с эпохой расцвета советского инструментального исполнительства. Он был одним из первых отечественных пианистов, которые стали лауреатами международных конкурсов фортепианного искусства.

Стиль игры Гилельса величественный, торжественный, сам по себе является одним из символов советского искусства.

Память о великом музыканте

Эмиль Гилельс родился в Одессе. Этот город отличается своей неповторимой культурой, особенным, легко узнаваемым колоритом. Здесь из поколения в поколение передаются устные рассказы о знаменитых одесситах, таких как Леонид Утесов, и многие другие. Одним из этих персонажей народных преданий является герой данной статьи.

О нём даже распевали на улицах шуточные песенки во времена, когда он стал знаменитым и покинул родной город. Сейчас же на родине пианиста Эмиля Гилельса есть его именная плита на местной Аллее звёзд.

Его совершенные интерпретации классических произведений музыкального искусства увековечены в записях, произведенных в ведущих студиях мира. Стиль игры Эмиля Гилельса остается современным и в настоящее время, поскольку именно сейчас не хватает той мощи грациозности и точности соблюдения всех нюансов в прочтении шедевров прошлых столетий, которым отличалось его исполнение.

Неповторимый музыкальный почерк

Педагог, занимавшийся с юным Эмилем, когда ему было 13 лет, так впоследствии отзывался о том наборе профессиональных задатков, которыми одарила Гилельса природа. У него от рождения были руки, по которым можно распознать будущего гениального пианиста. Также Эмиль был наделён абсолютным музыкальным слухом и исполнительским чутьем.

Сочетание таких данных, которыми наградил Всевышний этого потрясающего виртуоза, позволило ему впоследствии создать свой неповторимый стиль музыкального исполнительства, названный позже монументальным стилем советской эпохи. Если не вдаваться в специфические подробности, описывающие манеру игры, а говорить языком, понятным для большинства людей, не являющихся профессионалами в данной области, то его специфическую трактовку музыкальных произведений можно описать как энергичную, направленную на создание воодушевляющего и жизнеутверждающего настроения у слушателей.

Многие музыковеды говорят, что творческая индивидуальность исполнителя складывается из таких свойств личности, как характер и темперамент. Если рассмотреть игру такого всемирно признанного виртуоза, каким являлся Гленн Гульд, то можно провести безусловную параллель его манерной, изысканной игры с потрясающим чувством юмора, привычкой держать себя чуть-чуть чудаковато, с ироническим отношением к миру и самому себе. Полной его противоположностью является мировоззрение Гилельса. Пианист считал, что время требует от него особого мощного энергетического посыла.

Связь биографии Эмиля Гилельса с его творчеством

По словам его близких, он был человеком немногословным, серьезным, которому, однако, не было чуждо некоторое ироническое отношение к себе и окружающим людям.

Его высокий рост, крупное, почти атлетическое телосложение полностью соответствуют тому фирменному звуку, которого он добивался, прикасаясь к клавишам своего инструмента. Этот стиль исполнителя являлся отражением его непростой, но в тоже время героической эпохи. Это было время грандиозных строек, зарождения большинства крупных промышленных предприятий Советского Союза. Значительным событием в жизни исполнителя стала Великая Отечественная война, когда он выступал перед сотнями и тысячами солдат на фронте. Вся суровость того времени, а также особенные черты индивидуальности пианиста отразились на его специфическом музыкальном почерке.

Специалисты говорили, что его стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественном инструментальном исполнительстве за всю историю существования Советского Союза.

Император клавиш

Самого Гилельса и звук, который он извлекал из фортепиано, можно сравнить по эффекту грандиозности и монументальности, который он производит на слушателя, с личностью Петра Первого. Таким Петр изображён на картине Валентина Серова "Петр Первый". Император - единственный персонаж полотна, который не сгибается под напором сильнейшего приморского ветра, и его гигантская фигура почти в два раза превосходит тщедушные и субтильные изображения придворных из его свиты. Данный эффект производится посредством отсутствия в игре Эмиля Гилельса какого-либо искусственного украшательства, манерности, чрезмерной искусственной красивости. Сдержанность, точность и напористость - вот что отличало исполнительство этого виртуоза.

