Павел епископ коломенский. Павел Коломенский (попытка разобраться в исторической легенде)

Епископ Русской Православной церкви, активно поддержавший противников реформ патриарха Никона во время раскола.


Па́вел Коло́менский (умер 16 (3 по старому стилю) апреля 1656 года) - епископ Русской Православной церкви, активно поддержавший противников реформ патриарха Никона во время раскола.

Родился в селе Колычево Княгининского уезда Нижегородской области в семье сельского священника. Принял постриг в Макариевском Желтоводском монастыре, с 1636 монастырский казначей. По некоторым историческим данным известно, что епископ Павел постоянно проживал в городе Коломне. Во второй половине 1640-х годов иеромонах Павел входит в московский Кружок ревнителей благочестия вместе с протопопом Аввакумом, архимандритом (будущим патриархом) Никоном, епископом Илларионом Рязанским (будущим гонителем «раскольников») и прочими. С 1651 года игумен Пафнутиево-Боровского монастыря. В 1652 был одним из 12 претендентов на престол патриарха. Патриархом по настоянию Алексея Михайловича становится Никон. В этом же году Никон возвёл Павла в сан епископа Коломенского и Каширского. В 1653 начаты репрессии в отношении противников реформ Никона. В 1654 году для узаконивания своих действий патриарх Никон собирает собор с тщательно отобранными участниками, среди которых был Павел Коломенский . На соборе Павел открыто выступил в защиту «старых книг», а под соборными постановлениями вместо подписи написал: «Если кто от преданных обычаев святой соборной церкви отъимет, или приложит к ним, или каким-либо образом развратит, анафема да будет». Никон избил Павла на соборе, сорвал с него мантию, без соборного суда лишил епископской кафедры и сослал в Палеостровский монастырь. В отдельных старообрядческих источниках упоминается «великий собор», созванный по благословлению епископа Павла в Куржецком монастыре (рядом с местом ссылки Павла Коломенского). В 1656 году Павел переведён под более строгий надзор в новгородский Хутынский монастырь, где и был, по-видимому, убит. Официальное объяснение звучало так: «никто не видел, как погиб бедный: зверями похищен или в в реку упал и утонул». В старообрядческих источниках утверждается, что Павел начал юродствовать Христа ради (единственный в церковной истории пример юродивого-епископа). Традиционно юродивые считались неприкосновенными на Руси, а к их словам прислушивались как в народе, так и во власти, вплоть до царя. Узнав об этом, Никон будто бы подослал наёмных убийц, епископ Павел Коломенский был сожжён в срубе 3 апреля (по старому стилю) 1656 года.

Московский собор 1666-1667 годов, судивший Никона, вменил ему извержение из сана и смерть епископа Павла: «Да ты же, Никон, коломенского епископа Павла без собора, вопреки правил, низверг и обругал и сослал его в ссылку и там его умучил, и то тебе низвержение вменится в убийство».

Епископ Русской Православной церкви, активно поддержавший противников реформ патриарха Никона во время раскола.


Па́вел Коло́менский (умер 16 (3 по старому стилю) апреля 1656 года) - епископ Русской Православной церкви, активно поддержавший противников реформ патриарха Никона во время раскола.

Родился в селе Колычево Княгининского уезда Нижегородской области в семье сельского священника. Принял постриг в Макариевском Желтоводском монастыре, с 1636 монастырский казначей. По некоторым историческим данным известно, что епископ Павел постоянно проживал в городе Коломне. Во второй половине 1640-х годов иеромонах Павел входит в московский Кружок ревнителей благочестия вместе с протопопом Аввакумом, архимандритом (будущим патриархом) Никоном, епископом Илларионом Рязанским (будущим гонителем «раскольников») и прочими. С 1651 года игумен Пафнутиево-Боровского монастыря. В 1652 был одним из 12 претендентов на престол патриарха. Патриархом по настоянию Алексея Михайловича становится Никон. В этом же году Никон возвёл Павла в сан епископа Коломенского и Каширского. В 1653 начаты репрессии в отношении противников реформ Никона. В 1654 году для узаконивания своих действий патриарх Никон собирает собор с тщательно отобранными участниками, среди которых был Павел Коломенский. На соборе Павел открыто выступил в защиту «старых книг», а под соборными постановлениями вместо подписи написал: «Если кто от преданных обычаев святой соборной церкви отъимет, или приложит к ним, или каким-либо образом развратит, анафема да будет». Никон избил Павла на соборе, сорвал с него мантию, без соборного суда лишил епископской кафедры и сослал в Палеостровский монастырь. В отдельных старообрядческих источниках упоминается «великий собор», созванный по благословлению епископа Павла в Куржецком монастыре (рядом с местом ссылки Павла Коломенского). В 1656 году Павел переведён под более строгий надзор в новгородский Хутынский монастырь, где и был, по-видимому, убит. Официальное объяснение звучало так: «никто не видел, как погиб бедный: зверями похищен или в в реку упал и утонул». В старообрядческих источниках утверждается, что Павел начал юродствовать Христа ради (единственный в церковной истории пример юродивого-епископа). Традиционно юродивые считались неприкосновенными на Руси, а к их словам прислушивались как в народе, так и во власти, вплоть до царя. Узнав об этом, Никон будто бы подослал наёмных убийц, епископ Павел Коломенский был сожжён в срубе 3 апреля (по старому стилю) 1656 года.

