Право собственности на земельный участок. Гражданский кодекс российской федерации2018 год Гк рф частная собственность на землю

Курсовая работа студентки 1 курса Алексеевой Е.Ю.

Московский новый юридический институт

Москва, 1997 г.

1. Некоторые итоги земельной и аграрной реформы

В результате проведения земельной и аграрной реформ в России с 1990 г. к настоящему времени сложились новые земельные и аграрные отношения.

Земельная и аграрная реформы неразрывно связаны. С одной стороны, земельная реформа шире аграрной; так как охватывает все земли, а не только сельскохозяйственные. С другой стороны, земельная реформа рассматривается как важная составная часть аграрной.

Эти реформы начались еще в существовавшем Союзе ССР. В принятых в апреле 1990 г. Основах законодательства о земле идея права частной собственности на землю еще не была закреплена. Вместо этого в Основы введены два новых титула права на землю: право пожизненного наследуемого владения землей и право аренды земли.

Пожизненное наследуемое владение землей не следует смешивать с правом владения как обычным правомочием в числе правомочий собственника. Это самостоятельная форма права на землю и первый шаг к праву частной собственности, ведь передача земли по наследству является одним из правомочий по распоряжению землей.

Введение права пожизненного наследуемого владения как самостоятельной формы права на землю явилось объективной необходимостью. И это право пока сохраняется как переходный институт.

Право частной собственности на землю предусмотрено впервые в 1990 г. Конституции РСФСР (ст.12). Оно было строго ограниченным: продажа гражданами земельных участков в течение десяти лет с момента их приобретения запрещалась. Продавать их позволялось только государству.

22 и 23 ноября 1990 г. в России были приняты два закона: "О земельной реформе" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", закрепивших в соответствии с Конституцией, право частной собственности граждан на землю. В результате реорганизации колхозов и совхозов в ходе реформ их члены и работники получили право на приобретение земельной доли (в установленных размерах) при выходе из колхоза или совхоза для образования крестьянского (фермерского) хозяйства. В результате возникло право частной собственности на земельную долю. Предусматривалось также предоставление земельных участков в частную собственность гражданам для личных подсобных хозяйств, жилищного и дачного строительства, членам садоводческих товариществ, собственникам автомобилей и членам гаражных товариществ.

Право частной собственности на землю со всеми указанными особенностями было закреплено в основном земельном законодательном акте, принятом 25 апреля 1991 г., - Земельном кодексе РСФСР (далее - ЗК).

Позднее право частной собственности на землю указами Президента РФ постепенно расширялось, конкретизировалось. Указом от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы" собственникам земельных долей было предоставлено право продавать свои доли до истечения десятилетнего срока: при выходе на пенсию, при передаче по наследству, при переезде в другую местность и при вложении средств в местную перерабатывающую промышленность. Доли продавались членам колхоза (работникам совхоза) либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.

Указом Президента РФ от 25 марта 1992 г. "О продаже земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий" установлено, что физические или юридические лица, приватизировавшие государственное или муниципальное предприятие, вправе купить и земельный участок, ранее принадлежавший данному предприятию. Собственник предприятия таким образом становился и собственником земельного участка. В таких случаях, согласно Указу, земельные участки можно продавать и иностранным юридическим и физическим лицам с установлением порядка купли-продажи земли. В этой части Указ противоречит ЗК, так как разрешает продажу земли иностранцам.

Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" утвердил, по существу, неограниченное право частной собственности на землю физических и юридических лиц.

Впервые земля признана имуществом, недвижимостью. Законно право собственников земельных участков и долей свободно распоряжаться ими и совершать сделки: продавать, дарить, обменивать, передавать по наследству, сдавать в залог, вносить в качестве взносов в уставной капитал акционерных обществ, товариществ, производственных сельхозкооперативов и других организаций.

Указом также прямо установлено, что сделки с землей регулируются гражданским законодательством с учетом земельного и экологического законодательства. Это принципиально важно, так как подчеркивается особенность земли как имущества, недвижимости, которые необходимо обязательно учитывать при регулировании.

Наконец, Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., в ст.9 и 36 закрепила все формы права собственности на землю: частную, государственную, муниципальную и, как сказано в Конституции, "иные формы". Государственную и муниципальную собственность, в отличие от частной, называют публичной собственностью.

Таким образом, в ходе земельной и аграрной реформ сложились новые формы права собственности и других прав на землю, новые субъекты земельных и аграрных отношений.

Новый Гражданский кодекс РФ, в соответствии с Конституцией РФ, законодательно закрепил указанные формы права собственности и других прав на землю, посвятив регулированию земельных отношений специальную главу 17, состоящую из 28 статей (ст.260 - 287).