Как отмечено во многих биографиях, Эмиль Гилельс вёл скромную жизнь, не любил общение с прессой. Те фотографии, которые сохранились в его архивах и которые представлены на обложках дисков, не отличаются позёрством или стремлениям внешними эффектами достичь внимания публики. Кажется, что всей своей жизнью Гилельс добивался того, чтобы сфокусировать внимание поклонников на его музыкальном творчестве, избавив тем самым их от каких-либо других отвлекающих факторов.

Детство музыканта

Гилельс, в отличие от многих своих коллег по сцене, появился на свет не в музыкальной семье, а в семье рабочего. Мать артиста была домохозяйкой и занималась воспитанием сына. Ей удалось привить мальчику любовь к искусству. Эмиль увлекался музыкой, театром, с большим интересом следил за зарождавшимся в то время советским кинематографом.

В очередной раз, проводя параллели с советской эпохой, которая воспитала пианиста, следует упомянуть: год рождения Эмиля Гилельса - 1916-й. То есть он появился на свет незадолго до Великой Октябрьской революции. Младшая сестра пианиста, Елизавета, тоже стала музыкантом. В качестве инструмента она выбрала для себя скрипку.

На доме, где родились одарённые дети, висит мемориальная доска.

Первые творческие успехи

В детстве Миля, как тогда все называли будущего музыканта, был настолько увлечен искусством и всем, что с ним связано, что порою организовывал театральные спектакли, в качестве актеров в которых участвовали ребята соседних дворов. Режиссером же данных представлений неизменно являлся он сам. Первым преподавателем музыки для юного дарования был уже упомянутый в этой статье, известный в то время в Одессе музыкальный педагог Ткач. Заслуга этого учителя была в том, что природные задатки мальчика очень скоро развились настолько, что к подростковому возрасту Эмиль был способен давать небольшие концерты, исполняя классические произведения крупных форм. После окончания музыкальной школы в пятнадцатилетнем возрасте Эмиль Гилельс поступает в Одесскую консерваторию. Одновременно с ним туда сдает вступительные экзамены еще один будущий виртуоз - всемирно известный пианист Святослав Теофилович Рихтер. В отличие от Гилельса, который с легкостью выдержал испытания, Рихтер экзамены провалил. Весь период обучения в консерватории Эмиль продолжал активную концертную деятельность.

Мировая слава

После получения диплома уже снискавший определенную известность в своём городе и в его окрестностях молодой исполнитель уезжает в Москву, где поступает в Московскую консерваторию по классу исполнительства. Его педагогом и наставником в течение 5 лет был известный музыкальный деятель

У него в классе занимался и которого он называл своим любимым учеником, несмотря на его привередливость и некую музыкальную, как он выражался, строптивость.

Уже обучаясь в Одесской консерватории, Эмиль Гилельс стал победителем Всеукраинского конкурса исполнителей. Получая образование в Москве, пианист становился лауреатом всех крупных конкурсов страны. Его творческая деятельность имела поистине огромные масштабы. В гастрольный маршрут входили сотни городов Советского Союза. Он стал одним из первых советских музыкантов и первым пианистом страны, который выступал в Соединенных Штатах Америки.

Звукозапись в творческой биографии Гилельса

Эмиль Григорьевич широко известен своей деятельностью в области звукозаписи. Его интерпретации многих произведений музыкальной классики, в том числе всех концертов Бетховена, были записаны им и сохранены для потомства в потрясающем исполнении.

Он не раз вводил журналистов в заблуждение своей универсальностью. Критики, которые рукоплескали ему как бетховенисту, не знали, что делать, когда в скором времени выходила пластинка с потрясающим исполнением фортепианного концерта Моцарта, где Эмиль с присущим ему блеском играл свою партию.