Московский собор 1666-1667 годов, судивший Никона, вменил ему извержение из сана и смерть епископа Павла: «Да ты же, Никон, коломенского епископа Павла без собора, вопреки правил, низверг и обругал и сослал его в ссылку и там его умучил, и то тебе низвержение вменится в убийство».

Епископ Павел почитается старообрядцами святым в лике священномученика.

Однако здесь Павел, пользовался немалой свободой и продолжал проповедовать. Сохранилось старообрядческое «Сказание о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенского», в котором, в частности, говорится о некоем «великом соборе », состоявшемся по благословению Павла и некоторых других епископов в Куржецкой обители при игумене Досифее . На соборе было составлено жесткое определение: приходящих от «никонианской» Церкви крестить и рукоположения (т.е. священства) её не принимать. Не исключают, что активная роль Павла в Куржецком соборе послужила причиной того, что он был перевезен из Палеострова в Хутынский монастырь в Новгороде в году и был помещен под более строгий надзор.

Последние обстоятельства его жизни неизвестны. Диакон Феодор пишет следующее: «Павел же тот, блаженный епископ, начал уродствовать Христа ради ». По словам архиепископа Лазаря (Барановича) , Павел сошел с ума; Хутынский игумен и монастырская братия посчитали епископа Павла сумасшедшим, а потому решили не отягощать себя надзором за ним, предоставив ему полную возможность бродить в окрестностях монастыря, где ему вздумается. Свою свободу бродить в окрестностях Павел употребил на проповедь древних обрядов среди местных жителей. По рассказам старообрядцев, игумен Хутынского монастыря его «мучил».

Официальная версия того времени гласила: «Никто не видел, как погиб бедный: зверями ли похищен или в реку упал и утонул». Впоследствии, во время суда над Никоном на Большом Московском Соборе - годов, бывшему патриарху вменили в преступление извержение епископа Павла из сана собственной властью, без собора:

"Да ты же, Никон , - говорится в соборном приговоре, - коломенского епископа Павла без собора, вопреки правил, низверг и обругал и сослал его в ссылку и там его умучил, и то тебе низвержение вменится в убийство" .

Согласно писанию диакона Феодора, «Никон же уведав, и посла слуг своих тамо в новгородския пределы, идеже он ходя страньствовал. Они же обретоша его в пусте месте идуща и похвативше его, яко волцы кроткую Христову овцу, и убиша его до смерти, и тело его сожгоша огнем». Согласно этой версии, 3 апреля года, в Великий четверг, Павел Коломенский был сожжен в срубе. Семен Денисов в «Винограде Российском » говорит, что Павел был сослан в Палеостровский монастырь , откуда был выслан в Новгород , где сожжен в срубе. Наконец, по словам протопопа Аввакума , Павел был сожжен.

Источники

  • Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения , Москва, 1960, 65.
  • Сказание о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенскаго , Сборная рукопись XVIII века, БАН, Собр. Дружинина, № 127, л. 266–276 об.

Литература

  • Панченко, А. М., Русская история и культура: Работы разных лет Санкт-Петербург, 1999, 401.
  • Макарий (Булгаков), митр., История русского раскола, известного под именем старообрядства , Москва, 1855, 249.
  • Филиппов, И., История Выговской старообрядческой пустыни , Москва, 2005, 88-89.

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. , Большая Российская Энциклопедия, 1995.
  • Статья Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона :
  • «К 350-летию со дня мученической кончины епископа Павла Коломенского», сайт «Древлеправославной Поморской Церкви» Староверы , 3.IV.2006:
Как-то в разговоре со мной некий старообрядец написал мне: Последний Старообрядческий Епископ Павел Коломенский был зверски замучен Никоном, тогда еще Патриархом…

На что я ему ответил:

Павел епископ Коломенский не был бит и замучен. Вернее, все это было с ним в рассказах старообрядцев. Написал о "мучениях и сожжении" Павла Аввакум: "...епископа Павла Коломенского, муча; и в Новгородских пределах огнем сожег...", потом Семен Денисов писал, что Павел был сожжен в срубе.