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация с регулированием земельных отношений: указанная глава 17 ГК не введена в действие и должна вступить в силу после принятия нового ЗК. Но ЗК почти на две трети отменен Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. "О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации". В результате создан огромный правовой вакуум: страна более двух лет живет практически без Земельного кодекса. Указ не соответствует ст.90 Конституции РФ, в которой сказано, что указы Президента не должны противоречить закону. Необходим скорейший выход из создавшегося положения и принятие нового ЗК.

В соответствии с Указом Президента РФ "Об Основных Положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" начался новый этап приватизации земель. Характерно, что Госдума не утвердила Закон, и тогда Президент утвердил Основные Положения своим Указом. В Основных Положениях содержатся два раздела ("4" и "410"), специально посвященные приватизации земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества. Таким образом, промежуточные цели и задачи земельной и аграрной реформ - создание множественности форм права на землю и аграрных формирований - достигнуты. Однако, проблемы сельского хозяйства и АПК не решены, наоборот, сельскохозяйственное производство, к сожалению, продолжает снижаться.

2. Взаимодействие Гражданского кодекса и земельного законодательства

Вопрос о взаимодействии гражданского и земельного законодательства в регулировании земельных отношений имеет большой научный и практический интерес. Именно здесь четко и ярко проявляются особенности земли как имущества, недвижимости, как объекта земельных отношений и осуществления их правового регулирования гражданским и земельным законодательством.

В ст.3 ГК сказано, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. Следовательно, в ЗК и других актах земельного законодательства нормы ГК:

во-первых, могут воспроизводиться (полностью или частично), не вступая в противоречие с нормами ГК;

во-вторых, они могут и должны развиваться, конкретизироваться с учетом особенностей регулирования земельных отношений, опять-таки, не вступая в противоречие с ГК. В первую очередь, с нормами о праве собственности и других правах, о сделках с землей и др.;

в-третьих, могут и должны содержать сугубо "свои" земельно-правовые нормы, не включаемые в ГК.

К последним относятся, главным образом, специальные земельно-правовые нормы публично-правового характера:

О компетенции государственных и местных органов по регулированию земельных отношений;

О государственном учете земель;

О государственном земельном кадастре и мониторинге;

О государственной специальной регистрации прав на землю;

Об установлении состава и категорий земель и переводе их из одной категории в другую, их разграничении по целевому назначению;

О государственном контроле за использованием и охраной земель;

Об ответственности за нарушение земельного законодательства и др.

Возмещение имущественного ущерба, причиненного собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земли производится в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Таким образом, видно, что ГК дает свободу ЗК в регулировании земельных отношений. Это свидетельствует, по существу, о том, что все статьи главы 17 и другие статьи ГК, касающиеся земельных отношений, могут воспроизводиться и развиваться, конкретизироваться в земельном законодательстве, не вступая в противоречие с ГК.

Это относится не только к указанным статьям главы 17, но и ко многим другим.

Назовем их:

Ст.23 - о гражданах как субъектах гражданских и земельных отношений;

Все положения гл. 4 - о субъектах гражданских и земельных отношений - юридических лицах;

Ст.257 - о фермерских хозяйствах;

Статьи гл. 6 - об объектах гражданских прав (в частности, ст.129, в которой имеется прямая отсылка к земельному законодательству по вопросу о допущении оборота земли как особого объекта, и ст.131 - о специальной регистрации);

Вопрос о взаимодействии гражданского и

земельного законодательства в регулировании земельных

отношений имеет большой научный и практический интерес.

Именно здесь возникает множество сложных вопросов, тре-

бующих знания и изучения. Именно здесь четко и ярко

проявляются особенности земли как имущества, недвижи-

мости, как объекта земельных отношений и осуществления

их правового регулирования гражданским и земельным за-

конодательством. Без Земельного кодекса их регулирова-

ние просто невозможно. В ст. 3 ГК сказано, что нормы

гражданского права, содержащиеся в других законах,

должны соответствовать ГК. Следовательно, в ЗК и других

актах земельного законодательства: во-первых, нормы ГК

могут воспроизводиться (полностью или частично, но не

вступая в противоречие с ГК Российской Федерации);

во-вторых, нормы могут и должны развиваться, конкрети-

зироваться с учетом особенностей регулирования земель-

ных отношений, опять-таки не вступая в противоречие с

ГК, в первую очередь с его нормами о праве собственнос-

ти и других правах, о сделках с землей и др.; в-треть-

их, в них могут и должны содержаться сугубо "свои" зе-

мельно-правовые нормы, не включаемые в ГК. К последним

относятся главным образом специальные земельно-правовые

нормы публично-правового характера: - о компетенции го-

сударственных и местных органов по регулированию зе-

мельных отношений;

________________________________________________________

О государственном учете земель; - о государственном

земельном кадастре и мониторинге; - о государственной

специальной регистрации прав на землю; - об установле-

чению; - о государственном контроле за использованием и

охраной земель; - об ответственности за нарушение зе-

мельного законодательства и др. Возмещение имуществен-

ного ущерба, причиненного собственникам, владельцам,

пользователям и арендаторам земли, производится в соот-

ветствии с гражданским и земельным законодательством.