Семья

Что касается личной жизни Эмиля Гилельса, то пианист впервые женился, еще будучи студентом Московской консерватории, на одной из своих сокурсниц. Первая жена Эмиля Григорьевича скоропостижно скончалась в молодом возрасте. Пианист, не дожив до 30 летнего возраста, остался вдовцом. Второй раз музыкант женился, когда ему было уже за сорок.

Его новая супруга, поэтесса Фаризет Хуцистова, не была профессиональным музыкантом, но с детства увлекалась искусством, в том числе музыкой, и живо интересовалась всем тем, что было связано с исполнительской деятельностью ее супруга. Дочь Эмиля Григорьевича от этого брака - Елена - стала пианисткой. Впоследствии она неоднократно выступала дуэтом со своим отцом.

Универсальный пианист

Исполнительская практика Эмиля Григорьевича Гилельса была также универсальна, как и его стиль, и техника. Он участвовал как в исполнении сольных музыкальных программ, так и играл партии фортепиано в концертах для фортепиано с оркестром различных композиторов.

Также пианист не обходил вниманием фортепианные дуэты и трио. Уже после смерти великого музыканта о творческой биографии и личной жизни Эмиля Гилельса его супруга написала книгу, которая называется «Мой Гилельс».

Правнук Шопена

Эмиль Гилельс скончался в конце восьмидесятых годов, не дожив всего несколько лет до распада Советского Союза - той страны, которая воспитала его, и которую он прославил своей деятельностью. Он был любимым пианистом трех правителей этой державы: Никиты Сергеевича Хрущева, Иосифа Виссарионовича Сталина и Леонида Ильича Брежнева. Наследие артиста включает в себя сотни записанных произведений, от музыки эпохи барокко и до творчества композиторов двадцатого века. Он прекрасно исполнял как Шостаковича, современником которого являлся, так и Баха, и Фредерика Шопена.

У академических музыкантов есть давняя традиция вести свою творческую родословную. То есть каждый студент консерватории или музыкального училища знает, у кого учился его преподаватель, преподаватель его преподавателя и так далее. Например, Александра Николаевна Пахмутова считает себя внучкой Римского-Корсакова, поскольку она училась композиции у Виссариона Шебалина, который, в свою очередь, занимался в классе Николая Андреевича. Следуя подобной логике, Эмиль Григорьевич Гилельс - правнук Шопена.

Знаменательная дата

В прошлом году широко отмечалось столетие со дня рождения пианиста. К этому событию фирма «Мелодия» выпустила коллекцию из пятидесяти дисков исполнителя, включая ранние, малоизвестные записи. В преддверии юбилея внук Гилельса - Кирилл, известный музыкант - дал несколько интервью различным средствам музыкальной информации. Продолжатель знаменитой династии также руководит архивом записей и фото Эмиля Гилельса.

Среди наиболее интересных вопросов о жизни Эмиля Григорьевича, которые журналисты задавали его внуку, был и такой: «Являлся ли Гилельс человеком с веселым характером?». Кирилл ответил, что дед, как любой одессит, ужасно любил анекдоты, но не пошлые. Ему нравились более тонкие шутки. Например, анекдоты на профессиональную тему, касающиеся искусства, культуры.

Один из величайших пианистов ХХ века.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).
Народный артист СССР (1954).

Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте пяти с половиной лет, его первым педагогом был Яков Ткач. Быстро добившись значительных успехов, впервые выступает на публике в мае 1929 года, исполняя сочинения Листа, Шопена, Скарлатти и других композиторов. В 1930 году поступает в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс Берты Рейнгбальд (по классу специальной гармонии занимался у профессора Н. Н. Вилинского), и в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов, а ещё через год знакомится с Артуром Рубинштейном, который одобрительно отзывается об его исполнении.

Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в 1935 году, поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Генриха Нейгауза. Во второй половине 1930-х пианист добивается крупных международных успехов: он занимает второе место на международном конкурсе в Вене (1936), уступив лишь Якову Флиеру, а уже через два года берёт у него реванш, выигрывая Конкурс имени Изаи в Брюсселе, где Флиер остался на третьем месте. Вернувшись в Москву, начинает преподавать в консерватории в качестве ассистента у Нейгауза.

В годы войны участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 г. дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности. Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой Елизаветой Гилельс (1919-2008), а также с Яковом Заком. В 1950 году сформировал фортепианное трио вместе с Леонидом Коганом (скрипка) и Мстиславом Ростроповичем (виолончель), а в 1945 - впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии. В 1954 г. первым из советских музыкантов выступил в зале "Плейель" в Париже. В 1955 г. пианист стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где он исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского и Третий концерт Рахманинова с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960-1970-х годах был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год. В 1973 г. он был удостоен Премии Роберта Шумана (ГДР). В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт, от которого ему так и не удалось полностью оправиться, несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности. Последнее выступление состоялось в сентябре 1985 г. в Хельсинки.

С 1938 по 1974 год преподавал в Московской консерватории (с 1952 - профессор), среди его учеников наиболее известны Марина Мдивани, Валерий Афанасьев, Игорь Жуков и Феликс Готлиб. Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёх Международных конкурсах им. П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970).

Умер 14 октября 1985 года в Кремлевской больнице от приступа диабета. Смерть его была неожиданной, в ней обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему необходимую помощь.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Имя Эмиля Гилельса давно вписано золотыми буквами в историю мировой музыки. Это не артист, а само искусство, восторженно писала об Эмиле Гилельсе пресса. Москва открыла этого музыканта в 1933 году. Тогда он, 16-летний, победил на Всесоюзном конкурсе пианистов.

Жюри приветствовало юного музыканта стоя, ведь в 16 лет он уже был пианистом мирового класса. В 1938 году его уровень оценили на конкурсе в Брюсселе. А в числе поклонников оказалась сама королева Елизавета. В день рождения маэстро мы решили побеседовать с его внуком, пианистом Кириллом Гилельсом.

— Кирилл, в этом году исполняется 100 лет со дня рождения вашего великого родственника Эмиля Гилельса. Какие юбилейные мероприятия проводятся в честь этого события? Как сохраняется наследие великого пианиста?

— В немецком Фрайбурге прошёл великолепный фестиваль (уже третий по счёту с 2012 года) с участием маэстро Григория Соколова, Евгения Кисина и Джорджа Ли. В Москве в эти дни открывается экспозиция в Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера и в фойе Зала имени Чайковского. Также будут концерты, как в Московской консерватории и филармонии, так и во многих городах нашего Отечества и за его пределами.

В этом году в издательстве “Азбуковник” вышла книга моей бабушки – супруги Эмиля Гилельса Фаризет Гилельс – “Мой Гилельс. Сквозь призму любви” (Сборник её воспоминаний и дневниковых записей).

Наследием пианиста занимается его семья – я и мой папа, зять Эмиля Григорьевича. Помимо работы с архивом и его переводом в цифру, также мы занимаемся и записями исполнений Эмиля Гилельса.

Эмиль Гилельс говорил:

«Мой памятник – мои пластинки: меня не будет, а пластинки останутся».

Наша фирма «Мелодия» сделала фантастический проект – достойнейшую коробку с 50-ю дисками, в том числе с ранее не публиковавшимися записями! Немецкая «Дойче граммофон» также порадовала слушателя своим собранием записей. В общем, юбилей только начинается – и нас ждут ещё многие события!

— Как Эмиль Григорьевич начал заниматься музыкой? Где прошло его детство?

— Детство прошло в Одессе, которая в те годы была сосредоточением культурной жизни, течению которой не помешали ни революции, ни войны.