В "Истории о Павле, епископе Коломенском" читаем: «Тогда Никон патриарх рыкну, яко лев зол и нача бити немилостивно по ланитом преосвященнаго; и дотоле его бияше, дондеже сам изнеможе. А преосвященный Павел паде на землю, аки мертв и, мало в себе пришед, воста, бившему благодарение воздаде и стояше молча»

Интересно, что Московский собор 1666 г., решая вопрос о низложении Никона, поставил бывшему патриарху в вину лишь то, что он коломенского епископа «из мантии обнажи жестоце и на лютая биения и наказания предаде».

О чем и пишет автор «Истории»: "Тогда Никон исполнися ярости, повеле блаженнаго обложити оковы железными и отвести в темницу за крепкою стражею и стрещи строжайши, никому не дая к нему входити и пищи не подавати кроме приставленнаго стража. И приставиша человека немилостива суща, паче же и злонравнаго и безчеловечнаго; повелеша же ему, чтобы творил великия скорби епископу Павлу и досады"

Т.е. речь не идет об избиении, а о «предании на биение и наказание». Понимая, что собор, которому нужно было, во что бы то ни стало осудить Никона – тащил все, что можно было подшить к делу, я позволю себе усомниться в "звериной жестокости" Никона, и задуматься об этом конфликте несколько в другом ключе, нежели обычно к нему подходят.

Тут нужно констатировать, что лоб в лоб сошлись два характера (даром что ли Павел был прежде возлюбленником Никона, который и возвел Павла на Коломенскую кафедру). По свидетельствам современников коломенский епископ был и крут и суров, и вполне соответствовал своему патриарху в характере. Так что, когда они разошлись во мнениях на реформу, ничего кроме «войны» получиться не могло. У Никона была власть, и Павел проиграл, но, случись власть у Павла – что было бы с Никоном? А то же самое – время такое было, люди такие были – люди привычные к крови и борьбе (оба поссорившихся пастыря были современниками смутного времени).

И Никон, и Павел были за исправление, но если Никон был «грекофил», то Павел «русофил», и в свете современных знаний об особенностях богослужебных уставов у греков и у русских, получается борьба «остроконечников» с «тупоконечниками», т.е спор не имеющий выхода и разрешения.

На соборе Никон Павла просто не мог бить, ибо бить его было не за что, да и невместно (при царе-то!) – Павел подписал Соборное постановление, хотя и с существенной оговоркой. Когда конкретно Никон бил Павла «до изнеможения» непонятно. Возможно, пря у них продолжалась еще некоторое время (при всей своей «звериной жестокости» Никон какое-то время еще продолжал спорить со своими оппонентами, вместо того, что бы тут же «закатать их в асфальт»).

А дальше – извержение из сана, арест, ссылка. В вину Никону вменили, что он сделал это неправомочно – единоличным решением, но подобные случаи были и прежде, до Никона, иначе патриарх не осмелился бы на подобные действия. Вменяют в вину, что дважды наказал за одно и тоже (и изверг из сана, и сослал), но, как мне думается – сослал он его уже совсем за другое, а именно за то, что Павел, подобно другим вождям старообрядчества начал активную внутрицерковную деятельность против Патриарха.

В Палеостровском Рождественском монастыре Павла содержат «в ужасных условиях», но что это за условия становится ясным, если знать, что к заключенному был свободный доступ всех желающих, чем опальный и воспользовался в полной мере и полтора года беспрепятственно принимал многочисленных гостей. Потом его переводят в Новгород, в Хутынский монастырь, где, как утверждают староверы он «взял на себя подвиг юродства», или как говорят их противники (например - еп. Лазарь (Баранович) – современник событий), сошел с ума.

Как там оно было на самом деле – не знаю, только строптивый епископ расстрига не только не прекратил свою деятельность, но видимо, даже усилил ее, так что особо настырных «паломников» начали арестовывать. Впрочем, я охотно допускаю и третью версию – с ума ни кто не сходил, а «юродство» отличный предлог для того, что бы получить свободу действий (юродивых в России не только почитали, но и боялись даже власти).