Таким образом, видно, что ГК дает свободу ЗК в регули-

ровании земельных отношений. Это свидетельствует, по

существу, о том, что все статьи гл. 17 ГК и другие

статьи, касающиеся земельных отношений, могут воспроиз-

водиться и развиваться, конкретизироваться в земельном

законодательстве, не противореча ГК. Но это можно ска-

зать не только об указанных статьях гл. 17, но и о мно-

гих других статьях. А их немало во всех разделах и гла-

вах ГК. Назовем их: - ст. 23 - о гражданах как субъек-

тах гражданских и земельных отношений; все положения

гл. 4 - о субъектах гражданских и земельных отношений -

юридических лицах; - ст. 257 - о фермерских хозяйствах;

статьи гл. 6 - об объектах гражданских прав (в част-

ности, ст. 129, в которой имеется прямая отсылка к зе-

мельному законодательству по вопросу о допущении обо-

ротности земли как особого объекта, и ст. 131 - о спе-

циальной регистрации); - статьи гл. 13, в которой име-

ются отсылки к земельному законодательству (об обороте

земли и его особенностях по сравнению с другим имущест-

вом, о формах собственности и других вещных правах на

землю); - ст. 216 - о вещных правах на землю и порядке

перехода этих прав, о праве собственности на землю,

праве пожизненного наследуемого владения землей, праве

постоянного пользования, сервитутах; - статьи гл. 16 -

об общей собственности и т.д. Можно назвать и другие

главы и статьи ГК - о залоге, обязательствах, догово-

рах, сделках с землей и др., которые также при- менимы

к регулированию земельных отношений в соответствии с

земельным законодательством. Поскольку в ГК Российской

Федерации эти нормы сформулированы в общей форме, то

применительно к земле они должны получить свое развитие

в земельном законодательстве с учетом особенностей

земли как объекта, имущества особого рода. Особенности

земли как специфического имущества и объекта гражданс-

ких отношений заслуживают внимания. Землю нельзя

приравнивать к обычному имуществу: зданиям, сооружени-

ям, объектам, движимым вещам. В сельском хозяйстве зем-

ля - основное и незаменимое средство сельскохозяйствен-

ного производства. Поэтому эти земли нельзя "разбазари-

вать", использовать не по целевому назначению. В не-

сельскохозяйственных отраслях земля используется как

территория для размещения отраслей, зданий, сооружений,

объектов, здесь она не является средством производства.

Но во многих случаях здания, сооружения, объекты нераз-

рывно, прочно связаны с землей. Поэтому при переходе

указанных объектов в собственность или пользование дру-

гих лиц, аренду неизбежно встает и вопрос о земле. И

этот вопрос надо решать в соответствии с ГК и ЗК: на

каком праве осуществляется переход земли - праве собс-

твенности, пользовании или аренды. Каковы основания

возникновения и прекращения прав на землю? Формулируя

основания возникновения прав на имущество, а также ос-

нования их прекращения, ГК имеет в виду, что они расп-

ространяются и на права на землю. И точно, в земельном

законе они регулируются подробно. Одним из главнейших

оснований возникновения прав на землю является предос-

тавление земельных участков из государственной и муни-

ципальной собственности в частную собственность, поль-

зование, аренду. Частные собственники могут также пре-

доставлять земельные участки в пользование и аренду

другим лицам. Наиболее распространенными основаниями

возникновения прав на землю являются сделки с землей.

Они закреплены в ст. 260 ГК, а также Указом Президента

Российской Федерации. Они должны быть тщательно "распи-

саны" в новом ЗК. Основания возникновения и прекращения

прав на землю неразрывно взаимосвязаны и перекрещивают-

ся: у одних возникает право на землю, у других оно

прекращается. При предоставлении земли из государствен-

ной и муниципальной собственности в частную прекращает-

ся право государственной и муниципальной собственности

и возникает право частной собственности и наоборот. Од-

ним из способов прекращения права на землю является

изъятие (выкуп) земли для государственных и муниципаль-

ных нужд (ст. 278-282 ГК) и изъятие земельных участков

в связи с нарушением земельного законодательства (ст.