Заниматься музыкой Эмиль Гилельс начал очень рано – в три года. В доме стоял старый «Шредер» – инструмент, который сразу привлёк маленького Милю. Его поражало звучание инструмента и ритмы, особенно притягивала клавиатура, к которой он своими маленькими руками едва дотягивался. Его желание «подбирать» звуки было настолько сильным – не проходило и дня, чтобы «Миля» не «поиграл». На это обратили внимание музыканты, жившие в доме.

— Эмиль Григорьевич когда-нибудь выступал перед членами правительства? Он как-то характеризовал их? Не волновался ли перед такими выступлениями?

— Довольно часто Эмиль Григорьевич принимал участие в «правительственных» концертах. Дед был вне системы политики, поэтому он не давал комментариев по поводу «особых» слушателей.

Не думаю, что для него имело значение социальное положение слушателя: Эмиль Григорьевич руководствовался соображениями профессиональной совести и своим пониманием артистической миссии.

— В войну Эмиль Григорьевич давал концерты на фронте и в госпиталях, а в 1943 году он выступил в блокадном Ленинграде. Рассказывал ли он об этом?

— Часто рассказывал, в том числе и моему отцу. О концерте и о самой поездке. Как Сталин на приёме, подойдя к Эмилю, сказал –

«Эмиль настоящий герой. Когда он играет – пушки молчат».

— Что за инцидент на концерте в Стокгольме произошёл в 1968 году?

— Это реакция на ввод советских войск в Прагу: западные слушатели, как могли, «бойкотировали» наших артистов. И это также коснулось деда. По требованию Госконцерта артист не мог отказаться от выступления, несмотря на улюлюканье и неприязнь толпы, окружавшую советские дипмиссии.

Подобное творилось и в концертном зале. Дед вышел на сцену, постоял, выслушал свист и крики и с чувством собственного достоинства удалился. Контракт был соблюдён, Госконцерт получил валюту.

— Когда сняли Хрущёва, Гилельс навещал его. Он что-то рассказывал об этом? Понимал ли он, чем это ему может грозить?

— Он был принципиальным человеком и никого не боялся. Конечно же, он всё понимал. И более того, не в связи с Хрущёвым, но неприятности были. Например, когда он отверг запрет Госконцерта на исполнение произведений Стравинского. Тогда Эмиль Григорьевич позвонил министру Екатерине Фурцевой и сказал:

«Может, запретить и Дебюсси, раз Наполеон сжёг Москву?».

— А каков Эмиль Григорьевич был в жизни?

— Честный, принципиальный, отзывчивый и скромный. Ну и замечательный дедушка! Помню, как из поездки в Японию привёз мне машинку (о, какая это была машинка!) и марципановый банан и персик.

Эмиль Григорьевич никогда не отделялся от людей, мог, например, спокойно сходить в магазин за кефиром, не испытывая дискомфорта. При этом он мог поставить на место любого наглеца, и порой для этого хватало лишь взгляда Эмиля Григорьевича.

— Говорят, что Эмиль Григорьевич ценил юмор. Какие-то интересные истории, связанные с этим, вы можете рассказать?

— Любил хорошие анекдоты и умел их рассказывать. Не любил, в отличие от коллег, юмора, задевающего человека, того, что современники мои называют «троллингом». Любил академические литературные анекдоты, исторические ситуации.

— Какие любимые композиторы были у Эмиля Григорьевича? Чьи произведения он любил исполнять?

— Любил Бетховена, Шумана, Моцарта и Брамса. Вообще, Эмиль Григорьевич исполнял музыку конца 18 столетия и до начала 20-го – т.е. от Моцарта до Брамса.

Что касается русской музыки, любил Рахманинова и Прокофьева. Отдельная история – Чайковский, которого Гилельс исполнял циклом (имею в виду его фортепианные концерты, все три).