Вопрос о том, как умер Павел – открыт. Староверы утверждают, что его то ли убили, то ли сожгли, то ли и то и другое вместе: «Никон посла слуг своих тамо в новгородския пределы, идеже он ходя странствовал. Они же тамо обретоша его в пусте месте идуща и похвативше его, яко волцы кроткую овцу, и убиша его до смерти, и тело его сожгоша огнем по Никонову велению. И тако тому конец рабу Божию сотвори Никон волк, дабы не обличал его законопреступника».

Но я сомневаюсь в этом. Сожгли бы – не отнекивались бы, тому же Никону вменили бы в вину. Могли ли подослать к нему убийц? Врядли – не тот случай, не та среда (если конечно не предполагать «никониан» эдакими патологическими «зверями убивцами»). Официально он умер «невесть как» - "прилучися архиереови тому изумитеся и погибнути бедному, кроме вести, от зверей ли снеден быв или в воде утопе". Откуда появился рассказ о подосланных убийцах – не знаю, но семантически этот мотив сближается с "убиением царевича Дмитрия". Единственный епископ, который возразил Никону – как тут не появиться легенде.

И так, вместо «канонически стройной» картины «стояния за веру», и т.д., и т.п. – повесть о нестроениях и личных амбициях в Русской Церкви после смутных времен. Никон был крут, но и противники его были круты.

Однако, к чести тогдашних церковных властей нужно сказать, что жечь раскольников стали только после того, как они стали проповедовать и благословлять «палы» - массовые самосожжения. Изуверство властей подпитывалось изуверством набиравшего обороты раскола.

Епископ коломенский, единственный из иерархов русской церкви, во время образования раскола принявший сторону старообрядцев. Принадлежа с самого начала реформаторской деятельности Никона к числу лиц, враждебных ему (он был в близких отношениях к протопопу Иоанну Неронову, одному из главных вождей раскола), П. свою приверженность к старине открыто выразил на московском соборе 1654 г., настаивая, чтобы церковные книги были оставлены в прежнем виде. Хотя он и подписался под определением собора относительно необходимости исправления книг, но сделал оговорку, в которой отрицал возможность и надобность изменения правил о поклонах. Патриарх лишил его епископской кафедры и сослал в заточение. По словам Лазаря Барановича, П. сошел с ума; последние обстоятельства его жизни неизвестны. По раскольничьим рассказам, Никон сослал его в новгородский Хутынский м-рь, где игумен его "мучил", а он сам "юродствовал" и потом был убит посланными Никона. Семен Денисов в "Винограде Российском" говорит, что П. был сослан в Палеостровский монастырь, откуда был выслан в Новгород, где сожжен в срубе. По словам протопопа Аввакума, П. был сожжен.

  • - с 25 апреля 1490...
  • - епископ Коломенский...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - в 1444 г. 8-й епископ коломенский, присутствовал на соборе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - из игуменов Угрешского монастыря рукоположен в епископа коломенского в 1491 г., а в 1496 г. участвовал в избрании троице-сергиевского игумена Симона в московские митрополиты и в 1498 г. в венчании на царство внука...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ Коломенский. 12 июля 1419 года хиротонисан во епископа Коломенского митрополитом Киевским и всея Руси Фотием. Управлял епархией до 1441 года. Год кончины неизвестен. Литература: Марков Н. М., священник...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ Коломенский. О преосвященном Афанасии сведений сохранилось очень мало. По некоторым данным, предполагают, что во епископа он хиротонисан святителем, митрополитом Алексием...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ Коломенский. О времени назначения епископа Варлаама на Коломенскую кафедру сведений не сохранилось. В 1441 году он был уже участником Собора от Коломенской епархии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ Коломенский, хиротонисан в 1339 из архимандритов Владимирского Рождественского мон., сконч. в 1392. Карамзин, V, пр. 137 и 254; Соловьев, "История России", XI, 284, 360, 371, 372; Строев, "Списки иерарх.", 662 и 1029...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ Коломенский, управлял епархией ок. 1450. Н. Д. "900-летие русск. иерархии", 46, и "Иерархия Всеросс. церкви", 23...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ Коломенский, хиротонисан 17 октября 1652 из игуменов Боровского Пафнутьева мон., был на соборе 1654, низложен в декабре того же года и сослан в Палеостровский мон., где и скончался. Строев, "Списки иерарх."...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ Коломенский.Сохранившиеся сведения о преосвященном Павле немногочисленны.Был архимандритом Владимирского Рождество-Богородицкого монастыря...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ Коломенский. Управлял Коломенской епархией около 1450 года. Литература: Амвросий, архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. - М., 1807-1815, ч. 1, с. 244. Н. Д. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ Коломенский и Каширский. В 1651 году упоминается игуменом Пафнутиева Боровского монастыря. 17 октября 1652 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ коломенский, единственный из иерархов русской церкви, во время образования раскола принявший сторону старообрядцев...
  • - епископ коломенский, единственный из иерархов русской церкви, во время образования раскола принявший сторону старообрядцев...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Павел епископ коломенский" в книгах

Коломенский мост

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Коломенский мост Располагается против улицы Володи Ермака. Длина моста 27,93 м, ширина - 2,28 м. Назван по старому району Петербурга - Коломне, где этот мост расположен.В 1906 г. здесь был построен деревянный мост на свайных опорах с металлическими пролетными строениями.