284-286 ГК). В ЗК эти основания отменены, они должны

быть четко сформулированы в новом ЗК. Массовыми основа-

ниями прекращения прав на землю являются вышеназванные

сделки с землей (ст. 260 ГК), которые подлежат конкре-

тизации в новом ЗК. Нет необходимости подробно останав-

ливаться на всех, но на купле-продаже земли необходимо

остановиться, ибо это - новое и, кроме того, очень

спорное и приводящее к противостоянию явление. Имеются

сторонники, но много и противников купли-продажи земли.

Законом в ряде случаев она введена. Но высказываются возра- жения против широкой купли-продажи сельскохозяйственных

земель. ГК ее предусматривает (хотя и не прямо), но

границ не ставит и, таким образом, отсылает к земельно-

му закону. В процессе разработки нового ЗК это один из

острейших вопросов. Но в принципе и куплю-продажу сель-

скохозяйственных земель можно ввести в жесткие рамки,

чтобы она не приводила к резко отрицательным последс-

твиям. Запрещается продажа для использования земли не

по целевому назначению. ГК предусматривает изъятие (вы-

куп) земель в таких случаях (ст. 284 - 287 гл. 17) и

отсылает к земельному законодательству. Таким образом,

следует установить жесткие рамки использования сельско-

хозяйственных земель. Их нельзя "пускать" в общий зе-

мельный рынок, надо их оставить в рынке только сельско-

хозяйственных земель. Покупатели земли, в том числе,

думается, и иностранные физические и юридические лица,

если они желают добросовестно вести сельскохозяйствен-

ное производство, должны иметь право купить ее. В Рос-

сии добывается и отправляется на экспорт много нефти,

газа и леса. Но ведь землю нельзя вывезти за границу,

ее можно использовать честно и добросовестно, и тогда

купля-продажа земли не приведет к отрицательным пос-

ледствиям. Имеются и экономические механизмы - прогрес-

сивный земельный налог, стимулирование их рационального

и эффективного использования, усиление государственного

контроля за использованием и охраной всех, и особенно

сельскохозяйственных, земель. С учетом всех этих обсто-

ятельств, думается многим, можно было бы вводить куп-

лю-продажу сельскохозяйственных земель, в том числе и

иностранным физическим и юридическим лицам. Может быть,

это стало бы одним из средств обеспечения хозяйского

отношения к земле и повышения сельхозпроизвод-ства. Но,

повторяем, вопрос требует проработки. Право хозяйствен-

ного ведения и право оперативного управления - примени-

мы ли они к земле? Субъектами гражданских и земельных

отношений являются казенные предприятия и унитарные го-

сударственные и муниципальные предприятия. Они - юриди-

ческие лица, но они не частные юридические лица. Может

возникнуть вопрос о хозяйственном ведении или оператив-

ном управлении. Об этом говорится в гл. 19 ГК (ст.

нию к праву на землю, в гл. 17 ГК они не предусмотрены.

И в прежней системе они не применялись, а применялись

право пользования и владения, а также в установленных

пределах право распоряжения (об этом писали А.В. Вене-

диктов, А.В. Карасс, С.Н. Братусь, Г.Н. Полянская).

ются к имуществу, но не к земле и другим природным ре-

сурсам. В гл. 17 К, специально посвященной правам на

землю, не, говорится о хозяйственном ведении и опера-

тивном управлении землей, а говорится лишь о владении и

пользовании (и в том числе аренде), частично о праве

постоянного пользователя землей распоряжаться ею с сог-

ласия собственника.

Применима ли к земле приобретательная давность? Инте-

ресным и важным является вопрос о приобретательной дав-

ности (ст. 234 ГК). К праву на обычное имущество она

применяется. Применима ли она к возникновению права

собственности на землю? Думается, не всегда. В гл. 17

ГК она не предусмотрена. Земля изначально всегда была в

государственной собственности, поэтому государственные

или муниципальные земли вряд ли могут быть ничейными.

Кроме того, земля - особый объект недвижимости. На

практике многие граждане долгое время пользовались (или

пользуются) неоформленными участками, затем эти участки

могут оформляться органами власти в собственность,

пользование, владение, аренду по установленным нормам и

в общем порядке. Если участок находится в частной собс-

твенности, но собственник не объявляется и не предъяв-

ляет свои права на участок, на него распространяются

нормы о приобретательной давности. Вопрос требует реше-

ния в новом ЗК. Реквизиция и конфискация - применимы ли

они к земельным участкам? Реквизиция - это изъятие в

установленных законом случаях (стихийные бедствия, эпи-

зоотии, эпидемии, аварии и др.) имущества с выплатой

его стоимости (ст. 242 гл. 15 ГК). В гл. 17 реквизиция

земли не предусмотрена. Да и вообще она не применима к

земле, так как это особый объект имущества, по отноше-

нию к которому практически невозможно применение рекви-

зиции. Она применима к домам и сооружениям, транспорт-

ным средствам, продовольствию и др. В отношении земли

существует специальная мера - изъятие (выкуп) ее для

государственных или муниципальных нужд или за нарушение

земельного законодательства (гл. 17 КГ), но вовсе не в

тех случаях, которые предусмотрены для реквизиции обыч-

ного имущества (не земли). Конфискация имущества пре-

дусмотрена ст. 243 гл. 15 ГК. В гл. 17 она не предус-

мотрена. Но в отношении земли как имущества (хотя и

особого) возможна конфискация. Но только в ЗК и УК не-

обходимо определить случаи и порядок конфискации земли.

Например, в приговоре суда необходимо обязательное ука-

зание о конфискации земли (вместе со всем имуществом).

Без этого конфискация земли невозможна. Точно так же

невозможна конфискация земли, пока в ЗК и УК не опреде-

лены конкретные преступления, влекущие ее конфискацию.

Но и это вряд ли необходимо, так как в гл. 17 ГК имеют-

ся статьи об изъятии земель за нарушения земельного за-

конодательства (ст. 284 - 286 ГК). И этого вполне дос-

таточно, и вряд ли в ЗК и УК надо вносить какие-либо


1. Утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Комментарии к статье 261 ГК РФ

1. Земельный участок является объектом недвижимости и в соответствии со ст. 128 ГК РФ - объектом гражданских прав. Земельный участок представляет собой часть земной поверхности, имеющую границы. Таким образом, установление границ (наряду с местоположением) является не только средством индивидуализации земельного участка, но и способом создания самого объекта права.

Установление границ производится в определенном порядке, в частности межеванием.

При постановке земельного участка на кадастровый учет используются сведения о ранее учтенных земельных участках и сведения о сформированных частях земельных участков, оформленных и виде их описаний. Описание представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.

Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержит чертеж земельного участка, описание границ и другие реквизиты (Требования к оформлению документов о межевании представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденные Приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327 // БНА РФ. 2002. N 48).

2. Правом собственности охватывается лишь плоскость земельного участка, поверхностный (почвенный) слой, а также находящиеся на участке водоемы, лес и растения.

То, что находится под и над земельным участком, может быть использовано собственником постольку, поскольку иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами. Это означает, что воображаемый "столб", уходящий вверх и вниз от земельного участка, не принадлежит собственнику участка. Собственник пользуется тем, что находится в этом пространстве в силу принадлежности ему самого участка, и потому имеет на это больше оснований, чем иные лица. В ст. 40 ЗК указывается на право собственника использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы. Если специальными законами (о недрах, воздушном пространстве и т.д.) будут установлены специальные правила, регулирующие использование этого пространства, собственник должен будет подчиниться им. В ст. 261 не предусматривается каких-либо преимуществ, предоставленных собственнику земельного участка в отношении недр или воздушного пространства, находящегося над его участком.

3. Указание на то, что пользование участком должно осуществляться без нарушения прав других лиц, по существу повторяет норму п. 3 ст. 209 ГК РФ.

Если иное лицо будет использовать недра или воздушное пространство над участком собственника, не имея на то прав, а лишь ссылаясь на то, что это пространство не принадлежит собственнику земельного участка, то собственник вправе требовать прекращения таких действий, поскольку они создают ему помехи или неудобства (ст. 304 ГК РФ).

4. В соответствии со ст. 6 ЗК земельный участок является делимым, если может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения ограничивает предельные (минимальные) размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями законодательства РФ о землеустройстве.

Поскольку хозяйственное назначение участка тесно связано с его специальным назначением, отражаемым в присвоенной участку категории, следует признать, что раздел участка может привести к утрате им хозяйственного назначения в смысле ст. 133 ГК РФ. В этом случае участок должен быть отнесен к категории неделимых вещей. При изменении категории земельного участка он может быть признан делимым. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в административном порядке (ст. 8 ЗК).

В то же время указанный в ст. 6 ЗК такой объект земельных отношений, как часть участка, по-видимому, не может считаться объектом гражданских прав, поскольку речь идет о неделимом земельном участке.

5. Не является объектом гражданских прав и такой объект земельных отношений, как земля (земли), указанный в ст. 6 ЗК, поскольку он не обладает признаками, предусмотренными в ст. 260 ГК РФ.