Коломенский прудок

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Коломенский прудок В городе Коломне есть прудок, оставшийся так же, как в других местах, на провале церкви. Старожилы коломенские уверены, что и в этом пруде, на известные праздничные дни, слышен звон колокольный. От нечистоты, выбрасываемой с боен, пруд к одной стороне его

Данилушка Коломенский

Из книги автора

Данилушка Коломенский Он из крестьян. История жизни его печальна и трогательна - это история того, как у нас падают и замирают сильные натуры.Данила Иванович, или, попросту, Данилушка, уроженец Московской Губернии, Коломенского Уезда, села Лыкова, принадлежавшего Б. Он

Глава 10. Епископ Павел

Из книги автора

Глава 10. Епископ Павел Первым русским святым, претерпевшим муки и смерть за верность древнему православному благочестию и старому церковному обряду, был священномученик и исповедник Павел, епископ Коломенский и Каширский.К сожалению, немногое известно о нем. Мы не знаем,

Коломенский кремль

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Коломенский кремль Впервые Коломна упоминается в летописи под 1177 годом как пограничный город Рязанского княжества. В 1301 году он был присоединён к Московскому княжеству. И на протяжении нескольких веков Коломна стала одним из главных южных оборонительных рубежей

Коломенский остров

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Коломенский остров Коломенский остров находится между Мойкой, Крюковым каналом, каналом Грибоедова, Фонтанкой, Невой и Пряжкой.До основания Петербурга вместе с современными Казанским, Покровским и Спасским островами он входил в состав острова Перевозина, который затем

КОЛОМЕНСКИЙ ОСТРОВ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

КОЛОМЕНСКИЙ ОСТРОВ Коломенский остров находится между Мойкой, Крюковым каналом, каналом Грибоедова, Фонтанкой, Невой и Пряжкой.До основания Петербурга вместе с современными Казанским, Покровским и Спасским островами он входил в состав острова Первушкина, который затем

Коломенский тепловозостроительный завод

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Глава 5. Митрофан Коломенский

Из книги Житие Сергия Радонежского автора Клосс Борис Михайлович

Глава 5. Митрофан Коломенский О ранних годах жизни Митрофана данных не имеется, но с известным основанием его можно считать постриженником Троице–Сергиева монастыря. В 1504 г. источники фиксируют Митрофана в качестве архимандрита Андроникова монастыря и духовника

Святые священномученики Маркелл, епископ Сикелийский, и Филагрий, епископ Кипрский

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святые священномученики Маркелл, епископ Сикелийский, и Филагрий, епископ Кипрский Святые Маркелл и Филагрий были рукоположены во епископов. Они были современниками святого священномученика Панкратия Тавроменийского. Мощи святого Филагрия находятся на острове

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по всей вероятности, родился в пределах Суздальско-Нижегородского княжества в начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году

Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье бедного причетника. Во святом крещении он был назван Иоанном. Апостол Америки и

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289)

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289) Память его празднуется 3 февр. в день преставления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святыхСвятитель Симеонбыл епископом в Полоцке,но был вынужден

Коломенский Данилушка

Из книги Святая простота. Рассказы о праведниках автора Зоберн Владимир Михайлович

Коломенский Данилушка Родом Данилушка был из села Лыкова, Коломенского уезда. Отец его был зажиточный крестьянин, человек богатый и закоренелый раскольник, имевший у себя на дому молельню. Мать его считалась большою начетчетцею старых духовных книг.Данилушка почему-то

Митрополит Филарет Московский и Коломенский

Из книги Православная Пасха. Светлое Христово Воскресение автора Печерская Анна Ивановна

Митрополит Филарет Московский и Коломенский Христос воскресе!Сколь ни много уже раз повторяли мы ныне, но и еще не утомляемся повторять, уповаем же, что и вы не утомляетесь так часто слышать одно и то же слово: «Христос воскресе!»Какое чудесное слово! Как изменяется от